Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства

Системообразующими, как и в других архаических культурах, были представления о дуальности мира, связанные с оппозицией сакрального и мирского. Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества.

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием, как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду, хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При всей развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения.

Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло собой подлинную революцию, принесшую с собой совершенно новые ценности, новые формы жизни, разрушавшие прочно укоренившиеся древние стереотипы. Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и вследствие этого вступало в конфликт со всем предшествующим религиозным миропониманием. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, вспыхивали народные восстания под предводительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добивалась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Типичным языческим праздником является Новый год. Другие известные языческие праздники - Масленица, день Ивана Купалы. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках России. Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие - компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.

Важной особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей письменности. Было слово, обращенное к народу на его языке и его алфавите. Алфавит, пришедший от южных славян, был приспособлен к фонетике, усваивался народом, многие представители которого, преимущественно в растущих городах, были грамотны, достаточно вспомнить о новгородских, псковских берестяных грамотах, чтобы судить об уровне развития грамотности в древней Руси.

С религией было неразрывно связано функционирование всех видов искусств. По всей стране строились церкви. Сначала архитекторами были приезжие из Константинополя, затем этому искусству научились местные мастера. Покрывая стены церкви многочисленными эпизодами из священной истории, живописцы обязаны были следовать жестким правилам, которые обусловливали расположение сюжетов.

В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искус­ство. Многие изделия — браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки — в ру­ках искусных мастеров становились настоящими произведения­ми искусства. Успешно развивается также устное народное твор­чество. Создаются былины — эпические песни, сказки, а также свадебные песни, колядки, ритуальные надгробные плачи и т. д.

Большое значение имело проникновение на Русь славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита, хотя на языческом этапе письменность еще не получила широкого распространения. Приход христианства вызвал глубокие изменения во всей древнерусской культуре, которые сразу же проявились в архи­тектуре и градостроительстве. Невиданный размах получает каменное строительство. Судя по летописям, если в IX — X веках в Древней Руси было около 25 городов, то в XI — XII века их насчитывалось уже более 200. Поэтому не случайно иностранцы на­зывали Русь "страной городов" — "Гардарик". Среди монументальных городских построек преобладали культовые — храмы и церкви.

Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала Десятинная Церковь св. Богородицы (989 — 996 гг.), возведенная Владимиром в Киеве. Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии (XI век), сооруженный Ярославом Мудрым.

Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева (XI век), построенные в под­ражание константинопольским вратам.

Памятниками белокаменного зодчества являются Успенский собор (XII век), Дмитриевский собор (XII век), Церковь Покро­ва на Нерли (XII век).

Одним из первых литературных памятников стало "Слово о законе и благодати" (XI век) митрополита Илариона, где про­славляется Русская земля и проводится мысль о равенстве "всех христианских народов". В начале XII века монах Нестор написал первую летопись — "Повесть временных лет", раскрывающую вопрос — "откуда есть пошла Русская земля". Еще одним великим памятником древнерусской литературы стало "Слово о полку Игореве" (XII век), повествующее о причинах бед и неудач Руси.

Успешно развивается изобразительное искусство монумен­тальная (мозаика и фреска) и станковая живопись. Станковую живопись представляет икона. Наиболее почитаемыми в этот период иконами являются византийские, и прежде всего икона Владимирской Богоматери (XII век), которая стала на Руси од­ной из главных святынь и остается таковой до наших дней.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарождение, основные особенности и этапы развития славянской культуры. Роль Византии в формировании и развитии древнерусской культуры и цивилизации | Особенности культуры русского средневековья. Формирование русской национальной культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.