КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема сохранения и использования культурного наследия
План Охрана памятников и использование культурного наследия Тема 9. 1. Массовая и элитарная культуры. 2. Проблема сохранения и использования культурного наследия. 3. Организационные основы охраны культурного наследия. Под элитарной культурой обычно понимают культуру привилегированных слоев общества, которая охватывает лишь его небольшую часть и отличается особыми формами как усвоения культуры, так и ее передачи, В этом смысле иногда говорят, что на самых ранних этапах развития общества элитарная культура отличает властвующую элиту. В данном случае это культура царствующего и жреческого сословий, их культура являлась «эзотерической», закрытой, священной, в то время как массовая культура была обращена к непосвященным в религиозные таинства. Элитарная и массовая культуры рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества. Они выступают как категории общекультурные, при помощи которых характеризуются «элита» и «массы», власть и подчинение. Не переходя в область социологического и политологического анализа, отметим, что элитарная культура в этом случае выступает основанием власти и руководства обществом, поскольку содержит в себе мировоззренческие тайны, недоступные рядовому члену общества. Базовой особенностью этих культур является то, что прежде всего они противоречат друг другу по содержанию: элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого сообщества, о божественных нормах, а массовая культура — рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу. Можно сказать, что уже в этом случае элитарная культура — это претензия и монополия на социальное обновление, социальное творчество и на хранение и трансляцию знания. Массовая же культура — это область репродукции, повтора, усвоенных технологий, привычных стереотипов и т. д. Другое дело, что массовая и элитарная культуры в этом случае в каких-то пограничных областях должны соприкасаться, и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать, развивать и обогащать. И, в свою очередь, творческие импульсы, идущие от массовой культуры, должны обобщаться, усваиваться в качестве элитарных ценностей и выступать фундаментальными программами культурного обновления. Речь в этом случае должна идти о носителях элитарной и массовой культуры. Можно считать, что в закрытых обществах, какими являются, например, культуры Востока, массовая и элитарная культуры противопоставляются и являются абсолютно изолированными друг от друга, поскольку абсолютно изолированными являются их носители — социальные сословия и касты. В открытом обществе, каким, например, является древнегреческая демократия, элитарная культура не является монопольным достоянием какой-либо социальной группы. Элитарная культура предстает в этом случае как результат сознательного овладения особыми приемами в области искусства, литературы, философии, т. е. овладения элитарным способом жизни, к которому призывали в Древней Греции, например, Сократ и Платон. Однако древнегреческий полис — это небольшое по числу жителей человеческое сообщество. Совершенно по-иному обозначилась проблема массовой и элитарной культуры в условиях появления массового производства, крупных городов, т. е. в условиях индустриализации и урбанизации. Индустриальное производство втягивало в свой оборот массового человека, который ориентировался на общепринятые жизненные ценности. Во второй половине XX века требования человека-массы чрезвычайно возросли; многие ценности, которые были привилегией элиты (прежде всего материальные ценности), превращались в предмет вожделений массы. Вместе с омассовлением производства и общественной жизни происходит и омассовление потребления во всех его формах: массовые продукты питания, массовая литература и искусство, массовые политические партии и движения и т. д. Наиболее характерно омассовление культуры в появлении так называемой индустрии развлечений, индустрии досуга и удовольствий. В этих условиях человек оказывается нивелированным, схожим со всеми другими как по своим желаниям и установкам, так и по образу жизни. Человек утрачивал свою личность, свое «я», более того, и элитарная культура размывалась и теряла свою прежнюю ценность перед лицом надвигающегося массового потребления. Стандартные модели потребления предлагают усредненные модели поведения человека, его заброшенность и опустошенность. Впервые опасность саморазрушения человека, его культурной деградации заметили Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гас-сет и другие исследователи. Чрезвычайно усложнились и отношения между элитарной и массовой культурой в целом, элитой и массами. Политическая элита использует стандартные технологии для контроля политических и массовидных процессов. Стремление человека найти свое индивидуальное «Я», выйти за пределы стереотипов массового поведения на деле оборачивается не столько нахождением новых жизненных идеалов, сколько обретением новых идолов (ориентированные на массового зрителя кинофильмы, рок-музыка, компьютерные игры). Современное соотношение элитарной и массовой культуры характеризует противоречивый процесс передачи культурного опыта, который осуществляется в условиях массового производства и глобализации современных жизненных процессов. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в прямом регулировании огромных масс людей, стандартизации жизни, проявлении стандартных интеллектуальных и эмоциональных реакций, а с другой — в сохранении личности с ее смысложизненными ценностями и установками, с ее культурным ареалом, предполагающим освоение базовых культурных ценностей человечества. Поэтому так драматично столкновение человека массы и элиты, коллизии которого по-прежнему сохраняют драматизм противопоставления творчества и репродукции, смысла и стандарта, уникальности и стереотипа.
Историческая преемственность культуры – объективная закономерность, действующая на протяжении всех эпох развития общества. Она способствует передаче достижений и ценностей, опыта и навыков от одного поколения к другому, создаёт непрерывность культурно-созидательной деятельности человечества, обеспечивает взаимозависимость и цельность мировой культуры. Памятники истории культуры продолжают свою жизнь в современности, они оказывают благотворное, гуманистическое воздействие на духовный мир человека. В этом смысле ценности прогрессивной культуры всегда в строю, они не превращаются в архаизмы, а включаются в современную жизнь. Культура своими корнями уходит в глубь веков, её достижения являются в известном смысле стартовой площадкой для развития современности. Исследование общих и специфических закономерностей развития культуры различных эпох, стран и регионов убедительно доказывает прогрессивную направленность культурно-исторического процесса. В разные исторические эпохи менялись объём культурного наследия, способы и интенсивность его передачи последующим поколениям, средств охраны памятников культуры. Всё это зависело не только от социально-экономических условий, но и от интересов господствующих классов, их идеологических установок и мировоззрения. Периоды прогресса культуры, «провалы и подъёмы» сменялись этапами «бури и натиска», революционными переменами. Культурное наследие всегда служило фундаментом духовного развития поколений. В нём сосредоточены те гуманистические ценности, которые не подвержены старению. Мировое культурное богатство, созданное в течение тысячелетий трудом различных народов, имеет непреходящее культурно-историческое значение. Меняются в исторической драме жизни сцены и сюжеты, но не прерывается «времён связующая нить», постепенно накапливается мировой культурный запас, который передаётся из поколения в поколение. «История есть ничто иное, как последовательная смена отдельных поколений, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - каждая из которых использует материалы, капиталы производительной силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой – видоизменяет старые условия посредством совершенно изменённой деятельности». В этих словах выражена суть объективного закона исторической преемственности культуры. Каждое поколение использует накопленный опыт, осваивает достижения и движется дальше, к созданию новых ценностей. Изучая историю культуры, люди узнают, писал русский историк В. Ключевский, как раскрывалась внутренняя природа человека в общении с людьми и в борьбе с окружающей природой, как человечество развёртывало свои скрытые силы, и на этом основании познают сами себя, свои внутренние силы и свойства. «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живём, как и к чему мы должны стремится». Память о прошлом составляет основу исторического самосознания народа. История – нехрестоматийный перечень фактов, имён, а глубокая причастность современника к прошлому, его любовь и ненависть, гордость и ответственность. Историческая преемственность – это процесс, в котором новые поколения овладевают культурными ценностями прошлого, обогащают свой духовный мир. «Нельзя сохранять музыку в виде скрипки, положив её под колпак, а нужно сохранять в виде музыкантов, умеющих пользоваться этой скрипкою и умеющих научить и других», - говорил А.В. Луначарский. Культурные достижения прошлых эпох, органично вплетённые в современную культуру, способствуют духовному развитию личности. Они воспитывают эстетический вкус, патриотизм и уважение к народному достоянию. В последние годы неизмеримо возрос интерес к истории культуры. Увлечение историей приобрело массовый характер. Постоянно увеличивается поток посетителей музеев, возник своеобразный «музейный бум», многократно усиливший интерес к памятникам истории и культуры. Достаточно сказать, что только залы Эрмитажа ежегодно посещают более трёх миллионов человек. Бережное отношение к культурному наследию столь же необходимо, как и охрана природы от загрязнения и гибели. И если человечество осознало свою ответственность за сохранение природной среды, то ещё большую заботу оно должно проявить по отношению к истории мировой и отечественной культуры. Утрата памятника культуры невосполнима, он разрушается, исчезает из жизни навсегда, и с ним вместе уходят секреты мастерства, технология и техника создания, идейный замысел, социальный смысл в истории эпохи; ценность для будущих поколений. Чтобы воссоздать утраченное, реставраторы дают новую жизнь памятникам, восстанавливают по макетам, чертежам, изображениям их исчезнувший облик. «Запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и под влиянием стихийной, а иногда и варварской перестройки он истощается и уничтожается. Ответственны за бережное отношение к исторически ценной культурной среде и градостроители. Нередко бывает так, что их притягивают к себе места обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми. И начинают сносить старое, без боли душевной, не задумываясь. Градостроителям особенно нужны знания в области истории культуры. Каждый город и село имеет свои заповедные места, которые были свидетелями его истории, памятных событий. И здесь особенно важна инициатива, оберегающая памятники истории и культуры от запустения и гибели. Однако определённая односторонность в отношении к культурному наследию проявляется в новомодных увлечениях, будь то стиль «ретро» или «неославянофильство». Собирание предметов русской старины стало престижным увлечением, нередко далёким от истинных истоков патриотизма и любви к Родине. Мало того, многочисленные «добровольческие экспедиции» наносят невосполнимый урон народному достоянию, ибо расхищают уникальные образцы, прячут их «за семью замками» в частных коллекциях или превращают в предметы спекуляции. Интерес к истории культуры своего народа и других народов мира – благотворная и прогрессивная примета современности. Именно поэтому так важно освободить его от подделки, фальши, меркантильных расчётов, придать ему чистоту, искренность и глубину. Постоянно расширяются исторические рамки культурного наследия, которое охватывает произведения искусства, памятники архитектуры, технические изобретения, научные открытия, язык и диалекты, традиции и обычаи, кодексы правовых норм и этикет, праздники и ритуалы, фольклор и народное творчество. Старинные промышленные и жилые здания, крепостные сооружения, хозяйственные постройки, архитектурные ансамбли и монументы, уникальные народные промыслы, парки и усадьбы, неповторимые по красоте природные заповедники – далеко не полный «свод» памятников, находящихся под охраной государства. В Москве, Санкт-Петербурге, Талине, Риге, Вильнюсе, Киеве и других городах целые кварталы являются памятниками истории и культуры.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |