КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоции и чувства в процессе труда
5.3.1 эмоциональные состояние и их функции трудовой деятельности
Важной стороной психической деятельности человека является аффективная сфера, представленная эмоциями, чувствами, переживаниями, стремлениями и желаниями, в которых отображается отношение человека к окружающему миру и самому себе. В процессе труда и общения с другими людьми у работника активизируются не только познавательные процессы, но и возникает личное отношение к целям организации, другим людям, результатам собственной деятельности и т.д. в познавательной сфере отображается внешний предметный мир в образах, существенных взаимосвязях, а в аффективной сфере действительность отображается в переживаниях человека. Эти процессы не являются взаимоисключающими и представляют единство двух компонентов психического отображения. Эмоции - процессы, отображающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Чувства – внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, работе. Эмоции отображают ситуационное отношение человека к определенным объектам, а чувства – стойким, обобщенным отношением к ним. Чувства выступают субъективным показателем того, как удовлетворяются потребности человека. Если процесс удовлетворения потребности проходит благоприятно, то у работника возникают позитивные эмоциональные состояния (увлечения, радости, удовольствия). Неудовлетворенные потребности сопровождаются негативными эмоциями. Таким образом, эмоции – это реакция на ситуации к которым человек не может сразу адаптироваться. Эмоциональное состояние человека зависит от характера и интенсивности актуальной потребности, с одной стороны, и оценки возможности ее удовлетворения – с другой. Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, то возникают позитивные случаи, в противном случае – негативные. Эмоции возникают тогда, когда не происходит удовлетворение потребностей, когда действия не достигают цели или их выполнение связано с препятствиями. Потребностно-информационная теория эмоций П.В.Симонова: Эмоция – это отображение отношения между величиной потребности и вероятностью ее удовлетворения в данный момент. Если человеку не хватает знания, информации для достижения цели, то эмоция компенсирует эту нехватку и обеспечивает продолжение поиска новой информации.
Е=П (Н-С), Где Е - эмоция, П - потребность, Н -информация, необходимая для удовлетворения потребности, С – информация, которой владеет человек.
Е=0, если П=0; Е=0, если Н=С; Еmax, когда С=0.
Характеристики эмоций и чувств: 1. Качественные: - знак (позитивные, негативные); - модальность (страх, гнев, радость и т.д.); 2. Количественные (сила, интенсивность, глубина). Функции эмоциональных состояний: 1. регулятивная (переживания выступают в роли сигналов, стимулирующих или сдерживающих деятельность человека); 2. оценочная (субъективное отношение человека к удовлетворению своих потребностей); 3. энергетическая (мобилизируют физиологические резервы организма). 5.3.2 Виды эмоциональных реакций
В процессе труда выделяют эмоции стенические и астенические. Стенические эмоции в процессе труда побуждают работника к действиям, увеличивая его энергию. Астенические эмоции характеризуются пассивностью, наблюдательностью, безразличным отношением к работе. Наиболее неблагоприятно на трудовую деятельность влияют аффекты, которые характеризуются изменениями в сознании, нарушением контроля над действиями, потерей выдержки и т.д. Аффект – непродолжительная бурная эмоциональная реакция в форме гнева, страха, отчаяния, растерянности и т.д. он развивается в критических условиях, когда человек не может найти адекватный выход из опасных, травмирующих, неожиданных ситуаций. Закон развития аффекта: чем сильнее исходящий мотивационный стимул, чем больше усилий пришлось приложить человеку для реализации цели и чем меньше результат деятельности, тем сильнее аффект. Особой формой переживания чувств являются стрессовые состояния. Стресс – чрезмерное психологическое и физиологическое напряжение, вызванное сильным неблагоприятным влиянием того или иного фактора. Состояние работника при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи, в одних случаях проявляется в неупорядоченной активности, в других – в пассивности, бездеятельности. Вместе с тем, незначительный стресс может способствовать мобилизации работника, активизации его деятельности. Стресс, способствующий улучшению показателей работоспособности, расценивается как стресс без дистресса. Ухудшение этих показателей рассматривается как проявление дистресса. Стрессы подразделяют на: - острые (развиваются мгновенно и с первых минут сказываются на работе нервной и сердечно-сосудистой системы); - хронические (возникают в результате длительного или повторного влияния как сильных, так и сравнительно слабых стрессоров). При сильном непродолжительном стрессе целесообразным является активное реагирования, а при продолжительном хроническом стрессе – пассивное.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |