Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции права




Выраженные в законодательстве нормы права приобретают свойство системности (взаимосвязанности, согласованности). Системность права привносится законодательством. Существующий в сознании, поведении нормативные правовые установки этим свойством не обладают. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже существующими.

Существует две точки зрения на системность права.

1. В настоящее время в свете новых подходов к правопониманию, право делят на три элемента: на естественное право, позитивное право и субъективное право.

Естественное право состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – это возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину (например, право на жизнь, право на благоприятную окружающую среду, право на труд и т.д.). Эти права принадлежат каждому от рождения и государство может закреплять эти естественные права, а может и отрицать.

Позитивное право – это законодательство и другие источники юридических норм, которые получают официальное государственное признание, социально-правовые притязания субъектов права.

Субъективное право – индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Сторонники первой точки зрения полагают, что сведение право с совокупностью норм приводят с отождествлением его с позитивным правом и игнорированию естественного права. В прямой связи с вышесказанными признаками находится и другой признак – общеобязательность права (нормы права обязательны к исполнению всеми субъектами правовотношений, в которым эти нормы права обращены). Следующий признак – это государственная обеспеченность права – далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются добровольно. Значительная честь населения подчиняется предписаниям норм права лишь потому, что за правом стоит государство, государственное принуждение.

Сущность права.Соотношение общечеловеческих и классовых начал в праве.

Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором общественных отношений. Обязательность права обеспечивается возможностью государственного принуждения; правовые положения становятся общеобязательным правилом поведения для тех, кому они адресованы. Эти основные характеристики права и составляют его сущность. Сущность любого явления – есть главное, основное, определяющее в этом явлении. Совокупность внутренних характерных черт и свойств права, без которых явление теряет свою особенность и своеобразие. Таким образом, сущность права – это главная внутренняя относительно устойчивая внутренняя особенность права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Проблемы сущности права имеет несколько теоретических аспектов. Один из аспектов проблемы сущности права заключается в попытке выделить в праве главный основополагающий компонент. Каков он? Нормативность, общеобязательность, принудительность или что-то иное? Марксистская концепция права определяла классово-волевой аспект. Маркс и Энгельс рассматривали право как возведенную в закон волю господствующего класса, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Классово-волевое понимание было затем распространено на понимание сущности советского права. Классовые интересы, определяемые материальными условиями жизни соответствующего класса, выражались через волю господствующего класса в виде законов. Сторонники этого подхода определяли или называли сущности права. Что же понимается под волей? Воля в психологическом смысле – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления (принятие решений, борьба мотивов и т.д.). Воля в социологическом смысле – это веление, желание, превращенное в веление. В этом смысле воля является компонентом власти, под которой понимается способность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких либо средств (авторитет, насилие, принуждение и т.д.). В 30е-50е годы прошлого столетия эта теория легла в основу правовой системы социализма сталинского типа. Сталин и его окружение считали, что именно они формируют и выражают волю господствующего класса, превращая ее в свое веление и закрепляя, например, в таких законах, как закон об упрощенном уголовном судопроизводстве, принятом в 1934-37 годах. Таким образом юридическая наука в это время приняла как догму классово-волевой подход к сущности права.

В юридической науке выделяется также и общесоциальный подход. В рамках этого подхода, право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Право здесь используется как средство закрепления обеспечения прав человека, экономической свободы, демократии и т.д. Кроме названных подходов, выделяют такие подходы, которые разводят право, как явление общественной жизни, и закон, как форму выражения права. Право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права. Например, несмотря на обилие законов, нормативных предписаний исполнительной власти, в фашистской Германии, в Советском государстве при Сталине нельзя говорить о правовом характере этих законов. Здесь право и закон не совпадают. Однако существуют и законы, соответствующие правовым критериям, когда право и закон совпадают. Что же считать критерием для разграничения? Ответа на этот вопрос до сих пор не найдено. Например, в качестве критерия для разграничения правовых и не правовых законов в конце XIX – начале XX века предлагалось считать общую волю, волю всего общества, нации, народности. Следовало считать правовыми законы, которые адекватно отражают эту волю. Другие законы следовало относить к разряду не правовых. Противники такого критерия задаются вопросом: кто и каким образом может определить, содержится в том или ином законе общая воля или нет? Французский ученый Лион Дюги в работе «общество, личность и государство», изданной в Санкт-Петербурге в 1901 году, полагал, что закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. И если закон есть выражение индивидуальной воли депутатов, то он не может быть обязательным для других воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы права или как применение его.

Содержание права.

Различают конкретно историческое содержание права и логическое содержание права, под которым понимают самое главное, самое общее, что можно выделить в праве и что качественно отличает право от других регуляторов. Конкретно историческое содержание права является разнообразным, обслуживает общество в их тысячелетнем развитии. Марксистская теория попыталась выделить в этом многообразии то содержание, которое было ориентировано на обеспечение определенных общественно-экономических формаций. Она создала типологию права. Различают рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое право.

Говоря о логическом содержании права, следует иметь ввиду, что как бы по смыслу ни отличались правила поведения, в каких бы областях они ни действовали, всегда речь идет об одном: о применении равного масштаба или меры к неравным людям. Содержание права – это равный масштаб меры поведения который устанавливает право. Например, праву абсолютно безразлично семейное, имущественное положение конкретного работника, когда оно закрепляет за определенной группой одинаковую пенсию. Формальное равенство перед правом – вот что содержит каждая применяемая норма. А если норма содержит какие-то привилегии льготы для той или иной категории работников, то они опять же являются равными для тех, кто обозначен, как адресат этой нормы: например, инвалиды, многодетные матери и так далее. Рассматривая теоретические содержание права как применение равного масштаба как применение равного масштаба к неравным людям, следует учитывать и обратную ситуацию, когда происходит применение неравного масштаба к неравным людям. Тогда речь идет о различных льготах привилегиях: жилищных, медицинских и так далее. Такое содержание права может быть обоснованным и привилегии права могут иметь законный характер. Например, некоторые льготы устанавливаются для работников с вредными условиями труда и так далее. Но такие привилегии могут быть и незаконными. Тогда имеет место произвол, захват чиновниками специального медицинского обслуживания, жилья, дач и так далее. Например, бывшие депутаты, не избранные в Государственную Думу на последующий срок, до сих пор не освобождают служебные квартиры.

Наконец, теоретически, могут возникнуть ситуации, когда неравный масштаб применяется к неравным людям, то есть, исчезает одинаковый масштаб и его адресат – равные люди. В этой ситуации исчезает право и наступает то, что в коммунистической утопии определялось как «отмирание права». Попытки реализовать этот принцип в сельскохозяйственных коммунах прошлого столетия, когда в трудовой деятельности распределение шло по потребностям, привели к краху этого направления хозяйственной деятельности.

Содержание права может быть четко определено по принципу «запрещено все, что не разрешено». Такое содержание характерно для норм, действующих в системе управления, определяет отношение власти и подчинения, и все это присуще административному праву. Иной принцип «разрешено все, что не запрещено» действует в имущественной сфере, обуславливая автономию (самостоятельность) договаривающихся сторон. Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне является его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание определено социально-экономическими, политическими и иными потребностями, и субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а наоборот, произвольно опровергается всей существующей практикой.

Сущность и социальное назначение права конкретизируется в его функциях. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей и позволяют дать обобщающую характеристику работы юридических норм. Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют социальные и собственно юридические функции права. Первые показывают, на какие сферы общественной жизни осуществляется юридическое воздействие, а вторые – каким образом это воздействие осуществляется. Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества: экономику, политику, духовные отношения, и, значит, выполняет общесоциальные функции:

1. Экономическую, так как право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и так далее.

2. Политическую, поскольку право регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и так далее.

3. Воспитательную, так как право оказывает специфическое педагогическое воздействие.

4. Коммуникативную, поскольку право выступает способом связи между субъектом и объектом управления.

К собственно юридическим функциям относятся регулятивная функция права и охранительная функция права.

Регулятивная функция права – это направление правового воздействия, выражающаяся в установлении определенных правил поведения. В ее рамках выделяют регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функцию права. Первая осуществляется путем установления запретов, предписаний воздерживаться от посягательств на определенные общественные отношения, вести себя пассивно. Таким образом, происходи закрепление определенного состояния общественных отношений. Вторая осуществляется при помощи предписаний, обязывающих совершать определенные активные действия для обеспечения развития соответствующих общественных отношений. Она выражается в установлении юридических обязанностей.

Охранительная функция – это направление правового воздействия, направленного на охрану общественных отношений, урегулированных правом. Объектом регулирования здесь являются общественные отношения, в которых участвует правонарушитель. Естественно, государство не заинтересовано стимулировать противоправное поведение и поэтому стремится устранить из существующей системы общественных отношений. В связи с этим на правонарушителя возлагается обязанность претерпевать определенные лишения за содеянное. Важнейшим средством охранительно воздействия права на общественные отношения является государственное принуждение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.