Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовые действия. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России

Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания конфликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды соци­альных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт — это конфликт по поводу распре­деления власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот кон­фликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из яр­ких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а так­же в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Пре­зидента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уров­ней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кро­вавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собра­ния и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на но­вую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также ис­полнительной и законодательной власти в регионах.

Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и за­конодательной власти нет ничего противоестественного. По самим ус­ловиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных фак­торов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития собы­тий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягче­нию условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он пере­растал в насильственные действия той или другой стороны.

Заметное место в современной жизни занимают националь­но-этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за пра­ва и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными пре­тензиями. В нашей стране доминирующей идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами госу­дарственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общно­стей. Однако в национально-этнических конфликтах имеет место много других наслоений. В современной России национально-этни­ческие конфликты чаще всего носят политический характер. В пе­риод перестройки в различных республиках и регионах России на волне демократизации и формирования рыночных отношений вы­росли новые элитарные социальные группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия ре­шения представителей новой элиты. Поэтому последняя была вы­нуждена облекать свои притязания на власть в форму национально-исторических лозунгов и требований. Старая правящая элита, что­бы удержаться у власти и получить большую свободу действий от центра, нередко поддерживала эти требования. В результате воз­никла своего рода «эпидемия суверенитетов». По мере того, как ук­репляются позиции центра и происходит проникновение новых элит к властным структурам, национально-этнические конфликты в такой форме ослабевают. Однако остается актуальной борьба за обладание властью, материальными и духовными ценностями меж­ду коренным населением и мигрантами, между этническим боль­шинством и меньшинством.

Большую роль в современной жизни России играют социаль­но-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использова­ния профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам. Социально-экономические конфликты в современ­ной России имеют объективную основу. Они стимулируются перехо­дом народного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой за перераспределение собственности между различ­ными социальными группами населения, обнищанием широких сло­ев населения, структурной перестройкой экономики и связанной с ней скрытой или открытой массовой безработицей и т. д. Значитель­ную роль в этом конфликте играет и субъективный фактор: имею­щие место перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой поли­тики, бюрократические извращения в институтах власти и т. д.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и орга­низационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия дек­лараций, законов и т. п. Наиболее яркой формой выражения кон­фликта являются различного рода массовые действия. Эти массо­вые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтер­нативных программ, в прямых акциях социального протеста. Мас­совый протест — это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и сти­хийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим це­лям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как ми­тинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского не­повиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в определённых целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие кон­кретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований. Лозунг, являющийся доста­точным для организации пикетирования, вряд ли может послужить основой для организации кампании гражданского неповиновения. Осознание четкости поставленных целей особенно важно в связи с организацией забастовки. Современная забастовка — это заранее подготовленная акция с четко сформулированными целями, пред­варительно обсужденными в коллективах, опирающаяся на при­знанных лидеров, возглавляемая органом руководства (стачко­мом, рабочим комитетом), пользующимся поддержкой прессы, ка­кой-то части парламента и населения.

В заключение следует подчеркнуть, что поскольку конфлик­ты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей

 

Тема № 10. Социальные институты

1 / Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни 2/ Виды и функции социальных институтов 3/ Семья как важнейший социальный институт

 

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни

Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреж­дение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы органи­зации совместной деятельности людей. Термин «социальный инсти­тут» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, инсти­туте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всяко­го рода упорядочения, формализации и стандартизации обществен­ных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализа­ции и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призва­ны организовывать совместную деятельность людей в целях удовле­творения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются пер­выми необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общ­ностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят на­дындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логи­ку развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризу­ющиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образ­цов деятельности и поведения людей и других элементов социо­культурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребнос­тей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рам­ках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечива­ет функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего ми­ра личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализа-ция индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориента­ции и ожиданий является вторым важнейшим элементом институ­ционализации. Третьим важнейшим элементом институционализа­ции является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной сово­купности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чинов­ников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется нали­чием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспе­чивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеиз­ложенного, можно дать следующее определение социального ин­ститута. Социальные институты — это организованные объедине­ния людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на осно­ве выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Динамика социальных конфликтов | Основные черты социальной организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.