Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций по курсу

«Физиология и психология труда»

 

для студентов специальности «Управление персоналом и экономика труда»

 

Лектор – Следь О.М., ассистент

 

Донецк -2006


  1. Физиология и психология труда как наука

1.1. Труд. Физиологические и психологические особенности труда

 

Деятельность – это форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых (материальных и духовных) ценностей и усвоением общественного опыта.

Главными формами деятельности являются познание, труд, общение. В онтогенетическом плане деятельность представлена такими видами как игра, обучение, труд.

Труд является основным видом деятельности, поскольку связан с производством общественно полезных продуктов - материальных и идеальных. Труд является вечным необходимым условием существования людей и рассматривается как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание.

Трудовая деятельность обуславливается определенными мотивами и направлена на достижение определенной цели. Мотив – то, что побуждает человек к труду. Цель – то, что человек старается достичь в результате труда. Мотив – это осознанная потребность. Именно потребности заставляют человека действовать определенным образом в определенном направлении. Однако содержание труда определяется не потребностью, вызвавшей его, а общественными условиями. Например, мотивом, заставляющим станочника работать, могут быть физиологические потребности (в еде, жилье, одежде), но сам процесс управления станком, т.е. содержания трудовой деятельности определяется не этими потребностями, а целью – изготовление конкретной детали. Т.о. мотивы и цели трудовой деятельности не совпадают. Наличие осознанной цели всегда является необходимым признаком труда. При отсутствии осознанной цели речь идет не о трудовой деятельности человека, а об импульсивном поведении, под влиянием непосредственно потребностей и эмоций.

Труд – это сознательная целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных и духовных благ, предоставление разнообразных услуг.

Трудовая деятельность выступает в единение трех аспектов:

1. предметно-действенного;

2. физиологического;

3. психологического.

1. связан с выполнением определенной системы движений и действий, направленных на изменение состояний или свойств предмета труда с целью превращения его в продукт труда.

2. выявляется в том, что труд, как социальное явление, имеет природную предпосылку – использование физиологических функций работника для создания тех или иных материальных ценностей.

Во время труда к активной деятельности подключаются все органы и системы организма – мозг, мышцы, сосуды, сердце, легкие и т.д., мобилизируются физиологические функции, затрачивается нервная и мышечная энергия. Так для обеспечения рабочих движений и действий энергию используют мышечные группы, сокращение которых регулируется процессом возбуждения, поступающим от нервных центров. К этим мышцам направляется усиленный поток крови, приносящий питательные вещества и кислород и забирающий продукты распада веществ. Для обеспечения усиленного кровообращения, обмена веществ и энергии соответственно активизируется работа сердца и органов дыхания. Все эти процессы организуются в соответствии с требованиями и условиями труда. При неблагоприятных, тяжелых условиях труда возможно перенапряжение физиологических систем и патологические нарушения, в то время как оптимальные условия труда являются фактором повышения трудоспособности человека. Одновременно физиологические процессы, подчиняясь условиям трудовой деятельности, сохраняют относительную самостоятельность (суточный биологический ритм, скорость реакций, мышечная сила, выносливость)

3. связан с тем, что предметные действия работника определяются и регулируются его внутренней (психической) деятельностью – познавательной, мотивационной, эмоциональной.

Так во время труда у человека активизируются такие познавательные процессы: чувства, восприятия, мышление, память, представление. В процессе труда ему необходимо быть внимательным, проявлять волевые качества. Во время выполнения работы человек может переживать различные психологические и эмоциональные состояния – активность, заинтересованность, сосредоточенность, энтузиазм, напряжение, усталость, неудовлетворение, скуку и др. в труде реализуются и одновременно развиваются профессиональные способности, знания, трудовые навыки и умения работника, раскрываются черты его характера, моральные качества, мотивы деятельности. В труде человек утверждает себя как личность, реализует и развивает свой творческий потенциал.

В процессе труда функциональное напряжение человека обуславливается двумя видами нагрузок: мышечными и нервными. Мышечная нагрузка проявляется в виде динамичных движений и статичных напряжений, а нервная – в виде мыслительных, эмоциональных и сенсорных нагрузок.

В зависимости от соотношения мышечных и нервных нагрузок все конкретные виды труда разделяют на три группы:

1. труд с преобладанием мышечных нагрузок (физический);

2. труд с преобладанием нагрузок на кору головного мозга, связанных с высшими психическими функциями – мышлением, памятью, представлением (Умственный);

3. труд с преобладанием нагрузки на органы чувств и эмоциональную сферу (сенсорно-напряженный).

Но с точки зрения физиологического подхода такое разделение является условным, поскольку любой труд имеет все названные компоненты, то есть представляет собой единый нервно-мышечный процесс.

Соотношение затрат мышечной и нервной энергии, исполнительских и творческих функций, механических действий и операций мышления в трудовом процессе характеризуют содержание труда.

С развитием научно-технического и социально-экономического прогресса содержание трудовой деятельности существенно меняется, что проявляется в уменьшении нагрузок на мышцы и увеличении нагрузок на нервную систему, а именно на кору головного мозга работника.

 

 

1.2. Предмет и метод физиологии и психологии труда

 

Физиология и психология труда как наука возникла в результате слияния двух наук – физиологии труда и психологии труда. Несмотря на тесное их сближение и проникновение представляется целесообразным рассматривать цели и задачи каждой из составляющих данной дисциплины отдельно.

Человек в процессе труда действует как биологический организм и как личность. Как организм он испытывает нагрузки на органы и системы, напряжение физиологических функций, усталость. Как личность работник реализует сознательно поставленную цель, активизирует познавательные процессы, проявляет волевые качества и творческие способности, усовершенствует трудовые процессы и условия труда, утверждает свой социальный статус и развивает творческий потенциал.

Функции человека как организма в процессе труда, энергетические и нервно-психологические затраты работника, биомеханические особенности трудовых движений изучает физиология труда. Физиологические функции под влиянием трудовых нагрузок, условий и организаций труда претерпевают определенные изменения, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными для организма.

Физиология труда – это раздел общей физиологии, изучающий физиологические реакции организма на т рудовую нагрузку.

Предметом физиологии труда является жизнедеятельность организма человека в процессе труда.

Целью физиологии труда является оптимизация трудового процесса и условий труда в соответствии с физиологическими требованиями организма работника.

Задачи физиологии труда:

- изучить физиологические реакции человека на различные виды трудовой нагрузки;

- определить оптимальные и предельные нагрузки на физиологические системы в различных видах трудовой деятельности;

- оптимизировать составляющие трудового процесса и условий труда работников;

- разработать мероприятия, предохраняющие работника от неблагоприятного влияния факторов внешней среды.

Основным заданием физиологии труда является обоснование практических мер по повышению трудоспособности, предотвращению переутомления работников и создания условий оптимальной жизнедеятельности с целью повышения эффективности труда.

Физиология труда занимается такими вопросами, как:

- обосновывает режимы труда и отдыха работников различных профессий и производств;

- определяет нормы выработки в соответствии с особенностями человеческого организма;

- исследует предельные возможности человека при выполнении работы;

- прогнозирует возможные физиологические реакции организма при выполнении определенных видов работ;

- разрабатывает способы и режимы тренировки и производственного обучения;

- обозначает мероприятия по рационализации труда, положительно влияющие на здоровье человека.

Психология труда изучает функционирование работника как личности. Особое внимание уделяет профессионально важным качествам личности, психическим процессам, образно-понятийным моделям, которые формируются в процессе труда и обеспечивают этот процесс.

Психология труда – это отрасль прикладной психологии, которая изучает психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека, влияние производственной обстановки на психические процессы, свойства и состояния работника в труде.

Предметом психологии труда является психика человека в условиях производства, закономерности функционирования и формирования личности в процессе труда.

Основная задача психологии труда – изучение потенциальных возможностей психики человека и оптимизации влияния факторов трудовой деятельности на его психическое здоровье.

Цель психологии труда - оптимальная организация трудовой деятельности с целью как можно более полной реализации творческого потенциала работника.

Предметом курса «Физиология и психология труда» являются закономерности динамики физиологических и психических функций человека в процессе труда.

Физиология и психология труда – научные дисциплины, которые возникли и сформировались на стыке наук о труде, наук о человеке и личности. Одновременно – физиология труда является частью общей физиологии, а психология труда – частью общей психологии. Поэтому основные методологические принципы физиологии труда определяется соответственно общей физиологией и общей психологией.

Фундаментальные методологические принципы физиологии и психологии труда следующие:

- принцип нервизма – ведущую роль в организме играет нервная система;

- принцип единства организма и внешней среды;

- принцип уравновешивания – стремление организма установить определенные отношения с окружающей средой;

- принцип целостности организма – организм функционирует как единое целое, что обеспечивается деятельностью нервной системы;

- принцип отображения в сознании объективной реальности – все психические явления являются продуктом и условием отображения;

- принцип общественно-исторического детерминизма развития психики и сознания;

- принцип единства сознания и деятельности – сознание создает внутренний план деятельности, ее программу;

- принцип развития личности в деятельности;

- принцип психической регуляции – проявляется в организации направленности внешних действий, поведенческих реакций, выборочности познавательных процессов, четкости психомоторных действий.

 

Основной задачей физиологии и психологии труда является гуманизация труда.

Гуманизация труда – профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предотвращение производственного травматизма и профессиональной деформации работника, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития личности.

 

Задачей физиологии и психологии труда является также разработка практических рекомендаций по следующим вопросам:

- повышение работоспособности и профилактика переутомления работников;

- более полное использование творческого потенциала работников;

- предотвращения монотонности труда;

- оптимизация производственной среды;

- нормирование мышечных и нервно-эмоциональных нагрузок;

- организация рабочих мест и рационализация трудовых процессов;

- проектирование режимов труда и отдыха; усовершенствование профессиональной ориентации, профессионального подбора и производственного обучения;

- стимулирование трудовой активности работников на основе усовершенствования механизма мотивации.

 

 

1.3. Современные проблемы физиологии и психологии труда

 

Современный этап развития Украины выдвигает новые задания относительно физиологии и психологии труда. Среди наиболее важных теоретических и практических заданий следует выделить следующие:

- разработка физиологических и психологических критериев оптимальной организации различных видов труда;

- обоснование методов ликвидации дефицита мышечных нагрузок и двигательной активности работника;

- гуманизация труда на предприятиях различных форм собственности на основе внедрения санитарно-гигиенических норм, техники безопасности, рациональных режимов работы и отдыха;

- разработка механизмов формирования у людей психологических установок на рыночное поведение в сфере деятельности;

- изучение мотивационных механизмов повышения эффективности труда;

- психологическое обоснование социально-трудовых отношений между субъектами рынка труда;

- разработка критериев и путей обеспечения конкурентоспособности человека на рынке труда;

- совершенствование методов профессионального самоопределения человека;

- изучение механизмов самореализации личности в трудовой деятельности, в том числе в малом бизнесе и предпринимательстве;

- усовершенствование методов профессиональной ориентации, переориентации и профессионального подбора;

- усовершенствование методов производственного обучения;

- психологические проблемы незанятого населения и безработица.

 

Реализация эти заданий основывается на таких фундаментальных теоретических положениях физиологии и психологии труда, как трудоспособность, дееспособность, врабатывание, утомление, восстановительные процессы в организме человека; трудовое напряжение и оптимальный его уровень, усвоение ритма деятельности, закономерности динамики психических функций работника в разных видах профессиональной деятельности, влияние деятельности и незанятости на формирование реализацию личностных качеств человека.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библиографический список | Психофизиологические закономерности взаимодействия организма человека с окружающей средой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.