КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Три центра философии мира (костецкий): ДР. Индия, ДР. Китай, ДР. Греция
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ РОЖДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ Сущность философского мышления – деятельность РАЗУМА, который необходимо пробудить, возвысившись над деятельностью РАССУДКА. На Востоке и на Западе это произошло по-разному: Древние Индия и Китай – разработан метод индивидуального обучения каждого человека: называется ПАРАМПАРА, или ЦЕПЬ УЧЕНИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, то есть от учителя у ученику. На практике ребенок 5 лет отдавался в школу к учителю, где жил с учителем, получая воспитание при непосредственном общении с учителем. Предполагалось, что учитель – это тот, кто пробудил разум, мудрость. Учитель обучал индивидуально каждого ученика, давая ему не только теоретическое знание, но также вовлекая его в повседневную деятельность и общение, которые делали теоретическое знание осознанным, то есть усвоенный разумом. То есть эффект «цыпленка, самостоятельно проламывающего свою скорлупу, чтобы стать жизнеспособным на свободе», создавал сам учитель. Учитель создавал испытания индивидуально каждому ученику, благодаря чему ученик пробуждал свой разум и мог получать знание. Есть много историй о таких испытаниях, например, учитель заставлял ученика нырять в воду и держал его там, пока не станет задыхаться, потом позволял вынырнуть и запомнить жажду жизни, которая должна была пробудить жажду познания Истины и др. В Древней Греции – это произошло коллективно, государство оказалось в особой социальной ситуации, где каждый гражданин попал в ситуацию «цыпленка» – в результате состоялся удивительный прецедент истории, когда РАЗУМ стал культом целой цивилизации сразу. Этот прецедент назван в истории ГРЕЧЕСКИМ ЧУДОМ. Мы покажем, что уникальное «греческое чудо» произошло именно потому, что Греция оказалась единственным до сих пор обществом, где на какое-то время РАЗУМ стал самой влиятельной силой социума в лице наивысшего авторитета мудрецов и первых философов. Древняя Греция – страна Эллада – образец, модель, которая затем воплотилась в Зап. Европе, а затем и во всем цивилизованном мире. Древних эллинов давно нет, но мы живем по их сценарию: все тайные нити, рычаги современной культуры сходятся в одной точке карты Др. Мира – в Элладе: Балканский полуостров + прилегающие острова. Название по имени родового предка Эллина (сейчас называется Др. Греция). Эллины не были греками, ни даже «древними греками» – внешне были больше похожи на немцев и русских (слово «грэк» римского происхождения с уничижительным значением). Историки называют Элладу «греческим чудом», «золотым веком человечества». За период с 7 по 3 вв. до н.э. ВПЕРВЫЕ созданы: правовое государство, публичный театр, демократия, суд присяжных, физика, механика, история, анатомия, биология, зоология, спортивные игры, художественная литература и архитектура, близкая нам, рождается философия как способ познания мира.
УНИКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЭЛЛАДЕ: ТРИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ. 1) Население – племена арийского происхождения: жизнь племени регулируется сложной системой обрядов и ритуалов: по принципу «образца» – все поступки за всю жизнь на все случаи уже даны свыше предками и Богом. Поэтому вопроса как жить? никогда не возникало. Существует только одна система ценностей – традиции и обряды, предписываются каждому в мельчайших деталях как правильное поведение: от рождения до брака и до самой смерти. Соблюдающий – доблестный муж. Не соблюдающий – не достоин даже жить. 2) В обществе появляются ДЕНЬГИ. До этого – деньги тоже были как мера стоимости товаров в торговле – это было и до греков и у самих греков, но греками было сделано особое ОТКРВЫТИЕ: ДЕНЬГИ МОГУТ ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ДЕНЬГИ, если деньги пускать в оборот, а затем – еще новые деньги и так до бесконечности. Древняя Греция опровергает идею о том, что сначала было рабство, потом феодализм и только потом капитализм. Там уже был принцип накопления денежного оборотного капитала: Семейно-родовой уклад | сменился капитализмом ---à а он уже породил рабовладение Греки совершили ошибку – вместо использования труда наемных рабочих, которые тоже были, они сделали ставку: А) на детский труд; Б) на «домашних рабов», членов семьи. Итог: Детский труд в семейном рыночном производстве на базе домашней мастерской --- вывел греческий капитализм на путь рабовладельческой экономики.
Античный поэт – 7 век до н.э. – Алкей писал: «Деньги делают человека!». В итоге в обществе сложилась необычная ситуация: в песнях, преданиях воспевались честность, трудолюбие, почитание родителей, а в жизни все происходило наоборот. Кто добр, благодарен, соблюдает обычаи, тот попадал в зависимость от «предпринимателей» и так становился рабом. Кто не следовал особо обычаям, не держал слова, строил интриги и козни – чаще оставался с капиталом и становился рабовладельцем, в результате на деле именно ему оказывалось почтение и уважение в обществе. Именно здесь впервые стает вопрос КАК ЖИТЬ? КАКИМ БЫТЬ? История развивалась так, что обращение капитала очень скоро поставил греческие города на грань вымирания именно с культурной точки зрения. Доходило до того, что одни родственники с большим капиталом становились рабовладельцами своих же родных людей, но с меньшим капиталом (например, давали им деньги под проценты, которые с годами становились такими огромными, что единственный выход расплаты – отдать своего ребенка в рабы своему же родственнику). Эта практика распространилась очень быстро – произошел своего рода геноцид собственного народа: - глава семейства в счет погашения кредита «продавал» сначала своего старшего сына, потом младших, в итоге жену и себя. - политика «Деньги любой ценой!» привела к тому, что когда к городу приближался неприятель, доносчики собственного народа бежали наперегонки, чтобы первыми заложить свой город и получить самый большой куш. История Эллады быстро бы закончилась, если бы не появилась ТРЕТЬЯ социальная сила – ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ. 3) Стихию товарно-денежных отношений остановило нововведение: в Древней Греции возникли писаные ЗАКОНЫ государства, которые были поставлены НАД всеми членами общества, независимо от их социального происхождения. Здесь то и сформировалась позиция ПЕРЕД ЗАКОНОМ ВСЕ РАВНЫ Законы создались не сразу, а в процессе нескольких этапов. Наиболее эффективно заработали реформы Солона (архонт Афин). До руководства Солон был очень известным гражданином города: аристократ, писал стихи, занимался политикой и коммерцией. В 594 г. до н.э. Солон становится архонтом и издает новый свод законов, важнейший из которых – ОТМЕНА сразу и навсегда долгового рабства, причем без всякого выкупа и каких либо оговорок. Все должники стали свободными, но не по личному указу градоначальника, а по закону государства. Можно представить, как обрадовались должники! Перед законами государства, поэтому, очень быстро установилось абсолютное преклонение и благоговение. В Афинах сложилась атмосфера ЗАКОНОПОЧИТАНИЯ, которая приводит к первому ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ: Законы государства стали высшей ценностью – выше денежных интересов и выше обычаев и ритуалов предков. При этом влияние и денег, и обычаев также оставалось сильным. В результате появились ТРИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ, регулирующих поведение людей: 1) Нравы и обычаи предков («нравственность»); 2) Погоня за деньгами («экономика»); 3) Законы правового государства («право» и «политика»). Все три принципиально не совпадали между собой (несоединимы в уме, как три виндуса в одном компьютере): - в потоке за богатством, как правило, становишься подлецом, нарушая обычаи или преступником, нарушающего законы государства; - нравственный человек, скорее всего, бедняк, а то и «преступник»; - старательному следователю закона не доставляло моральных мук положение зависимого человека, лицемера, труса и т.д. Литературный пример того времени: Софокл – трагедия «Антигона»: Антигона чтит Богов и предков и хоронит брата, ослушиваясь закона царя – за это гибнет сама. Ее сестра – другой выбор – «против граждан не пойду». Какой выбор правилен? Никакой! – здесь выбора на самом деле нет, есть только выбор меньшего из зол. Вывод: культурная ситуация Эллады – человек «забрасывается» в мир с тремя культурными силами регулирования сознания и поведения: НРАВЫ, ДЕНЬГИ, ЗАКОНЫ. Они несовместимы между собой. Человек свободен в выборе, но сам факт выбора не делает человека свободным. Возникает вопрос КАК ЖИТЬ???????????????? Этот вопрос дает начало философии, любви к мудрости (разуму). Это случилось 2,5 тысячи лет назад в Элладе и существует в Европе до сих пор.
Здесь опять схема – разум, рассудок и чувства и ситуация «цыпленка в яйце» из вводной лекции………………………………………………
Рассудок – в тисках трех сил, он не способен найти решение, только разум способен соединять противоречия в гармонию – и он рождается у первых мудрецов. Сначала не было еще профессиональных философов, на вопрос «как жить?» пытались отвечать на уровне обыденного сознания. Граждане со своими проблемами обращались к людям, которые прослыли мудрыми, их советы помогали на практике решать сложности жизни. Их авторитет держался на их собственном примере. Все видели, что эти мудрецы умудрялись в обществе с противоречивыми ценностями быть одновременно БОГАТЫМИ, ЧЕСТНЫМИ И ЗАКОНОПОСЛУШНЫМИ. Но таких были единицы – эпоха получила название «Эпоха семи мудрецов». Каждый из семи мудрецов знаменит особой фразой, афоризмом: КЛЕОБУЛ Линдский – «Мера важнее всего» ХИЛОН Спартанский – «Познай самого себя» ПЕРИАНДР Коринфский – «Сдерживай гнев» ПИТТАК Метиленский – «Ничего лишнего» СОЛОН Афинский – «Наблюдай конец жизни» БИАНТ Приенский – «Худших всегда больше» ФАЛЕС Милетский – «Ни за кого не ручайся»
Со временем и эти мудрецы увидели, что совместить все нравы, деньги и все законы невозможно: не все обычаи предков хороши, деньги могут привести к упадку того же капиталистического государства, законы государства – несовершенны (это знал даже Солон), так как их создают люди, а люди несовершенны. Так появились философы, которые ставили вопрос КРИТЕРИЯ законов правового общества, чтобы они стали свободны от человеческих недостатков. Первые философы критерием выдвинули ПРИРОДУ, то есть они полагали, что по природе нужно правильность обычаев предков, экономики и законов государства. Итак, позиция первых философов: ЖИТЬ НАДО ПО ПРИРОДЕ, (а не по обычаям, законам государства и коммерческим страстям). Так первые философы отвергли абсолютность ориентира на обычаи, деньги и законы и установили авторитете природы: «ФЮСИС-НОМОС», то есть «ПРИРОДА-УСТАВ». Именно с этого и началась профессиональная философия Др. Греции. Отвержение обычаев, денег и законов – стало также основой для современной науки. Ориентация на природу получила название НАТУРОФИЛОСОФИИ. Выделив в качестве критерия правильной жизни природу, эллины в скором времени убедились в неоднозначности ее понимания. Попытки устранить эту неоднозначность понятия «природа» закончились в истории древнегреческой философии формированием различных «натурфилософских школ». Прежде всего, выделилось два главных направления по способу взаимоотношения «ПРИРОДА-ЧЕЛОВЕК». Здесь натурофилософия разделилась на НАТУРОЦЕНТРИЗМ (человек вышел из природы, поэтому сначала нужно изучить природу, потом поймем человека; на этот путь встали первые фисиологи», то есть философы природы) и АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (природа – порождение разума человека, поэтому сначало нужно изучить человека, а через него природу; на этот путь встали позднее в Афинах). Итак, НАТУРОЦЕНТРИЗМ приходит к следующей логике, беря за точку отсчета ПРИРОДУ, из нее «выводя» человека. У природы есть только тела, у которых нет никаких душ. А если человек – част природы, то у него есть тоже только тело. Поэтому представление о том, что у человека есть тело и есть душа – это выдумка людей, не знающих природы. Именно эта точка зрения без особых проверок утвердилась в науке. Ее последователи стали называть себя натурофилософами. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ приходит к другой логике, беря за точку отсчета ЧЕЛОВЕКА, и из реального человека «выводя» природу. Уже через человека природа откроется такой, как она есть – либо без души, либо с душой. Что мы видим у человека: первый факт, что жизнь человека не сводится к телу. Поэтому у человека есть нечто еще, кроме тела. Это – душа. Существование у человека и тела и души – это факт, который нужно признать прежде, чем продвигаться в дальнейших рассуждениях. Если у человека ДВА начала – тело и душа – а человек есть часть природы, то природе также свойственно два начала: телесное (сома) и душевное (психея). Эти два логических направления и породили то, что сейчас часто называют материализм и идеализм. Небольшая периодизация античной философии, дабы получить пространственно-временной обзор огромного пространства античной мысли («корочка» плода античной философии, за которой нектар «мякоти» спонтанного философского творчества): 1 период – Досократики (7 – 5 вв до н.э.) 2 период – Классический (середина 5 в. – конец 4 века до н.э.) 3 период – Эллинистический (4 век – 2 век до н.э.) 4 период – Римский (1 век до н.э. – 5-6 века до н.э.) Первый, то есть греческий материализм, основанный на НАТУРОЦЕНТРИЗМЕ: 1) Человек – часть природы 2) Природа не имеет души, во всех своих проявлениях – она всегда только тело. 3) Так как человек часть природы, то человек – тоже тело и души никакой у него нет. 4) Вся деятельность человека обусловлена телесными стремлениями 5) Главная правило жизни – ориентация на тело: живи так, чтобы телу было хорошо. Для этого – сохраняй гармонию составляющих частей тела, а для этого не отказывай себе ни в каких телесных удовольствиях, руководствуясь правилом: ничего сверх меры (детонизм) – сохраняй безмятежное состояние духа, иначе тело входит в страсть и гармония исчезает, а это оскверняет природу. Чтобы сохранять безмятежность, не надо принимать активное участие в различных предпринимательствах (иметь, но не гоняться); человек не должен заниматься общественной работой, так как это тоже нарушает безмятежность (Эпикур: «Проживи незаметно!»). 6) В области политики: «У каждого человека есть тело, и каждое тело должно быть удовлетворено. Политическая организация должна быть такой, чтобы обеспечить тела каждого человека – это ДЕМОКРАТИЯ – равное отношение к власти. Материализм в такой форме становится не сразу, а прошел два этапа.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |