Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые направления развития анализа в рыночных условиях




Экономический анализ как универсальная технология управления

 

Любое предприятие как объект управления — это многоцелевая социально-экономическая система, в которой выделяются объект и субъект управления.

Объектом является вся хозяйственная деятельность предприятия, которая находит отражение в отчетности.

Субъект управления по отношению к объекту выполняет следующие функции: планирование → организация → руководство → учет → контроль → анализ → принятие решений. Из этой схемы видна роль экономического анализа в системе управления как базы для принятия решений.

Процесс принятия управленческого решения включает следующие этапы его аналитической подготовки:

1. Выбор цели, задач, программы анализа.

2. Выбор методов определения информационной базы для проведения анализа, подготовка альтернативных вариантов.

3. Аналитические расчеты.

4. Оформление результатов анализа, выводы и рекомендации.

Экономический анализ является центральным этапом процесса выработки управленческого решения, позволяет дать полное и объективное представление о достигнутом уровне, динамике развития управляемого объекта, наличии неиспользованных резервов и перспективах развития предприятия.

Экономический анализ занимает промежуточное место между функцией подбора информации и функциями принятия решений.

В этом случае наблюдение за производством реализуется с помощью организованной системы хозяйственного учета (оперативного, бухгалтерского, статистического).

Хозяйственный учет обеспечивает сбор, обработку, упорядочение, хранение и передачу информации о хозяйственной деятельности предприятия. Учет — это канал обратной связи между объектом управления и управляющей системой.

Таким образом, информационное обеспечение и экономический анализ отражают технологические этапы управления, а само принятие решений осуществляется в виде функций менеджмента (планирование, организация, руководство, контроль). С планированием связан стратегический анализ, с контролем — ретроспективный и текущий анализ. Служба контроля стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем, так и в будущем.

Роль экономического анализа не ограничивается только обоснованием управленческих решений, он присутствует во всех функциях менеджмента, являясь универсальной технологией управления.

 

Изучение эволюции развития экономического анализа выявило связь производственно-хозяйственных задач и потребностей с возникновением тех или иных видов экономического анализа на каждом витке истории.

Современные рыночные условия в России определили новые тенденции и направления экономического анализа: информационные технологии в анализе и управлении финансами; экономический анализ в концепции контроллинга; экономический анализ в бизнес-планировании и бюджетировании; экономический анализ-аудит.

Информационные технологии в анализе и управлении финансами. Новые возможности, открывшиеся для экономического анализа и управления финансами, обусловлены исключительными особенностями компьютерной техники, применяемой с математическими методами и моделями. Эти особенности включают в себя низкую стоимость, высокую производительность, надежность, простоту эксплуатации, диалоговый режим работы.

В наибольшей степени информационные технологии получают развитие в банковской сфере и различных сегментах рынка финансов. Это денежное обращение, кредитный, фондовый, валютный рынок, рынок инвестиций и капиталов.

Все программы компьютерного анализа и финансового управления можно условно разделить на группы (уровни информационных технологий):

1. Автоматизированные информационные системы, в которых присутствует расчет коэффициентов без последующего заключения, т.е. аналитической оценки (1:С, БЭСТ, «Парус», «Инфо-Бухгалтер»).

2. Автоматизированные информационные системы, в рамках которых существует возможность построения аналитического процесса (уровень АРМ-специалистов). Например, к ним относится «Инфо-Софт», в этой программе имеется возможность построения АРМ-Финансовый анализ.

3. Самостоятельные программно-математические средства (ПМС), позволяющие принимать управленческие решения в области финансовой и инвестиционной деятельности организации: «Галактика», «Банковский аналитик», «Аудит», «Проджик-эксперт» и др. Это уровень локальной сети с выходом в корпоративную сеть.

4. Создание интегрированной системы управления на базе полнофункциональных программных продуктов. Такие системы обеспечивают полную автоматизацию информационных процессов в управлении крупными предприятиями.

Экономический анализ в бинес-планировании и бюджетировании. Планирование при командно-централизованной системе оставалось в основном формальным. В условиях рынка возрастает роль бизнес-планов и сметного планирования, поскольку они позволяют проанализировать как внешнюю, так и внутреннюю среду (условия деятельности) организации.

Экономический анализ и контроллинг. Внутреннее содержание европейского, прежде всего немецкого контроллинга, с точки зрения практики схоже с тем, что в англо-американской среде принято называть управленческим учетом.

Контроллинг представляет собой новую организацию финансовой функции в компании, которая, с одной стороны, обеспечивает оптимальный коммуникационный и информационный процесс, а с другой — достижение стратегических целей бизнеса (прибыльность и рост стоимости компании).

Контроллинг позволяет оптимизировать решение проблемы «ограниченность ресурсов — безграничность потребностей». К наиболее значимым инструментам, в том числе аналитическим, относят:

• системы отчетности (предполагается в целях достоверности информации переход на отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и аналогичных систем, т.е. GAAP и ее модификаций);

• систему сбалансированных показателей, которая позволяет представить целостную картину финансового (результаты в прошлом) и нефинансового (факторы будущих успехов) состояния организации, увязывая их с рыночной ситуацией;

• новое бюджетирование — процессно-ориентированное бюджетирование с использованием сценарного планирования и распределением ресурсов в соответствии с реальными потребностями сотрудников;

• анализ и управление рисками;

• анализ и управление стоимостью компании.

Экономический анализ и аудит. В системе аудита сущность аналитических процедур, цели их проведения, характеристика видов, порядка и методов приложения к типовым ситуациям регламентируются стандартом аудиторской деятельности «Аналитические процедуры».

Целью анализа в аудите может быть определение аудитором сущности и содержания деловой активности клиента, оценка финансово-хозяйственных перспектив его функционирования в будущем, выявление зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова роль экономического анализа в системе экономической науки?

2. Охарактеризуйте содержание этапов аналитической подготовки принятия управленческих решений.

3. Какова взаимосвязь информационного обеспечения и экономического анализа с технологическими этапами управления?

4. Перечислите современные направления развития экономического анализа.

5. Раскройте содержание программ компьютерного анализа и контроля в соответствии с уровнями развития компьютерной технологии.

 


 

2. РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

Современное предприятие — это сложное формирование, состоящее из взаимосвязанных партнерских групп (субъектов-пользователей аналитической информации), которые можно разделить:

• на внутренних и внешних (относящихся к данному предприятию или нет);

• имеющих и не имеющих экономический (финансовый) интерес, т.е. на основных и неосновных пользователей.

Таким образом, в рыночной экономике различаются не только пользователи информации, но и их экономические интересы (участие) к хозяйственной деятельности компании. Деловые партнеры имеют различные взгляды на ценность одной и той же информации.

В зависимости от пользователей информации различаются цели проведения и задачи экономического анализа на микроуровне, т.е. анализа хозяйственной деятельности организации (табл. 1).

 

Таблица 1 – Взаимосвязь целей экономического анализа и интересов пользователей

Виды экономического анализа Субъекты-пользователи аналитической информации Цели проведения экономического анализа
Финансовый Коммерческие банки Поставщики и подрядчики Мелкие акционеры, фондовые брокеры Конкуренты   Стратегические инвесторы Оценка кредитоспособности заемщика Анализ платежеспособности предприятия Прогноз стоимости бизнеса предприятия (котировки акций) Общая оценка состояния предприятия и динамики продаж Выбор инвестиционно-привлекательного предприятия на основе рейтинговой оценки
Управленческий   Администрация предприятия   Стратегические инвесторы     Государственные налоговые органы Выработка политики управления и стратегии развития предприятия Оценка стоимости бизнеса, экономическая оценка эффективности инвестиций Правильность налоговых расчетов, оценка обоснованности введения налогового моратория в случае неплатежеспособности предприятия

Основные пользователи могут быть поделены на пользователей, имеющих прямые и косвенные экономические интересы в успехах предприятия. Это собственники, менеджеры и персонал, кредиторы и налоговые органы, поставщики и покупатели.

К неосновным относятся страховые компании, аудиторские и консалтинговые фирмы, фондовые биржи, юридические фирмы, пресса и т.д.

В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия. Все остальные партнерские группы могут пользоваться только публичной информацией.

Внешними пользователями являются:

1. Финансово-кредитные организации. Их интересует финансовое состояние и кредитоспособность предприятия (пользователи с прямым экономическим интересом).

2. Контролирующие органы. Это инспекция ФНС России (косвенный экономический интерес), аудиторские фирмы (не имеют экономического интереса). Налоговые органы интересуют финансовые результаты предприятия, а аудиторов — сравнительный и коэффициентный анализ всех аспектов экономической деятельности.

3. Партнеры по договорным отношениям. Они заинтересованы в финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия. Эта группа имеет прямой экономический интерес.

К внутренним пользователям относятся:

1. Персонал данного предприятия. Интересы — фонд оплаты труда и прибыль, т.е. прямой экономический интерес.

2. Менеджеры (администрация). Выделяются из группы работников (персонала), интересуются всеми сторонами деятельности организации с целью принятия управленческого решения. Присутствует косвенный экономический интерес.

3. Акционеры, или собственники. Могут быть внешними или внутренними пользователями. Задачи финансового анализа — дивидендная и инвестиционная политика, финансовые результаты и финансовая устойчивость предприятия. Экономический прямой интерес — чистая прибыль, дивиденды, приходящиеся на одну акцию.

Таким образом, любое предприятие как объект анализа и управления можно представить в виде многоцелевой системы, осуществляющей свою деятельность по следующим задачам управления: обоснование и выполнение бизнес-плана; рост качества продукции; эффективность использования ресурсов; социальное развитие коллектива; охрана окружающей среды и т.д. Внутренние пользователи аналитической информации в целях обеспечения конкурентоспособности предприятия решают соответствующие аналитические задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.