КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурное развитие США в начале 19 века
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОТКРЫТИЯ АМЕРИКИ И ДРУГИЕ ОТКРЫТИЯ
Столь стремительные и резкие перемены в общественно-политической жизни страны не могли не сказаться в характере ее культурного развития. В начале столетия значительная часть созидательной энергии нации уходила на поддержание экономической и политической стабильности. В США отсутствовала аудитория, заинтересованная в развитии искусства и поддержке тех, кто им занимался. Еще Б. Франклин сетовал на то, что крошечный остров Великобритания породил больше "великих и изысканных умов", чем наберется на всем необозримом пространстве американского континента. "Но, — добавлял он, — есть восхитительное искусство — двигаться на Запад". В XIX веке это "искусство" переживало настоящий расцвет. У литераторов же, художников и композиторов часто не было средств, чтобы всецело посвятить себя искусству. Многие, как Ф. Френо и У.К. Брайент, издавали газеты, другие занимались юридической практикой или преподавательской деятельностью. Отец прославленного в будущем поэта Г.У. Лонгфелло побуждал сына избрать себе другую, солидную профессию, потому что "в стране слишком мало денег, чтобы тратить их на литераторов". Театральная и музыкальная жизнь не получили пока распространения даже в культурных городах атлантического побережья. Театр в Америке вообще находился в зачаточном состоянии: в Новой Англии он слишком долго считался "опасным для души" и "порождающим разврат" зрелищем, что затормозило его дальнейшее развитие. Более отзывчивая южная публика не давала тем не менее необходимых сборов, содержание единичных профессиональных трупп оборачивалось большими и ненужными расходами. Что же касается весьма значительной тогда "подвижной" части нации—пионеров, то им было абсолютно не до живописи, музыки, театра. Компактным и с начала XIX века достаточно доступным по цене средством приобщения к культуре могла бы быть книга, и книги имелись в хижинах первопроходцев: практические руководства по различным аспектам фронтирской жизни — по земледелию, коневодству, строительству, основам земельного законодательства и правоведению, по оказанию медицинской помощи, даже по "укрощению дикарей-индейцев" ("Американский дикарь: Как он может быть укрощен оружием цивилизации"). Более оседлая часть нации тем временем продолжала зачитываться "рассказами пленников", а чуть позже — рассказами о жизни на фронтире и историями о легендарных фронтирсменах Дэниеле Буне и Дэйви Крокете. Национальными бестселлерами оставались альманахи; торговцы-разносчики доставляли их чуть не в самые дальние уголки фронтира вместе с газетами и журналами, количество которых выросло к 1820 до 508, а в следующие десять лет удвоилось. Практически каждый город в Америке имел свою газету и часто журнал. Американцы, казалось, пристрастились к периодической печати. Нация пионеров, а практически каждый из них умел читать, демонстрировала типичную черту современных обществ: грамотность заметно превышала потребность в чтении, которая в основном вполне удовлетворялась периодикой и развлекательными книжонками. Современные нам исследователи отмечают явное нарастание антиинтеллектуальной струи в американской культуре молодой республики с начала и вплоть до конца 30-х годов XIX века. Образованные граждане опасались тогда, что принципы демократии снизят общий культурный стандарт до самого минимального уровня. Это время отмечено введением (в 1837) и стремительным развитием единой государственной общеобразовательной системы, предназначенной "оградить молодое поколение от невежества". К середине века она охватывала детей, начиная с младшего возраста и до старшей школы включительно. Высшее образование, однако, оставалось доступным не многим. Поскольку общий уровень грамотности был значительно выше, чем, например, в Великобритании, подавляющее большинство американцев могло похвастаться знакомством с определенными базовыми текстами: Библией, трагедиями У. Шекспира, книгами Ч. Диккенса, романом "Путь паломника" Дж. Баньяна, — так что даже пьянчужки с Миссисипи, как впоследствии показал Марк Твен в "Приключениях Гекльберри Финна", широко прибегали в своей речи к литературным аллюзиям. Для развития у населения привычки к систематическому чтению и определенных социальных навыков существовала целая сеть дискуссионных клубов, которые служили своего рода залами "интеллектуального тренинга" нации. Дебаты, проводившиеся в американских городах, городишках и деревнях, касались самых разнообразных предметов: института рабства и роли науки и искусства в демократическом обществе, недавних побед Наполеона Бонапарта и соперничества давно почивших королев Елизаветы Английской и Марии Шотландской. Своеобразное и чисто американское явление представляла собой система "курсов" — познавательных лекций для взрослых, основанная в 1826 году новоангличанином Джозией Хольбруком. Лекторы прибывали в отдаленные поселения в повозке, позднее — локомотивом, и читаемые ими публичные лекции на время становились такой же частью общественной жизни, как церковь, школа, местный суд, салун или тюрьма. Горожане покупали билеты, чтобы, собравшись вечером, послушать об индейцах Северной Америки, жизни Магомета или Оливера Кромвеля, причинах Американской революции, школьном образовании и резервах человеческого мозга. Эта система воспитала полтора поколения читателей, обеспечила обсуждение, в частности, таких насущных проблем, как права женщин и отмена рабства, а также давала писателям и интеллектуалам стабильный источник доходов. Америка привлекала не только иммигрантов и жертв европейской тирании: в XIX, как и в XX веке, она была раем для ученых (и лжеученых), обещавших совершенствование личности и оздоровление общества. Так, в 1840—1850-е в США наблюдалось повальное увлечение френологией (наукой, определяющей характер и склонности человека по выпуклостям его черепа), гидропатией (водолечением), холистикой (системой вегетарианского питания и гигиенического режима), месмеризмом (учением о "животном магнетизме") и тесно связанными с ним телепатией, ясновидением и спиритизмом. После 1848 года началась буквально "эпидемия" спиритизма (вызывание духов умерших посредством столоверчения). Эти общенациональные интересы разделяли Купер, По, Готорн, Лонгфелло и другие видные писатели и общественные деятели. Во время и сразу после Гражданской войны вся массовая культурная индустрия страны работала на победу: писались патриотические стихи, аболиционистские романы, была создана ставшая очень популярной песня о Джоне Брауне, чья "душа продолжает маршировать". Но, безусловно, центральным культурным явлением века было так называемое Американское Возрождение — апогей национальной культуры и, прежде всего, литературы в 1850—1855 годах.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |