Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности




Тема 4. Управление инвестиционными процессами на территории муниципального образования

В целях реализации социально-экономических приоритетов развития территории должен быть сформирован эффективный механизм управления инвестиционной деятельностью на уровне муниципального образования.

Механизм управления инвестиционной деятельностью — это совокупность методов, форм, инструментов и приемов формирования и регулирования отношений, которые складываются в системе инвестиционной деятельности муниципального образования с целью согласования интересов субъектов инвестиционного процесса и реализации приоритетов инвестиционной политики местного сообщества.

Механизм управления инвестиционной деятельностью состоит из следующих структурных элементов:

    • ресурсное обеспечение инвестиционной деятельности;
    • нормативно-правовой блок;
    • методическое обеспечение;
    • информационный комплекс;
    • организационное обеспечение управления инвестиционным процессом.

Рассмотрим далее структурные элементы механизма управления инвестиционной деятельностью более подробно.

Реализация инвестиционной деятельности связана с принятием управленческих решений в области определения возможных источников финансирования инвестиционных проектов, концентрации ресурсов и повышения эффективности их использования.

В соответствии с действующим законодательством инвестиционная деятельность на территории Российской Федерации может осуществляться за счет:

· собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и др.);

· заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

· привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

· денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

·инвестиционных ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации, субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

·иностранных инвестиций.

Анализ конкретных форм финансирования инвестиций в России показывает, что в последние годы можно выделить наметившуюся, хотя и слабую, тенденцию некоторого роста доли привлеченных средств и снижения доли собственных инвестиционных ресурсов.

Однако важнейшим источником финансирования инвестиций на уровне хозяйствующего субъекта остаются собственные средства предприятий (самофинансирование).

Прибыль выступает как основная форма чистого дохода организации, выражающая стоимость прибавочного продукта. В условиях хозяйственной самостоятельности предприятия имеют право выбирать направления использования оставшейся в их распоряжении прибыли в соответствии со стратегией своего развития. Возможность использования прибыли на цеди инвестирования зависит от величины прибыли, порядка определения налогооблагаемой прибыли, величины ставки налога на прибыль и других факторов. После уплаты налогов и других платежей в бюджет прибыль является одним из источников формирования целевых фондов, в том числе фонда накопления.

Фонд накопления предназначен для целей расширенного воспроизводства, используется на приобретение и строительство основных средств производственного назначения, на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.

Нераспределенная часть прибыли также может быть направлена на капитальные вложения производственного и социального характера, а также финансирование природоохранных мероприятий. В частности, за счет нераспределенной прибыли предприятия производятся расходы инвестиционного характера, связанные с реконструкцией и техническим перевооружением основного производства, модернизацией оборудования, совершенствования технологии производства и т. д.

Другим крупным источником финансирования инвестиционной деятельности являются амортизационные отчисления, то есть денежное выражение той части основных фондов, которая в процессе их использования переносится на вновь созданный продукт. Величина амортизационных отчислений зависит от балансовой стоимости основных средств и установленной нормы амортизации. Так как основные про­изводственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого производственного цикла, у предприятия образуется денежный амортизационный фонд, который используется для финансирования капитальных вложений.

Для осуществления инвестиционной деятельности, помимо собственных средств, инвестор может привлекать временно свободные денежные средства предприятий и граждан посредством выпуска (эмиссии) ценных бумаг.

Эмиссионная ценная бумага — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

· закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

· размещается выпусками;

· имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Основными ценными бумагами, используемыми для мобилизации денежных средств, являются акции и облигации.

Акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент или дисконт.

Рынок ценных бумаг выполняет следующие функции в инвестиционном процессе:

      • обеспечивает доступ предприятий к более дешевому по сравнению с банковскими кредитами акционерному капиталу;
      • осуществляет неинфляционное финансирование задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления, посредством выпуска государственных и муниципальных долговых обязательств;
      • вовлекает в экономику средства населения страны, имеющего значительные сбережения, и др.

Другим способом финансирования крупных инвестиционных проектов является привлечение капитала через кредитный рынок.

Кредит представляет собой экономические отношения, заключающиеся в мобилизации временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения и их перераспределение на условиях возвратности, срочности и платности в целях расширенного воспроизводства.

Использование кредитов для финансирования инвестиционного проекта имеет по сравнению с постоянным накоплением собственных средств или бюджетным финансированием следующие преимущества:

· возможность начать проект в настоящий момент времени, выполнить весь объем работ в сжатые сроки, расплачиваясь потом по кредиту в течение нескольких лет;

· платежи по кредиту носят более равномерный характер, чем расходы на реализацию инвестиционного проекта;

· объем затрат на привлечение заемных средств на финансирование инвестиционного проекта значительно меньше дополнительных расходов, возникающих в результате недостаточного финансирования инвестиционного проекта и др.

В современных условиях развития России большое значение приобретают нетрадиционные способы привлечения капитала, такие как лизинговая деятельность и венчурное инвестирование.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (ред. от 26 июля 2006 г. № 130-ФЗ) (далее — ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»), лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучатель) имущество у определенно­го им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности.

По своему экономическому содержанию лизинг относится к производственным инвестициям. Лизинг как форма ресурсного обес­печения инвестиционных проектов предполагает при их реализации использование материальных ресурсов, являющихся собственностью лизинговых компаний. В результате снижается потребность в денежных средствах на капитальные вложения и откладываются сроки оплаты приобретенного имущества, следствием чего является ускорение реализации инвестиционных проектов и увеличение финансовой отдачи инвестиций.

Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых ор­ганизаций в современных российских условиях являются:

· разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;

· создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

· долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

· меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

· финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;

· предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

· предоставление банкам и другим кредитным учреждениям освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

· предоставление налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

· создание, развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;

· создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

В условиях развития инновационной деятельности большое значение приобретает венчурное инвестирование, которое заключается в осуществлении капитальных вложений в новые технологии с высокой степенью риска, в ожидании чрезвычайно высокой прибыли.

Венчурное предприятие — относительно небольшое предприятие, занимающееся прикладными научными исследованиями, научно-техническими и технологическими разработками, проектно-конструкторской деятельностью, созданием и внедрением высоких технологий.

Венчурные инновационные фонды — фонды, объединяющие средства частных инвесторов и специализирующиеся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций.

Основное значение для крупных венчурных инвесторов при принятии решений об инвестировании имеет фактор наличия у венчурного предприятия тщательно подготовленных и обоснованных перспективных инвестиционных проектов, характеризующихся высокой прибыльностью и высоким уровнем риска.

Для стимулирования инвесторов к реализации инновационных проектов органам государственной и муниципальной власти необходимо:

  • содействовать развитию института венчурного финансирования как системообразующего элемента инновационной инфраструктуры, обеспечивающего управление инновационными проектами и привлечение внебюджетных инвестиций;
  • разработать механизмы, стимулирующие привлечение средств
    российских и зарубежных организаций для финансирования инновационных проектов через предоставление льготных кредитных ресурсов, субсидирование части расходов;
  • оказывать поддержку в создании венчурных фондов на всех уровнях власти;
  • содействовать формированию информационной среды на основе обмена базами данных по инвестиционным предложениям и потенциальным рынкам потребностей в новейших технологиях;
  • совершенствовать порядок и механизмы совместного с зарубежными партнерами проектного финансирования;
  • разработать принципы, институциональные основы и инструменты формирования государственно-частного партнерства в сфере финансирования инновационных проектов;
  • создать сеть местных и отраслевых инкубаторов с целью массовой подготовки специалистов для работы в высокотехнологическом бизнесе.

Государственное финансирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях поддержки инвестиционных проектов, имеющих большое значение для экономики и социальной сферы страны, а также сохранения государственного контроля над стратегически важными отраслями экономики.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральных и региональных целевых программ. Федеральные и региональные целевые программы являются эффективным инструментом воздействия на инвестиционную деятельность в стране и социально-экономическое развитие регионов.

Видами государственного финансирования инвестиционной деятельности являются:

· субсидии — денежные средства, выделяемые из бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ по созданию объектов внешней инженерной инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов, а также в целях возмещения расходов по уплате процентов по кредитам коммерческих банков, предоставленным для нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, на срок нормативного строительства или монтажа оборудования;

· размещение средств бюджетов для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

· бюджетный кредит — предоставление средств юридическим лицам из бюджета разных уровней бюджетной системы РФ для осуществления конкретного инвестиционного проекта на возвратной и возмездной основах. Принципиальное отличие государственного финансирования от банковского кредитования состоит в льготном получении выделяемых средств и размере процентной ставки, которая гораздо ниже у государственного кредита, чем у банковского;

· предоставление гарантий по кредитам — получение хозяйствующим субъектом коммерческого кредита на реализацию инвестиционного проекта под поручительство государства в лице государственных органов и учреждений;

· долевое участие в инвестиционном проекте — осуществление совместных инвестиций наряду с частными инвесторами, создание совместных предприятий;

· гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно на реализацию инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований.

Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» установлен порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и развития инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение или необходимой для выпол­нения в соответствии с межправительственными соглашениями обяза­тельств России по созданию объектов на территории РФ, для реализации инновационных проектов, создания и реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения.

Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда могут предоставляться в форме:

    • осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ, включая финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства, подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, в том числе подготовки конкурсной документации, а также финансирование работ по подготовке территории строительства, включая выкуп земельных участков;
    • предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;
    • предоставления субсидий на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений, или предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства муниципальной собственно­сти, предполагаемых к реализации в рамках концессионных соглашений;
    • направления бюджетных ассигнований в уставные капиталы открытых акционерных обществ, в том числе путем участия в их учреждении;
    • предоставления государственных гарантий Российской Федерации обеспечение исполнения обязательств в части возврата основного долга по заимствованиям коммерческих организаций, осуществляемым в форме кредита, привлекаемого в кредитных организациях;
    • направления в инвестиционные фонды, создаваемые в субъектах РФ.

Особая роль в ресурсном обеспечении инвестиционной деятельности принадлежит иностранным инвестициям, представляющим собой вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к иностранным инвесторам относятся:

· иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

· иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

· иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

· лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

· международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять ин­вестиции на территории Российской Федерации;

· иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Особое значение для российской экономики имеют прямые иностранные инвестиции — приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории России иностранным инвестором как арендодателем фи­нансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Привлечение иностранных инвестиций помогает в решении многих проблем социально-экономического развития, а именно способствует:

§ активизации инвестиционного процесса в государстве и укреплению социально-экономической стабильности;

§ улучшению конкурентной среды, стимулированию развития национального бизнеса;

· обеспечению трансферта высоких технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

· продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;

· расширению и диверсификации экспортного потенциала в развитии импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

· освоению передовых форм организации производства;

· росту занятости, уровня доходов населения;

· освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства.

Экономика России является перспективным реципиентом иностранных инвестиций. Суммарный приток иностранного капитала в российскую экономику из года в год растет, однако доля прямых иностранных инвестиций в 2007 г. резко сократилась до 23 % общего их объема, тогда как в 2000 г. составляла 40,4 %.

Доля портфельных иностранных инвестиций в 2007 г. увеличилась по сравнению с 2000 г. почти в три раза, однако размер их по-прежнему был невелик. Преимущественная часть иностранных инвестиций приходится на прочие инвестиции, главным образом на торговые и прочие кредиты (11,6 и 61 % соответственно в 2007 г.). Всего в 2007 г. в экономику России поступило 120 941 млн долл. США, наиболее активными странами-инвесторами были Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария и др.

В соответствии с законодательством Правительство РФ разрабатывает и реализует, государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества:

      • определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
      • определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;
      • утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, суммарный объем иностранных инвестиций в которых составляет не менее 1 млрд руб. или в которых минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой ор­ганизации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб.;
      • разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
      • привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;

· осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

· осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвести­ционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

· осуществляет контроль за подготовкой и заключением междуна­родных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.

На практике все источники финансирования инвести­ционных проектов тесно взаимоувязаны и используются, как правило, комплексно в процессе мобилизации ресурсов для инвестиционной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2103; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.