Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западники (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Гриштен




- стояли на позициях культурного универсализма и рационализма;

- высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным инеизбежным для всех народов;

- были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в организа­ции общественной жизни.

Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А. С. Хомяков):

- стояли на позициях культурного релятивизма и православия;

- отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России;

- отвергали западно-европейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религи­озно-историческом и культурно-национальном своеобразии;

- считали, что при создании современной промышленности и сельского хозяйства, торговли и банковского дела следует опираться на свои формы, способы и традиции, источника­ ми которых являются русская община, артель и православие;

- положили начало развитию оригинальной и самобытной русской философии, основу которой составляет православная религиозность;

- разрабатывают концепцию целостности духа, согласно кото­рой в познании участвуют все способности человека — чув­ства, разум и вера, а также воля и любовь. Истина к тому же принадлежит коллективу людей, объединенных единой лю­бовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность противостоит индивидуализму и разобщенности;

- скептически смотрели на правовые формы регулирования поведения людей. Главным регулятором отношений между людьми должны выступать истинная вера и истинная Церковь;

- выдвигают идею о мессианской роли России в спасении человече­ства.

Идеи славянофильства оказали большое влияние на после­дующее развитие русской философии, они получили свое про­должение в идеологии почвенничества, одним из главных пред­ставителей которого был Ф. Достоевский.

Значительные успехи в деле развития образования стали ос­новой культурного взлета России XIX века. В начале века пра­вительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени:

- церковно-приходские одноклассные школы — для низших слоев;

- уездные двухклассные училища — для горожан, купцов, мещан;

- губернские четырехклассные гимназии — для дворян;

- университеты и другие высшие учебные заведения.

Успехи в области образования и просвещения способствова­ли дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет.

Перечень величайших открытий и достижений великих уче­ных России в следующих областях:

- математики. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геомет­рию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. А.А. Марков разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей;

- астрономии. В.Я. Струве произвел первое определение звездно­го параллакса (смещения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве;

- физики. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), определяющее направление индукционного тока; экспериментально обос­новал закон Джоуля-Ленца. Б.С. Якоби изобрел электродви­гатель, создал гальванопластику, вместе с П.Л. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый теле­графный записывающий аппарат. Русским ученым принад­лежит большая заслуга в создании теории электролиза, в разра­ботке электронной, атомной и квантовой физики;

- химии. Д.И. Менделеев установил Периодический закон хи­мических элементов. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов, впервые синтезировал хинин и анилин. A.M. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической хи­мии, открыл реакцию полимеризации;

- географии. Экспедиция Ф.Ф. БеллинсгаузенаМ.П. Лазаре­ва открыла шестую часть света — Антарктиду;

- биологии и медицины. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас "Топогра­фическая анатомия". Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях;

- истории. Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную "Историю государства Российского", СМ. Соловьев - "Историю России с древнейших времен" в 29 томах, В.О. Клнневскшв - "Курс русской истории", а также работы по истории крепостного пра­ва, сословий, финансов;

- языкознании. В.И. Даль составил "Толковый словарь живого великорусского языка".

XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгау­эра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений — от леворадикаль­ных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, ИВ. Киреевский, А.И.Герцен, Н.Г. Чер­нышевский, B.C. Соловьев. То же самое можно сказать о со­циологии и психологии: они также переживают период активно­го становления.

Художественная культура России XIX века

Художественная культура России XIX века переживала неви­данный подъем и расцвет и стала классической. Основными на­правлениями русского искусства были:

- сентиментализм;

- романтизм',

- реализм.

Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести "Бедная Лиза" он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку, раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание "естественной простоты" патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентимен­тализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широ­кого распространения.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распростране­ние. В нем существовало несколько течений. Тема гражданст­венности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, Л.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языко­ва. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуков­ского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

К началу 30-х годов в русской литературе утверждается реа­лизм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И. А. Крылова.

Великими именами русского реализма, всей русской литера­туры и культуры являются имена:

- А.С. Пушкина. Он стал родоначальником русской словесно­сти, создателем русского литературного языка. В его творче­стве представлены все виды и жанры литературы. В романе "Евгений Онегин" он рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия "Борис Годунов" и повесть "Капитанская доч­ка" посвящены значительным событиям в истории России;

- Ф.М. Достоевского. Своим творчеством ("Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" и др.) он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм, на всю современную духовую культуру;

- Л.Н. Толстого. В его творчестве (романы "Анна Каренина", "Воскресение", повесть "Смерть Ивана Ильичи" и др.) одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Толстой является создателем религиозно- философского учения, основу которого составляет разработка "истинной религии" всеобщей любви, добра и ненасилия.

К числу великих русских писателей, получившихзнание, относятся также М.Ю. Лермонтов, II.Н, Голик И.С, Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов.

Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX века появляется целый ряд композиторов, многие из которых тяготеют к романтизму. Ве душим жанром является романс.

Великими именами в русском музыкальном искусстве являются имена:

М.И. Глинки. Он является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения - оперы «Жизнь за царя», "Руслан и Людмила". Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертьры» и другими композитор заложил основы русского симфонизма;

- П.И. Чайковского. Самыми известными его операми являют­ся "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Мировое признание получили его балеты "Лебединое озеро", "Спящая красави­ца", "Щелкунчик". Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный ге­ний Чайковского сопоставим с гением Моцарта. Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла "Могучая кучка" — группа выдающихся русских ком­позиторов, куда входили М.А Балакирев (руководитель), АЛ. Боро­дин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и И.А. Римский-Корсаков.

Успешному развитию русской музыки способствовало от­крытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866).

6. Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX века представляют О.А. Кипренский ("Автопорт­рет с кистями за ухом", "А.С. Пушкин", "Е.П. Ростопчина" и др.) и С.Ф. Щедрин (серия "Гавани в Сорренто" и др.). В творчестве К.П. Брюллова ("Последний день Помпеи", "Вирсавия" и др.) романтизм сочетается с классицизмом.

С середины XIX века ведущим направлением в русской жи­вописи становится реализм. Его утверждению и успешному раз­витию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество пере­движников, куда вошли почти все лучшие русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И.Е. Репина ("Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", а также портреты "Протодьякон", "Мусорг­ский" и др.) и В.И. Сурикова ("Утро стрелецкой казни", "Бояры­ня Морозова", "Меншиков в Березове" и др.).

Выдающимися художниками-реалистами бьии также И.Н. Крам­ской, В.М. Васнецов, В.Г. Леров, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И. И. Шишкин.

7. Расцвет русского театра связан с именем великого драматур­га А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы "Гроза", "Доходное место", "Лес", "Бесприданница", постановка которых сделала русский театр классическим. Выдающимся актером на русской сцене был М. С. Щепкин.

 

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры продолжался менее четвер­ти века: 1900 - 1922 гг. Значимость этого периода заключается в том, что русская культура — пусть не вся, а только часть ее — первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и без­духовность.

К серебряному веку принадлежат такие поэты, как М.И. Цве­таева (1892 - 1941), С.А. Есенин (1895 - 1925) и Б. Л. Пастер­нак (1890 - 1960), композитор А.Н. Скрябин (1871/72 - 1915) и художник М.А. Врубель (1856 — 1910). К серебряному веку сле­дует также отнести художественное объединение "Мир искусст­ва" (1898 - 1924).

Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели впервые выразили серьезное беспокойство по поводу того, что склады­вающееся соотношение между цивилизацией и культурой при­обретает опасный характер, что сохранение и возрождение ду­ховности является настоятельной необходимостью.

Серебряный век включает два главных духовных явления:

- русское религиозное возрождение начала XX века, известное также под именем "богоискательства";

- русский модернизм, охватывающий символизм и акмеизм.

Русский авангардизм представляет собой отдельное, самостоя­тельное явление. Включение его в серебряный век, которое де­лают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Русское религиозное возрождение начала XX века представляют такие философы и мыслители, как Н.А Бердяев, СИ. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубец­кие. Первые четверо, являющиеся центральными фигурами богоис­кательства, прошли сложный путь духовной эволюции. Свои новые взгляды они выразили в сборнике "Вехи" (1909).

Концепция русского религиозного возрождения во многом стала продолжением и развитием славянофильства. Она также явилась развитием идей и взглядов Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоев­ского, Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева.

По мнению представителей религиозного возрождения, За­пад сосредоточил свои усилия на внешнем обустройстве бытия. В то же время внутренний мир, душа человека оказались в заб­вении. Отсюда торжество атеизма, рационализма и утилитариз­ма. Именно эти стороны были взяты на вооружение русской революционной интеллигенцией. Так, в революции 1905 — 1907 гг. сторонники религиозного ренессанса увидели серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы.

Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры. Путь к решению проблем общественной жизни для них лежал через личное самосовершенство­вание и личную ответственность. Поэтому главной задачей они считали разработку учения о личности. В качестве вечных идеа­лов и ценностей человека представители богоискательства рас­сматривали святость, красоту, истину и добро, понимая их в религиозно-философском смысле. Высшей и абсолютной цен­ностью является Бог.

Призыв сторонников религиозного возрождения не нашел желаемой поддержки. Даже Церковь довольно настороженно относилась к многим новым идеям участников религиозного возрождения, сомневалась в их искренности, а критику в свой адрес считала незаслуженной и воспринимала болезненно.

Однако начинания и призывы выразителей религиозно-философского возрождения не были напрасными. Они способ­ствовали оживлению духовной жизни, усилению интереса ин­теллигенции к Церкви и христианству.

4. Русский модернизм составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Модер­низм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободить его от социальной, политической или какой-либо другой служебной роли.

С точки зрения модернизма, искусство должно уходить от двух крайностей: утилитаризма и академизма. Оно должно быть "искусством для искусства", "чистым" искусством. Его назначе­ние заключается в решении своих внутренних проблем, в поиске новых форм, новых приемов и средств выражения. В его компе­тенцию входит внутренний духовный мир человека, сфера чувств и страстей, интимные переживания и т. д.

Русский модернизм охватывает европеизированную часть русской интеллигенции. В особенности это касается русского символизма.

Русский модернизм имеет своих отечественных предшест­венников. Первым и главным среди них является А. С. Пушкин -родоначальник русской классической словесности.

Русский модернизм ярко проявился и в живописи. Наиболее полно его представляет художественное объединение "Мир ис­кусства", которое было создано в Петербурге А.Н. Бенуа (1870 — 1960) и СП. Дягилевым (1872 — 1929). В него входили художни­ки Л.С. Бакст (1866 - 1924), М.В. Добужинский (1875 - 1957), Е.Е. Лансере (1875 - 1946), А.П. Остроумова-Лебедева (1871 -1955), Н.К. Рерих (1874 - 1947), К.А. Сомов (1869 - 1939).

Символизм включал два поколения поэтов:

первоеД.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Они рассматривают искусство как порыв к идеальному смыслу вечных образов. В. Я. Брюсов убежден, что подлинное искусство не может быть доступным и понятным каждому;

второе — А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. В их творчестве символизм перестает быть чисто эстетическим явлением, толь­ко искусством. Он приобретает религиозно-философское изме­рение, теснее смыкается с мистикой и оккультизмом. Более сложным и многомерным становится символ. Искусство при этом упрочивает свою связь с реальной жизнью. В равной мере усилено понимание искусства как высшего способа по­знания. Вместе с тем было значительно ослаблено прежнее противопоставление идеала и действительности, земного и небесного.

Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А. Блока. Теме России, люб­ви к ней посвящены лучшие его стихи, в том числе "Русь", "Скифы", "Родина". Значительное место занимает тема револю­ции. Ей он посвятил многие философско-эстетические работы. Сознавая неизбежность революции и видя ее разрушительный характер, А. Блок выдвигает в поэме "Двенадцать" свое решение проблемы. Он предлагает соединить революцию с христианст­вом, поставить во главе ее Христа. Не "отменять" ее — это не­возможно, но соединить с христианским гуманизмом и тем са­мым "очеловечить" ее.

Акмеизм (от греч. "акмэ" — высшая степень расцвета) пред­ставляют прежде всего три имени: Н.С. Гумилев (1886 — 1921), О.Э. Мандельштам (1891 - 1938), А.А. Ахматова (1889 - 1966). Он возник как поэтическое объединение "Цех поэтов" (1911), противопоставив себя символизму, центром которого была "Академия стиха". Сторонники акмеизма отвергали неясность и намеки, многозначность и безмерность, отвлеченность и абст­рактность символизма.

Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и компози­ции. В то же время они сохранили высокую духовность поэзии, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.

Советский период развития культуры России

Советский период в истории России продолжался с октября 1917 г. по август 1991 г. После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма - свободу, равенство, братст­во, счастье, солидарность, — избрав пролетарско-социалистический путь развития.

- в области культуры — с одной стороны, — впечатляющие ус­пехи и достижения (запуск искусственного спутника Земли, строительство первой атомной электростанции, изобретение лазера и т. д.), создание благоприятных условий для приоб­щения к культуре (эффективная система образования, ши­рокая сеть библиотек и музеев и т. д.). С другой стороны, — крайняя идеологизация и политизация культуры. Глубокие внутренние противоречия, крайности и ошибки и другие неблагоприятные для построения социалистического общества факторы привели к провалу попытки построения со­циалистического общества и культуры.

В развитии культуры советского периода России можно выде­лить три основных этапа:

первый охватывает 1917 — 1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне широкого культурного плюрализма;

- второй приходится на 1932 — 1956 гг. и связан с процессом построения социалистической культуры, с культурной рево­люцией в условиях тоталитаризма;

- содержание последнего этапа (1956 — 1991) составляет ис­правление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни.

3начительная часть населения России, потеряв веру в царя и доверие к церкви, сделала своей религией большевизм и совершила революцию. Цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция ХХ в. дала удивительно много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы и явили миру великие примеры народного национального гения.

Вклад мыслителей русского зарубежья в мировой философский процесс, переводы и издания их трудов на основных языках мира значительно содействовали признанию русской философии как полнокровной и самобытной. Национально-своеобразные ценности и идеи русской философской мысли заняли достойное место в западном сознании. Они имеют приоритет и в постановке целого ряда проблем культурологии, истории философии, философии истории. К их числу относятся осмысление роли православия в развитии русского народа, анализ национальной специфики культуры России, постановка вопросов об основных чертах русской нации в ХХ в., о «русской идее» и др.

Отрицание бессмертия души вело к идее бессмертия тела. Помещение тела Ленина в мавзолей было связано и с надеждой когда-нибудь воскресить его. В подсознании русского народа всегда теплилась надежда на возможность бессмертия тела. Н. Ф. Федоров считал главной проблему «воскрешения отцов». Коммунизм, замахнувшийся на создание царства Божьего на Земле, получил одобрение у народа еще и потому, что поддерживал веру в телесное бессмертие. Смерть ребенка в «Чевенгуре» А. Платонова - главное доказательство того, что коммунизма еще нет. Поколение людей, выросшее в условиях советской мифологии, было потрясено физической смертью Сталина, не отсюда ли такое грандиозное великое прощание» и не рухнула ли после этой смерти на подсознательном уровне вера в коммунизм?

Большевизм довел до логического конца сформировавшуюся в европейской мысли XVIII – XIX вв. идею активного преобразования, переделки природы, создав концепцию преобразования природы. Уже в первые годы советской власти Л. Д. Троцкий заявлял, что, покончив с классовыми врагами, большевики начнут переделывать природу. У А. М. Горького в 30-томном собрании сочинений, вышедшем в 50-е гг., можно найти статью под названием «О борьбе с природой». В других статьях Горький утверждал, что в Союзе Советов происходит борьба разумно организованной воли трудовых масс против стихийных сил природы и против той «стихийности» в человеке, которая по существу своему есть не что иное, как инстинктивный анархизм личности. Культура, по Горькому, оказывается насилием разума над зоологическими инстинктами людей. Теоретические выкладки реализовывались на практике в послевоенном «великом сталинском плане преобразования природы». После смерти Сталина было прекращено строительство большого числа крупных объектов, среди которых Главный Туркменский канал, канал Волга—Урал, Волго-Каспийский водный путь, за- полярная железная дорога Чум—Салехард—Игарка. Последним отголоском тех времен стал печально известный план переброски на юг части стока северных рек.

В 30-е гг. в развитии культуры наступил новый этап. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод - метод социалистического реализма. Новаторским порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции. Сложилась национальная модель тоталитаризма. Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек оказался тотально вовлеченным в общественные структуры, а невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя. Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику, стабильность архаического общества была невозможна. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли человека еще больше дорожить своим социальным статусом. Потребность в единении с другими людьми - естественная потребность человека любой культуры. Даже в индивидуалистической культуре Запада известно явление так называемого эскапизма, т. е. бегства от свободы, отмеченное Э. Фроммом. другое дело, когда эта потребность становится единственной и доминирующей. Тогда это мощный психологический корень социального утопизма, социальная опора для проектирования идеального общества. Любой подобный проект ведет к тоталитаризму, который в самом широком смысле этого слова - господство всеобщего над индивидуальным, безличного над личным, всех над одним. Естественный ограничитель тоталитаризма - собственность, понимая не просто как экономическая категория, а как всеобщая общецивилизационная основа для развития свободы личности.

Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями, восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей.

Советский период оказал серьезное воздействие на образ мышления народа, его ментальность, типичные черты личности русского человека. Это отметили крупные писатели, знатоки человеческих душ М. А. Шолохов и А. И. Солженицын. По свидетельству сына М.А. Шолохова, отец говорил ему, что у дореволюционных людей было иное отношение к жизни: «как к чему - то бесконечно прочному, устойчивому, несоизмеримому с человеческими целями и возможностями… Человек с детства учился стойкости, приучался винить в своих неудачах самого себя, а не жизнь...». А. И. Солженицын отмечает потерю народом таких качеств, как открытость, прямодушие, уживчивость, долготерпение, не погоня за внешним успехом, готовность к самоосуждению и раскаянию, и др.

5. Рост самосознания культуры: проблема социокультурного типа России; "Россия и Европа".

Каждая национальная культура — это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской культуре. Ее можно сравнивать с культурами Востока и Запада лишь в той мере, в которой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой.

Попытки понять отечественную культуру, определить ее место и роль в круге иных культур сопряжено с определенными сложностями. Их можно подразделить на следующие: сильное тяготение исследователей к компаративистскому подходу, постоянной попытке сравнительного анализа нашей культуры и культуры Западной Европы и почти всегда не в пользу первой; идеологизация конкретного культурно-исторического материала и его трактовка с тех или иных позиций, в ходе которой одни факты выдвигаются на первый план, а те, которые не вписываются в концепцию автора, игнорируются.

При рассмотрении культурно-исторического процесса в России явно прослеживаются три основных подхода.

Первый подход представлен сторонниками однолинейной модели мировой истории. Согласно этой концепции все проблемы России могут быть решены путем преодоления цивилизационного, культурного отставания или модернизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.