Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биография Бенджамина Франклина




Читайте также:
  1. Американский натурализм. Теодор Драйзер - биография и творчество
  2. Биография
  3. Вашингтон Ирвинг. Биография и творчество.
  4. Герман Мелвилл. Биография и творчество
  5. Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество
  6. Лопе де Вега – титан Возрождения, основоположник и крупнейший представитель испанской драматургии. Его биография, обзор творчества
  7. Марк Твен. Биография. Анализ творчества
  8. Натаниэль Готорн. Биография и творчество
  9. Творчество Бенджамина Франклина
  10. Фолкнер. Биография и творчество
  11. Хемингуэй. Биография и творчество

 

Пятнадцатый (и не последний) ребенок в пуританской семье крепкого бостонского мыловара, иммигрировавшего в Америку только в 1683 году, Бенджамин Франклин посещал бостонскую начальную школу. Из-за финансовых затруднений в огромной семье Франклинов он не смог продолжить образование и стать в дальнейшем священником, как задумывал его отец, собиравшийся посвятить своего десятого по счету сына — Богу в качестве живой "десятины". Вместо этого, походив некоторое время в частную школу для будущих торговцев, где учили только "считать и писать", Бенджамин в десятилетнем возрасте вступил в семейное дело, но, так как производство мыла и свечей его ни в малейшей степени не заинтересовало, он двумя годами позже был отдан в подмастерья к сводному брату Джеймсу, одному из бостонских печатников. В печатном ремесле Бенджамин Франклин, по его замечанию, "весьма преуспел", ибо от души наслаждался свободным доступом к книжной продукции.

Литературная деятельность этого "только не поэта" началась тем не менее с "пары случайных баллад", которые он собственноручно отпечатал и сам же распродал тираж. После того, однако, как отец высмеял его стихотворения и проинформировал сына, что "рифмоплеты" обычно становятся "нищими", Франклин послушно перешел на прозу и вскоре добился легкости пера, которая, как он заявляет в "Автобиографии", "не раз бывала весьма полезной в жизни и явилась главным средством возвышения". Свой первый прозаический опыт — цикл юмористических очерков в духе Аддисона и Стила — он опубликовал, спрятавшись за псевдонимом "Миссис Сайленс Дугуд", в газете своего брата и босса. Раскрытие мистификации и разоблачение истинного автора (на четырнадцатом выпуске серии) не способствовало росту взаимопонимания между оказавшимся в простаках хозяином и своевольным подмастерьем, и через год Б. Франклин разорвал условия найма и сбежал в Филадельфию, чтобы начать там новую жизнь.

Снискав расположение губернатора Пенсильвании сэра Уильяма Кейта, молодой печатник получил возможность поехать в Лондон, дабы усовершенствоваться в своем ремесле, закупить новейшее оборудование и установить необходимые деловые контакты, — все это было важно, чтобы с успехом открыть собственную типографию. Дорога оплачивалась губернатором, но в Лондоне Франклин обнаружил, что ему не стоило чересчур полагаться на щедрость покровителя. Он, однако, не был обескуражен; быстро найдя себе работу в одной из прославленных лондонских типографий, Франклин днем оттачивал свое мастерство печатника, а, освободившись, старался завести знакомство с известными английскими писателями, учеными, философами.



В Филадельфию он вернулся в 1726 году. Некоторое время вынужденный трудиться на чужих людей ради пропитания, он твердо решил добиться в жизни успеха, для чего составил и неукоснительно соблюдал план работы над собой. Он развивал добродетели и искоренял недостатки, специально разграфив тетрадь и ежедневно отмечая в соответствующей рубрике количество промахов, совершенных по той или иной части (лень, многословие и т.д.), с методичностью и рвением, достойными его предков-пуритан. В течение трех лет Франклин купил и фактически вернул к жизни "Пенсильванскую газету", открыл для нее специальную типографию (то есть основал газетное издательство) и получил оплачиваемую должность общественного печатника Пенсильвании. В 1730 он женился на Деборе Рид, которую встретил еще в день своего приезда в Филадельфию в качестве беглого бостонского подмастерья (их брак длился сорок четыре года — до смерти Деборы в 1774).

 

С 1732 по 1744 год Франклин основал городскую пожарную службу и первую в стране публичную библиотеку, был назначен главным почтмейстером колоний, начал издавать журнал, организовал Американское философское общество, изобрел печь Франклина и внес проект создания Пенсильванского университета, задумал и осуществил ежегодный выпуск пародийного "Альманаха бедняка Ричарда" — пестрой смеси из предсказаний погоды, народных примет, забавных стишков, кулинарных рецептов, врачебных заметок, пословиц, анекдотов и ценных советов, как беречь время и "делать деньги", адресованных тем, кому не хватало ни того, ни другого. Все это время Франклин непрестанно работал, следуя девизу, который он сформулировал еще в 1725 году: "Быть полезным человечеству, своей стране, своим друзьям и самому себе".

К 1748 году он "сделал" достаточно денег, чтобы передать управление своими разнообразными предприятиями в другие руки и направить свою энергию в два русла: науку и политику. В каждой из этих сфер он добился международного признания. Еще в 1746 Франклин начал проводить опыты с электричеством, и пятью годами позже в Лондоне вышло первое из многочисленных изданий его "Экспериментов и наблюдений...". Обожавший театральные эффекты научных экспериментов, он летом 1752 поставил широко разрекламированный опыт с воздушным змеем, который доказал электрическую природу молнии и способствовал избранию Франклина членом Лондонского Королевского общества. Отнюдь не склонный игнорировать возможности практического применения научных открытий, он уже в 1753 году предложил ставить на зданиях "заостренные шесты", дабы предотвратить ущерб, который причиняет молния, и его предложение было принято во всем мире.

Художники и поэты конца XVIII столетия сделали вспышку молнии символом политической свободы, Франклин же теперь прочно ассоциировался с этим образом. Начиная с его предложения на Конгрессе в Олбени в 1754 об объединении колоний и до его впечатляющей речи по поводу принятия Конституции в 1787 Франклин играл ключевую роль в борьбе за независимость колоний и формирование новой нации. В 1755—1756 годах, во время Французской и Индейской войны, Франклин, сведущий в торговых делах, обеспечивал снабжение армии генерала Брэддока транспортом и боеприпасами. В качестве командующего ополчением, он руководил постройкой фортов в Пенсильвании, а с 1757 по 1762 год был представителем провинции Пенсильвания в Лондоне.

Последние тридцать лет жизни Франклина, не вошедшие в "Автобиографию", — это пик его политической, дипломатической и литературной карьеры, вершина его славы. После принятия Британией Закона о гербовом сборе Франклин, вновь командированный в Лондон, на сей раз как полномочный представитель всех тринадцати американских колоний, от их лица выразил протест Палате Общин. Он вернулся в Филадельфию в 1775 году и был делегатом Второго Общеамериканского Конгресса и членом комитета, работавшего над "Декларацией независимости". Томас Джефферсон заметил тогда, что Франклину не поручили писать "Декларацию" лишь потому, что тот не смог бы удержаться и непременно вставил бы в текст парочку каламбуров.

В следующем году он в качестве министра Конгресса был принят при дворе французского короля Людовика XVI, очаровал парижское общество и добился для своей родины самой решительной поддержки со стороны Франции. В 1781 Франклин вновь отплыл во Францию, чтобы заключить мирный договор с Великобританией, который он подписал вместе с Джоном Джеем и Джоном Адамсом двумя годами раньше. В Париже его заинтересовали опыты Месмера с животным магнетизмом, и он с воодушевлением следил за полетами Монгольфье на воздушном шаре. Оставив дипломатический пост в 1785 году, Франклин вернулся в Филадельфию, состоял в правительстве штата, был избран президентом Пенсильванского аболиционистского общества и делегирован подписывать Конституцию. В 1788 году, "под влиянием постоянных и сильных болей", Бенджамин Франклин удалился от общественных дел. Последние два года его жизни были заняты литературным трудом — работой над "Автобиографией" и сочинением политических памфлетов.

 

"Автобиография" Б. Франклина

 

Исчерпывающие сведения о жизни и формировании личности этого великого человека и великого гражданина от рождения и до 1759 года дает его "Автобиография" (1771, 1784, 1788—1790), самая известная книга Б. Франклина, которая, и в неоконченном виде, наполняет конкретным и впечатляющим содержанием контуры мифа о неисчерпаемости американских возможностей.

"Автобиография" занимает важное место в контексте как художественного творчества Б. Франклина, так и американской словесности в целом. Рассматривая "Автобиографию", следует помнить, что это именно художественное осмысление реального жизненного опыта. Поэтому, несмотря на абсолютную достоверность воссозданных в ней фактов, их освещение — дело авторское, а он интерпретирует факты в неразрывной связи с судьбой американской нации. Это не просто рассказ о себе, ни даже типичная для литературы XVIII столетия история победы человека над обстоятельствами и становления личности, это центральный документ социального и интеллектуального прогресса самой Америки.

Франклин писал "Автобиографию" в тревожные и решающие для его страны времена, которые совпали с порой его триумфа: I Часть — в Англии в 1771 году, в преддверии Войны за независимость, II—после Американской революции в 1784, во Франции, уже став министром молодой республики, III и IV — в Филадельфии в 1788—1790 годах, будучи пожилым и прославленным государственным мужем, "гражданином мира" и одним из "отцов-основателей" американского государства. Ему было на что оглянуться: его собственное развитие и взлет были развитием и взлетом нации. "Автобиография" Б. Франклина имеет немалое общественное значение.

В этой связи примечательно, что автор тщательно устанавливает свои "корни", поднимая пуританское прошлое семьи на три поколения назад: английские протестантские диссиденты, тайком читавшие дома Библию, Франклины эмигрировали в Америку, чтобы "свободно исповедовать свою веру". Ныне признано, что в основе американского характера лежит протестантская этика; именно она определяет его твердость и самодостаточность, питает его энергию, учит не роптать, а преодолевать трудности, и внушает уверенность в конечном торжестве. Именно эти качества привели американцев к Войне за независимость и созданию нации.

Воспитание Б. Франклина базировалось, помимо Библии, на "Эссе о добродетелях" Коттона Маттера и "Пути паломника" Джона Баньяна. Эти же литературные источники питают и его "Автобиографию". Несколько преувеличивая "нищету и безвестность", в которых он был рожден, бесславие и безденежье его бегства в Филадельфию, Франклин подчеркивает разрыв между "неблагоприятным началом" своей карьеры и ее славным завершением — благосостоянием, успехом, всеобщим признанием. Кальвинистская модель духовного роста применена здесь к светской жизни: служение Богу заменяется служением людям, нравственность оказывается вопросом общественной полезности, "моральное самоусовершенствование" ведет к социальным достижениям. Сделав из своей жизни книгу, Франклин, с его несомненным художественным и общественно-политическим чутьем, по сути, пересоздал ее, исправив все ошибки и устранив "опечатки" (до конца дней он любил говорить о себе: "Б. Франклин, печатник"), выпрямив характер и сюжет. Главный герой этой книги — Бенджамин Франклин, "гражданин мира", настоящий американец и пример для всех; главная сюжетная линия — путь через житейские трудности к успеху и славе.

 





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 143; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.227.51.103
Генерация страницы за: 0.009 сек.