Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и типология личности




Взаимодействие личности с организационным окружением

Структура и типология личности

Принципы эффективного контроля

1. Стратегическая направленность. Контроль должен быть ориентирован на выполнение стратегии.

2. Ориентированность на результаты. Контроль должен быть направлен на результаты деятельности – достижение целей, выполнение задач.

3. Соответствие делу. Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

4. Своевременность. Контроль должен осуществляться своевременно, периодически, но не часто. Важнейшей целью контроля остается устранение отклонений прежде, чем они примут серьезные размеры.

5. Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим переменам. Если изменены плановые показатели, то необходимо производить изменения и в системе контроля.

6. Простота. Система контроля по своему содержанию должна отвечать потребностям и возможностям людей, которые задействованы в процессе его осуществления. Он не должен быть перегружен ненужной информацией, а должен быть предельно простым.

7. Экономичность. Осуществление контроля в организации требует больших затрат времени и ресурсов, поэтому он должен быть экономически оправдан, не должен снижать прибыльность предприятия.

8. Широта, полнота контроля. Контроль должен охватывать все сферы деятельности организации, но не должен быть чрезмерным.

Литература:

1. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика – СПб.: Питер, 2000.

2. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008.

3. Менедж Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): Опорный конспект лекций. – 3-е изд, сререотип. – Киев: МАУП, 2003.

4. Менеджмент: учебник/ кол. авт. по ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2008.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» – М.: Дело, 2003.

6. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2008.
Глава 11. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Основой организации, ее главным богатством и основной движущей силой являются люди. Несмотря на высокую степень механизации, автоматизации, компьютеризации производственного процесса, роль человека в организациях не уменьшилась, а, наоборот, увеличилась. Работники организации – это самый ценный и дорогостоящий ресурс. В некоторых крупных корпорациях одним из показателей успешной деятельности наряду с финансовыми показателями и объемом производства и продаж является численность и квалификация персонала. Хорошая организация будет стремиться максимально использовать имеющийся трудовой, творческий потенциал своих работников, создавая одновременно все условия для их развития.

Для решения этой важной задачи менеджеру необходимо знать особенности и закономерности поведения человека в организации, уметь анализировать и прогнозировать поведение каждой отдельной личности, обладать профессиональными знаниями в области психологии поведения. Знание психологических и социологических основ поведения человека в организации позволяет значительно повысить управленческое мастерство менеджера, так как умение эффективно взаимодействовать с подчиненными, коллегами по работе, мотивировать персонал является одним из важнейших качеств и умений современного менеджера (до 70 % всего времени менеджер тратит на выполнение этих функций). Особенно это актуально в наше время, когда решающим фактором эффективности руководителя становится умение управлять и формировать команду профессионалов.

Организационное поведение – это наука о поведении человека в организации и методах воздействия со стороны менеджера в целях формирования стереотипа поведения индивидов и групп, необходимого для достижения поставленных организационных целей и повышения эффективности деятельности организации. Предметом изучения дисциплины являются способности, индивидуальные личностные качества работников, их отношение к труду, удовлетворенность работой, взаимодействие и отношения в группе, лидерство и власть, конфликты, стресс, управление изменением.

Любой менеджер желает добиться идеального поведения человека в организации: высокой производительности труда, его удовлетворенности, высокой трудовой морали и развития работника. Чаще всего в идеале такого не бывает, волшебной формулы для достижения этого нет, но методы воздействия существуют и они достаточно эффективны.

Каждый человек приходит на рабочее место со своим культурным багажом, собственным набором потребностей, целей, ценностей, способностей, т.е. всего того, что составляет внутреннюю систему человека, его личность.

Понятие личности можно рассматривать с двух сторон:

1) как зрелая личность – это человек, обладающий стойкими принципами и ценностями, сформировавшимся мировосприятием и адекватными принципами поведения;

2) как индивидуум, обладающий определенным темпераментом, характером, принципами поведения, набором потребностей, устремлений, взглядов, поведением, отличным от поведения других людей.

Структура личности - это устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Структура личности включает в себя:

1) природные компоненты: центральная нервная система, темперамент, инстинкты, потребности первого уровня, физические способности;

2) особенности отдельных психических процессов: внимание, память, воображение, мышление, познание, восприятие, интеллект;

3) уровень подготовленности или жизненный опыт: воспитание, образование, знания, умения, навыки;

4) социально обусловленные особенности личности: принадлежность классу, нации, семье, пол, возраст;

5) черты характера личности, еe мировоззрение (ценности, убеждения, взгляды, верования, вторичные потребности, трудовая мотивация, удовлетворенность).

Знание типологии личностей помогает прогнозировать поведение работника, позволяет выявить его индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие высокой производительности труда. Существуют множество типологий личностей (до 20), позволяющих определить психологический портрет человека.

Темперамент и характер человека являются основополагающими в структуре личности, определяющими поведение человека в организации. Темперамент – комплекс индивидуальных особенностей человека, определяющих динамику его психической активности и поведения, проявляющихся независимо от содержания деятельности, целей и мотивов. Характер – сочетание природных свойств личности с приобретенными в процессе социализации.

Начало гуморальной типологии темпераментов положил Гиппократ. Он определял темперамент по пропорции смеси крови, желчи и слизи в организме человека. По его мнению, в людях с сангвиническим темпераментом преобладает кровь, холерическим – желтая желчь, меланхолическим – черная желчь, флегматическим – слизь. Душевные качества ставились в зависимости от телесных.

И. Кант дал описание сангвиника - веселого нрава, меланхолика - мрачного, холерика -вспыльчивого, флегматика - хладнокровного.

В эмоциональной типологии Хеманса-Ле Сенна эмоциональность, активность и первичность взяты за основу типологии характеров, на основе чего выделены 8 типов: деятельный, страстный, сангвиник, флегматик, нервный, сентиментальный, аморфно-беспечный, апатичный.

З. Фрейд подчеркивал сексуальную составляющую жизни человека. Каждый человек проходит определенный этап полового созревания: оральный (до 1,5 лет), анальный (1,5-3 года), фаллический (3-6 лет) и генитальный (старше 6). Переживания и состояние ребенка в раннем детстве накладывают неизгладимый отпечаток на характер личности. Если в эти периоды ребенок находился в состоянии фрустрации (чувство напряжения, тревоги, беспокойства, разочарования при возникновении препятствий) или сверхзаботливости, развитие человека останавливается на том уровне. Чем сильнее была выражена и зафиксирована эта ситуация, тем труднее переход к гармоничному генитальному типу человека.

Кречмер выделил 3 психотипа людей по характеру телосложения:

· астенический тип (худой, с длинными конечностями, впалой грудью, стеснительный, чувствительный, неловкий);

· пикнический тип (невысокого роста, полный, с бочкообразной грудью, жизнерадостный, открытый, с переменным настроением);

· атлетический тип (с гармоничным телосложением, высокого или среднего роста, широкими плечами, выпуклыми мышцами, хорошо владеет телом).

Психо-геометрический подход к типологии личностей рассматривает людей с позиции геометрических аналогий:

· флегматик – квадрат;

· холерик-сангвиник – треугольник;

· меланхолик – прямоугольник;

· сангвиник – круг;

· холерик – зигзаг.

Существует мнение, что нет плохих или хороших темпераментов, кроме того, чистые типы темпераментов встречаются редко, в основном преобладают психотипы смешанного вида: сангвинико-холерики, флегмо-меланхолики, холерики меланхолического типа. Среди них полярными по своим характеристикам являются меланхолики и сангвиники, флегматики и холерики.

Типология И. Майерс и К. Бриггс (MBTI). Данные исследователи на основе опросника выработали 16 типов поведения. На основе ее Д. Кейрси разработал психологические портреты на основе 4 пар предпочтений (табл. 32):

Таблица 32




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.