Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории стрессов




Организационно-личностные факторы

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективнотревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

• страх не справиться с работой;

• страх допустить ошибку;

• страх быть обойденным другими;

• страх потерять работу;

• страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-климатический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавлять и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для благоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как проводить профилактику стресса, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы может как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

К. Купер и Дж. Маршалл предложили 6 основных категорий стрессов, характерных для деятельности «белых воротничков» - специалистов управленческого труда:

1. Факторы, связанные с трудовой деятельностью. К ним относят условия труда (тяжесть, темповые характеристики, длительность или неудобства рабочего режима) и рабочие перегрузки, качественные или количественные. К сожалению, многие управленцы реагируют на перегрузки увеличением длительности работы: работы по выходным, вечерами, без отпусков, что в дальнейшем может привести к психосоматическим заболеваниям.

2. Роль в организации. К этой категории стрессов относят ролевую неопределенность (у работника недостаточно информации о своих профессиональных обязанностях, условиях работы, ожиданиях коллег), ролевой конфликт (работник считает, что он выполняет несвойственные ему функции), чрезмерная ответственность (наличие малой реальной власти при высоком уровне ответственности. Существует определенная зависимость: люди умственного труда тем больше подвержены стрессу от ролевых конфликтов, чем меньшую физическую нагрузку они имеют.

3. Взаимоотношения на работе. В этой категории необходимо выделить взаимоотношения с руководством - плохое отношение со стороны руководства вызывает чувство напряжения; отношения с подчиненными - отказ подчинённых выполнять указания руководителя из-за отсутствия средств давления; взаимоотношения с коллегами - соперничество, отсутствие адекватной социальной поддержки в сложных ситуациях.

4. Развитие карьеры. В этот фактор включают «боязнь ранней отставки» вследствие реальной или предполагаемой профессиональной неуспешности и несоответствие статуса (медленное или слишком быстрое продвижение).

5. Организационная структура и психологический климат. Само участие в организации - это своего рода угроза свободы личности, ее автономии и статусу. Стрессорами могут стать отсутствие или малое участие в процессах принятия решений, отсутствие чувства принадлежности к организации, невозможность получить квалифицированную помощь, отсутствие оценок хорошей работы или излишний контроль, интриги.

6. Внереализационные источники стресса. Это самый большой и разнообразный круг воздействий. Прежде всего сюда следует отнести проблемы семьи (недостаток времени на семью и наоборот), финансовые проблемы, возрастные кризисы, конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми в организации, личностные особенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.