КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование охраны объектов животного мира
Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.- Животный мир как объект правовой охраны характеризуется рядом признаков, которые закреплены в экологическом и фаунистическом законодательстве. К ним относятся: - принадлежность к дикой фауне. В последних научных работах предлагается отказаться от столь узкого понимания признака принадлежности к объектам животного мира. Так, Н.Н. Веденин пишет, что «понятие «животный мир» должно охватывать все разновидности животного мира, включая домашних животных...». В качестве одного из аргументов приводится тот факт, что в настоящее время многие представители домашней фауны находятся на грани исчезновения, а особенно опасная ситуация сложилась в птицеводстве. Однако такие предложения пока не встретили понимание законодателя. - нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой. Дикие животные, находящиеся в зоопарках, вольерах, а также некоторые виды животных (например, северные олени), содержащиеся в полувольных условиях, охраняются как товарно-материальные ценности в соответствии с требованиями гражданского права. - установление территориальных границ нахождения дикого животного. Только на территории России они входят в единый государственный фаунистический фонд. Это важно при определении мигрирующих животных. - непотребляемость объекта, т.е. при переходе отдельного животного с территории России на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т.д., животный мир в целом как объект охраны не исчезает. Следует отметить, что термин «потребляемость» относится не к отдельным объектам или видам животного мира (которые, конечно, потребляемы), а к фаунистическому фонду в целом, поскольку даже если сохранится хотя бы одно дикое животное, отвечающее названным признакам, фаунистический фонд сохраняется. В ряде исследований ранее указывалось еще на один признак - полезность, который был закреплен в законодательстве 60-х годов XX века. Однако впоследствии большинство ученых и законодатель отказались от деления животных на полезных и вредных, ибо оно всегда носило условный характер. Поскольку в природе все взаимосвязано, то отдельные виды животных в различной обстановке могут быть как вредными, так и полезными. Так, заяц или дикий кабан при оптимальной численности на 1 км охотничьих угодий - животные полезные, однако в случае превышения их численности уже являются вредными, поскольку могут нанести существенный вред лесному и сельскому хозяйству. Использование животного мира - изучение, добывание объектов животного мира или получение пользы от них иными способами для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Использование объектов животного мира не должно приводить в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира. Охрана животного мира - деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. Одним из направлений деятельности по охране животного мира является охрана среды обитания животного мира. Федеральное законодательство устанавливает два режима охраны животных. Общий режим охраны устанавливается Законом о животном мире. Так, по критерию возможности быть объектом охоты и рыболовства, данный закон определяет две категории объектов животного мира с общим режимом правовой охраны: а) Объекты животного мира, которые являются объектами охоты или рыболовства (их перечень указан в Постановлениях Правительства РФ и пользование этими объектами допускается в установленном законом порядке на основании лицензии). В отношении таких объектов животного мира предусматриваются гуманные способы охоты. б) Объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты или рыболовства. Их добывание или иное использование, согласно ст. 43 Закона о животном мире, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов. Особый режим охраны устанавливается указанным законом в отношении объектов животного мира, отнесенных к числу особо охраняемых, в том числе указанных в Красной книге РФ и Красных книгах субъектов РФ. При этом действуют правила, распространяемые на все указанные категории объектов животного мира. В их числе - установление системы ограничений и контроля за изъятие объектов животного мира из среды их обитания (например, для акклиматизации или гибридизации), требования к природоиользователям при осуществлении ими хозяйственной деятельности (обязательность применения технологий ведения сельскохозяйственных или иных работ, не подвергающих уничтожению объекты животного мира), а также создание особо охраняемых природных территорий. Так, в границах национального парка запрещена промысловая охота и рыболовство, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций и т.д. (ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях). Следовательно, охране подлежат все виды растений и животных, находящиеся в границах данной категории ООПТ. Отнесение объектов животного мира в категорию редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов означает, что их численность и ареал резко сократились и продолжают сокращаться в результате прямого истребления, разрушения мест обитания или по другим причинам. Эти биологические виды не могут выжить без активного вмешательства человека. Для их сохранения устанавливается режим их особой охраны, при этом существует три уровня учета и охраны редких и исчезающих растений и животных, осуществляемых посредством ведения Красных книг. Первый уровень - это участие в ведении Международной Красной книги и Красной книги государств-участников СНГ. Второй уровень - ведение Красной книги РФ и третий - Красных книг субъектов РФ. Так, например, в Красную книгу Ростовской области, изданную в 2003 г., вошли 253 вида редких животных. Однако, несмотря на разработку более чем в 40 субъектах РФ региональных Красных книг, остается нерешенной проблема повышения эффективности данного направления охраны животных и растений. Одним из ее аспектов является отсутствие административной ответственности за нарушения законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ о Красных книгах субъектов РФ. Подобные нормы могли бы содержаться в КоАП субъекта РФ (равно как нормы об ответственности за нарушение положений Красной книги почв субъекта РФ). Красная киша РФ - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. По своей юридической природе Красные книги являются разновидностью кадастров природных ресурсов и объектов. Ведение Красной книги РФ осуществляется МПР России. Красная книга РФ должна издаваться не реже одного раза в десять лет. Растения и животные, которые туда попали, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается всякая деятельность, которая ведет к сокращению их численности или ухудшению среды обитания. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают такие животные, несут повышенную ответственность за уничтожение этих объектов животного и растительного мира (ст. 259 УК РФ «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации»). Объекты животного и растительного мира могут также попадать под действие международных соглашений и конвенций, либо быть занесенными в Международную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ. Так, 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных, обитающих в России, занесены в Красный список Международного союза охраны природы. Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует специально разработанных мероприятий на федеральном уровне. В Красную книгу России занесено 415 видов (подвидов, популяций) животных и 533 вида растений, 17 видов грибов. Перечень животных, которые занесены в Красную книгу РФ за последние годы, увеличился в 1,6 раз. При этом 38 видов животных исключено из Красной книги, поскольку им перестала угрожать опасность исчезновения. Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях. Добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения (распорядительной лицензии). Другим способом охраны редких и исчезающих объектов животного и растительного мира является разработка федеральных и региональных целевых программ, направленных на спасение определенных видов растений и животных. В их числе, например, подпрограмма «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений», входящая в состав Федеральной целевой. программы «Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001г. Рассматриваемая проблема имеет и еще один важный аспект, вытекающий из положений международных договоров, регламентирующих ввоз, вывоз и транзитную перевозку редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Среди указанных международных документов следует выделить Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), а также Перечни видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт которых, а также их частей или дериватов, разработанный в соответствии с данной Конвенцией. Выполнение требований Конвенции и последующих резолюций и решений конференций стран-членов Конвенции обусловило разработку и внедрение внутреннего законодательства, регулирующего торговлю и использование видов диких животных и растений (их частей, дериватов и любых изделий из них), включенных в Приложения к Конвенции. Введение таких требований в п.З ст.60 Закона об охране окружающей среды означает установление на законодательном уровне государственного регулирования соответствующей деятельности, включающего в себя введение определенных ограничений гражданского оборота образцов диких животных и растений, а также установление мер ответственности за нарушения в сфере их оборота и использования. В настоящее время регулирование оборота диких животных и растений, включенных в Приложения СИТЕС, осуществляется на основании Закона о животном мире, Таможенного кодекса РФ, иных федеральных законов и ряда подзаконных нормативных правовых актов. Из данных документов следует, что вывоз с территории Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, допускается при наличии специального разрешения Административного органа по Конвенции в Российской Федерации, а ввоз таких видов животных и растений на территорию Российской Федерации - при наличии разрешения административного органа по Конвенции или другого компетентного органа страны-экспортера, а в случаях, предусмотренных Конвенцией, и разрешения Административного органа по Конвенции в Российской Федерации. Ввоз на территорию Российской Федерации или иностранных государств подпадающих под действие Конвенции видов животных и растений, их частей или дериватов, добытых в открытом море судами, плавающими под флагом Российской Федерации, допускается при наличии разрешения (сертификата) Административного органа по Конвенции в Российской Федерации. Данный орган принимает решение и в отношении юридической судьбы конфискованных и обращенных в собственность государства диких животных и растений, их частей или производимой из них продукции - дериватов, попадающих под действие Конвенции СИТЕС. Административным органом по обязательствам из данной Конвенции в Российской Федерации является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении МПР России (в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб), а также Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (в отношении осетровых видов рыб). Однако эффективность мер по охране редких и исчезающих животных и растений пока не достаточно высока, а имеющаяся правовая база нуждается в совершенствовании. По данным Интерпола нелегальная торговля дикими животными и растениями без учета древесины и рыбной продукции выходит на второе место в мире после наркотиков, достигая 6 млрд. долларов США ежегодно. При этом Россия является одной из основных стран на незаконном рынке биологических объектов, выступая в качестве как импортера или экспортера, так и как страна транзита. Например, за 11 месяцев 1999 года только на таможенных постах города Москвы было произведено 47 задержаний незаконных грузов с образцами диких животных и растений на общую сумму свыше 100 тыс. долларов США. По оценке экспертов это составляет лишь 5 процентов от всего незаконного ввоза, осуществляемого через Москву. Незаконно ввезенные животные поступают в продажу не только через сеть нелегальных дилеров, но и легально на Птичьем рынке. Ввиду отсутствия в РФ надлежащего внутреннего законодательства в данной сфере общественных отношений, указанный вид бизнеса бурно развивается и полностью находится в сфере «теневой» экономики. В связи с этим продавцы и посредники получают весьма значительные доходы, не платя подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования и т.д. С другой стороны, неконтролируемый ввоз из-за рубежа объектов фауны и флоры сужает налогооблагаемую базу и не дает развиваться легальному предпринимательству в области разведения экзотических животных и растений. Неконтролируемый ввоз и продажа изъятых из природы и пользующихся спросом на российском рынке экзотических животных опасны и возможностью завоза в страну малознакомых инфекций. Так, отмеченный медиками в 1993-1995 годах в Москве резкий рост смертности последовал за пиком ввоза приматов и попугаев в Россию. Некоторые объекты, занесенные в Приложения СИТЕС и добываемые нелегально, широко представлены на внутреннем российском рынке. Это в первую очередь осетрина и черная икра. Объемы незаконного вылова осетровых в десятки раз превышают легальные квоты на вылов. Торговля осетриной в различных видах и черной икрой открыто осуществляется на рынках и в магазинах. Отсутствие единого и эффективного законодательства, регулирующего коммерческое использование редких видов животных, делает малоэффективными действия правоохранительных органов, часто не способных доказать незаконность происхождения товара, и существенно сокращает доходы бюджетов всех уровней.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |