КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационная политика предприятий
Эффективным инструментом устойчивого развития предприятия в условиях рынка являются инновации. В практике экономического анализа и исследований используют ряд терминов, которые дают представление об инноватике, инновациях и инновационном процессе. Инноватика – это область науки, которая изучает различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений. Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновации (нововведения) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, государства) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Инновационная сфера – область деятельности производителей потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций. Основными критериями классификации инноваций являются: 1. По значимости и уровню экономического эффекта: · Базисные (первичные, радикальные) – это нововведения, создающие основу для появления новых отраслей промышленности и образования новых рынков; · Улучшающие инновации возникают в процессе «доводки» новых товаров и технологий, их максимального приспособления к требованиям рынка; · Псевдоинновации – это те инновации, которые реализуются в мини-измерениях, скорее ассоциирующихся с совершенствованием, модификацией, нежели с техническим процессом. 2. По направленности воздействия на процесс производства: · Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного использования больших ЭАМ к массовому применению персональных компьютеров); · Рационализирующие инновации близки к видоизменениям; · Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций. 3. По глубине вносимых изменений: · Инновации нулевого порядка – регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций; · Инновации первого порядка – изменение количественных свойств системы; · Инновации второго порядка – перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования; · Инновации третьего порядка – адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу; · Инновации четвертого порядка – новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки просты адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются, т.е. происходит некоторое улучшение их полезных свойств; · Инновации пятого порядка – новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структура концепции сохраняется; · Инновации шестого порядка – новый вид качественного изменения первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа; · Инновации седьмого порядка – новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип. 4. По отношению к разработке: · Инновации, реализованные силами данного предприятия; · Инновации, реализованные внешними силами. 5. По масштабам распространения: · Инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт; · Инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. 6. По месту и роли в процессе производства: · Основные инновации – они создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, а также составляют базис крупных технологических систем; · Дополняющие инновации – они расширяют рынок в соответствующих областях или развивают имеющиеся базисные технологии. 7. По характеру удовлетворяемых потребностей: · Инновации, ориентированные на существующие потребности; · Инновации, ориентированные на создание новых потребностей. 8. По степени новизны: · Инновации, основанные на новых открытиях; · Инновации, созданные на основе нового способа, примененного к новым открытиям. 9. По времени выхода на рынок: · Инновации – лидеры; · Инновации – последователи. 10. По причинам возникновения: · Реактивные инновации – эти инновации, обеспечивающие выживание фирмы. Они являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. реактивные инновации производятся вслед за конкурентами с целью ведения целенаправленной борьбы на рынке; · Стратегические инновации – это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. 11. По предмету и сфере приложения инноваций предполагается их деление на: · Продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы); · Рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовывать продукт на новых рынках); · Инновации – процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы). Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства. Различают классическую и инновационную модели предпринимательства. Классическая модель – это предпринимательство традиционное, рутинное, репродуктивное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Инновационная модель – предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования. В зависимости от преобладающего типа инноваций предприятия могут быть разбиты на определенные классы. 1. Инноваторы – лидеры и инноваторы – последователи. Инноваторы – лидеры – это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями. Они работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас «экономической прочности», который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними удельных издержек производства. Инноваторы – последователи рискуют меньше, так как их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности. 2. Предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий. 3. Предприятия – инноваторы, создающие новые потребности (например, создание таких товаров как радиоприемник, магнитофон, телефон, телевизор и др.), и предприятия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей (например, инновации по реализации новых поколений товаров). 4. Предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к предыдущим открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений. 5. Предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения в одной отрасли, и предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства или АПК. 6. Предприятия, реализующие инновации-продукты, и предприятия, реализующие инновации-процессы. 7. Предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, ориентирующиеся на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках. Побудительными мотивами развития инноваций на предприятии являются стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |