КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи дидактики
Тема 1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения
Исторически сложилось так, что наряду с термином "'педагогика'" долгое время в том же значении использовался и термин "дидактика". Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог В.Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций "Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия". В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика". По своему происхождению термин "дидактика" восходит к греческому языку, в котором "didaktikos" означает "поучающий", а "didasko"- изучающий. Видимо, это и послужило толчком для Я.А.Коменского определить дидактику как "всеобщее искусство всех учить всему". В ее структуре он рассматривал и вопросы воспитания, которые, как и обучение, трактовал как необходимое условие "формирования нравов в направлении всесторонней моральности". По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), И.Г.Песталоцци(1746~1827), А.Дистервег (1790-1816), К.Д.Ушинский (1824-1870), Д.Дьюи (1859-1952), Г.Кершенштейнер (1854-1932), В.Лай (1862-1926) и др. На развитие отечественной дидактики в конце XIX — начале XX веков большое влияние оказали своими трудами П.Ф.Каптерев, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.К.Гастев, А.П.Пинкевич, М.М.Пистрак и другие. Особенно плодотворно в отечественной дидактике периода СССР работали П.Н.Груздев, Ш.И.Ганелин, Е.Я.Голант, Л.В.Занков, Б.П.Есипов. М.А.Данилов, М.Н.Скаткин и др. Существенный вклад в научное обоснование обучения, определение объекта и предмета дидактики, выявления ее связей с непедагогическими науками, разработку методологии дидактических исследований, методов обучения и по целому ряду других актуальных проблем дидактики внесли В.В.Краевкий. В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов и др. Их вклад в дидактику, как и вклад многих других исследователей, позволяет находить многие ответы на актуальные вопросы, с которыми сталкивается сегодня реальная педагогическая действительность. В педагогической науке высказываются различные суждения относительно предмета дидактики как науки. Одни определяют в качестве предмета дидактики "обучение как средство образования и воспитания"; другие — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; третьи — взаимодействия преподавания и учения в их единстве; четвертые считают, что предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания — учения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т.д.), а также различные относительно устойчивые результаты этих условий (Г.Куписевич). Столь широкий разброс мнений ученых — дидактов в определении предмета дидактики объясняется тем, что процесс обучения в реальной педагогической действительности может носить как систематический, планомерный, целенаправленный характер, так и случайный, стихийный. В силу этого процесс обучения может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и программиста. Поэтому, как справедливо отмечает В.В.Краевский, одни ученые считают, например, что основной задачей дидактики должно быть изучение процессов усвоения учебного материала. Поэтому главным дидактическим отношением следует считать направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования — вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как целостной динамической (деятельностной) системы. Назвав эти показатели системы обучения, мы сразу наталкиваемся на целый ряд вопросов, а именно: что же это за система? Какие функции она выполняет? Из чего она состоит, из каких элементов? Ответы на эти вопросы дают нам возможность понять саму природу процесса обучения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |