Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Основные теоретические концепции цены

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплина «Цены и тарифная политика »

(индекс и наименование дисциплины)

Специальность «Государственное и муниципальное управление »

(код и наименование специальности)

Специализация «Муниципальное управление »

(код и наименование специализации)

 

Цены в условиях рынка являются инструментом конкуренции, перераспределения ресурсов и капитала. Цены формируются не только под влиянием спроса и предложения, но и испытывают на себе множество самых разнообразных факторов, начиная от платежеспособного спроса и заканчивая ценами мирового рынка.

Способ определения цены характеризует природу рынка и в целом экономическую систему. Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.

«Цены и тарифная политика» является одной из экономических дисциплин, изучающих конкретные аспекты основных теоретических концепций цен, виды и функции цен, особенности регулирования цен, ценообразования и тарифной политики.

 

Наименование тем  
 
 
  Основные теоретические концепции цены  
  Виды и функции цен  
  Регулирование цен  
  Ценообразование и структура рынка  
  Ценовая политика предприятия  
  Ценовая стратегия предприятия  
  Методы ценообразования  
  Основные особенности тарифной политики региона  

Цена – одна из основных экономических категорий.

«Цена – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое продавцом за единицу товара или услуги»[1].

Существует два основных подхода к формированию цены: затратный подход и подход, основанный на полезности товара. Согласно первому подходу цена – денежное выражение стоимости товара[2], которая состоит из трех основных элементов:

Стоимость=А+ЧП+ТМЗ,

где А – амортизация (стоимость износа средств труда),

ЧП – чистый продукт,

ТМЗ – текущие материальные затраты (величина затрат, связанных с приобретением предметов труда).

Взгляды на природу чистого продукта существенно различаются. Так, согласно теории трех факторов производства ЧП создается при участии трех основных групп ресурсов (труда, земли и капитала) и включает в себя следующие элементы:

 

 

Согласно теории К. Маркса ЧП создается трудом наемного работника и состоит из заработной платы и прибыли.

 
 

 

 


Согласно неоклассической теории в создании ЧП принимают участие труд, земля, капитал и предпринимательский талант. ЧП, согласно данной теории включает заработную плату, процент, ренту, нормальную прибыль и экономическую прибыль.

 
 

 

 


Согласно второму подходу стоимость (цена) товара определяется его полезностью, т.е. чем полезнее, ценнее для потребителя товар, тем он дороже, однако этот подход критиковал уже А. Смит. Он говорил: сравните воду и алмазы, что полезнее и что ценнее.

 

Место и роль цены в рыночном хозяйстве

 

Вопрос о стоимости (цене) товара (услуги) возник с момента зарождения рыночного хозяйства.

Каждому типу экономических систем присущи свои особенности ценообразования. Например, при чистом капитализме отсутствует государственное влияние на цены, а в командной экономике роль государства в ценообразовании является первостепенной. В смешанной экономике, которая преобладает в настоящее время, имеются следующие особенности:

1. используется сочетание рыночного, государственного и корпоративного регулирования;

2. цены устанавливаются производителями и продавцами самостоятельно, а не жестко централизованно, как в условиях командной экономики;

3. государство устанавливает цены на продукцию, выпускаемую госсектором, а также вводит пределы цен на некоторые товары и услуги с целью поддержания малообеспеченных слоев населения или отдельных сфер бизнеса.

В условиях смешанной экономики, соединяющей черты чистого капитализма и командной экономики, происходит взаимодействие четырех основных субъектов: фирм, домохозяйств, государства и внешнего мира. Основными посредниками в этом взаимодействии являются рынки ресурсов, товаров и услуг, международный рынок товаров и услуг, а также мировой финансовый рынок.

В процессе взаимодействия субъектов экономики создаются доходы и осуществляются расходы, причем доходы соответствуют расходам и составляют цену отдельной сделки. Таким образом, цена имеет двойственную природу: с одной стороны она характеризует доходы производителя/продавца, а с другой стороны - расходы покупателя/потребителя.

Подводя итог, отметим, что цена занимает центральное место в рыночном хозяйстве, отражая и сглаживая интересы субъектов экономики.

Факторы, влияющие на цены

 

 

На процесс ценообразования влияют различные факторы, которые можно разделить на три основные группы: затраты предприятия, соотношение сил спроса и предложения, государственное регулирование. В силу того, что первая группа факторов (затраты) оказывает, как правило, определяющее влияние на цену, эту группу еще называют «стратегический фактор». Вторую группу принято называть «тактический фактор», а третью – «регулирующий фактор». В последующих темах каждая группа факторов ценообразования будет рассмотрена более подробно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дополнительная. 1. Бутенин А. Управление информационным обеспечение государственной инвестиционной политики // Муниципальная власть | Виды цен в зависимости от товарного обращения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.