Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство социалистического реализма

Искусство серебряного века.

90 годы 19 века – 20 годы 20 века. Русский культурный ренессанс «возрождение» (другое название).

1917 – 1985 (до перестройки). Исскуство должно быть идеологичным. И нести в массы – идеологию партию.

7. Искусство пост. Коммунистического пространства. 1991 год – и до настоящего.

Разнообразие культур, плюрализм, синтез различных культур, свободное творчество, соединение искусства с техническим прогрессом.

 

Языческая Русь.

Свадебный обряд – невеста и жених едут на разных машинах к загсу – почему? Идет это с языческих времен – и предки боялись нечистой силы, по этому когда женились чтобы запутать нечистую силу ехали на разных повозках(машинах).

Жених вносит в порог жену – потому что порог это самое томное и непонятное место – потому что языческий человек делил мир на свой (дома) и чужой – то что за порогом. И где найдешь эту грань.

Обряд похорон- покойника несут вперед ногами. Покойника боялись – и он уже в чужом мире- чтоб он видел куда идти- но не видел куда возвращаться. Закрывали еловым лапником – чтоб закрыть следы ведущие к дому. Чтоб душа когда возвращалась она покололась об эти ветки.

Почему же сохранилось все это – церковь не могла все это уничтожить.

Язычество было политеизмом(многобожие). На Руси было 2 раздела богов – высшие и низшие.

Высшие ------------ Ярило, Даждь бог (податель благ), Стри бог, Перум, Велес, и главный бог Род. (корень во всех главных словах). Параллель с Родом и Саваофом.

Низшие -------------- Леший, русалка, водяной, домовой(семья если переезжала она забирала своего домового), полевой(нужен для того чтоб гонять ребятишек с этого поля), банник…

В языческие времена искусство представляло собой первобытный синкретизм.

Синте- и синкретизм….

Театр – это синтез искусств – Актерское, Вокал, Танцы, Декорации, Костюмы. То есть из целого берется часть – и она существует отдельно.

Синкретизм – неразделенность слитность видов искусств. Это значит что просто так не пели. Например – охота – они устраивали театральное действо изображающее охоту- чтоб принести удачу в охоте. Втыкали копья в медведя(костюм)

В языческой Руси были созданы календарные и семейно-бытовые обряды.

Календарные связаны с земледельческим календарем.

Семейно бытовые – с циклом жизни человека.

С принятием христианства- языческие представления переплелись с верой- это получило название Православно-языческий синкретизм.

В язычестве было 3 особенности сознания

1. анимизм – это одухотворение всего живого и неживого. Анима душа. ----- стены имеют дух, доска имеет душу. Душа бывает злой и бывает доброй.

2. Фетишизм – это придание предметам сверх естественной силы. Например – мы пришли здавать зачет – пришли в определенной одежде – через 5 минут вышли радостные. И потом на все предметы будем ходить в этой же одежде. 5 рублей кладем под пятку.

12 часов ночи – 400 глоток орут – шара прийди – начинают из неба доставать звезды. И лепят шар – и каждая рота отрывает от шары, потом себе от шары. Закатывают под тумбачку и закрывают на время сессии.

3. Тотемизм – вера происхождения человека от животных растений насекомых, рыб и птиц. Российское тотемное животное – медведь. Русский языческий человек считал – что он произошел от медведя – он сильный, мощный, постоит всегда за свои интересы.

Автралийские – паук – они лазют по деревьям и такие ловкие.

Индийская деревня – обезьяна –отношение осталось до сих пор и теперь обезьяны расплодились до безобразия и обезьяны нападают и отбирают еду.

2 вида отношения- или не трогают, или наоборот поглащают – подбитывая себя.

 

От языческой Руси до нас сохранились обряды и фольклор (сказки, пословицы, былины,) Эпизодическая роль медведя есть в любой русской сказке.

Семеро одного не ждут – число семь – счастливое языческое число – состоит из 3 и 4… 4 стороны света – и 3

Сбручьский идол, домашняя утварь и мортыновские пластинки.

Сбручьский идол- единственный памятник который сохранился от языческих времен. На реке сбручь нашли изваяние – это столб. С богатыми рисунками и с 4мя лицами

Мортыновские пластинки(похожие на НЛО)потому что они плоские и ставились на седло лошади.

 

Киевская Русь.

Масленица – сжигание чучела- торжество православия над язычеством.! Или проводы зимы. Блины- языческий символ.

Владимир послал своих подданных для выбора веры. Уже к этому моменту было мусульманство (в 6 веке). Смотрела мусульманство, католичество, христианство. И когда пришли послы Владимира – Мусульманство – мрачное, Католичество – скучное. Христианство – то ли мы на небе то ли на земле.

Расцвет киевской Руси связан с развитием христианства. Из Византии к нам пришло строительство храмов, церковное пение, иконопись, одежда. Переняв все из Византии русские люди приспособили все к особенностям национального богослужения.

Купола в Византии были более плоскими - и у нас на них скапливалась вода, снег. И потом у появились шлемовидные, а потом луковичные.

Пение- наши сделали все- изменили стихи, мелодию и приспособили к себе.

К нам из Византии пришли иконы (которые направлены на то чтоб устрашить) там были глаза черные большие, пронзающие…Но наши переделали их – как спасительный знак. Поплакать, выговориться.

 

Церковное искусство обладало несколькими признаками:

  1. Каноничность.
  2. Анонимность.
  3. Символичность
  4. Соборность.

 

  1. Каноничность – от слова канон (в музыке один поет другой вступает). Канон это образец по которому мы должны действовать. Музыка – существовали подобны – которые использовал (головщик или распевщик) для создания песнопения. Он не мог своих нот придумать.

В архитектуре канон – церковь строилась на возвышении с запада на восток. Значит что мы входим в дверь на западе – а попадаем глазами на восток. Потому что с востока должно быть пришествие Христа, с востока солнце встает. Западная стена для устрашения – на них рисовали сцены разрушения мира, суда страшного.

Рисовали икону – по прорисям. И язычники сжигали их – и говорили что вы тоже поклоняетесь идолам.

Символичность заключается в том, что каждый сюжет, цвет, количество куполов, жест имел свою символику

Символика храма- с точки зрения житейства – луковичные купола были придуманы для защиты от осадков. Шлемовидные- церковь охраняет. Луковичные- пламя свечи и когда мы молимся в церкви- наша молитва уходит вверх.

Символика количества куполов – плохое отношение к четным и хорошее отношение к нечетным. Это связано с древными представлениями. Четные(плохо) Нечетные(хорошее)

1 – бог един. 3 – Тройца. 5 – 4 иевангелиста+Христос. 7 – семь церковных таинств. 9 и 11 – связаны с элементами небесной жизни – херувимы, ангелы. 13 – Иисус+12учеников.

Символика цвета- желтый, золотой – цвет небесного сияния. Царство божие сияет. Дальше по популярности- Красный – цвет жизни, жертвы. Невесты – выходили замуж в красном – тоесть она ходила в новый цвет и еще она была красна девица (красна, красивая) Пурпурный цвет –(темно бардовый, свекольный) цвет царской власти. Выходит король обычно в пурпурной мантии. Корчиневый – цвет тлена и всего земного. Белый цвет – чистоты и невинности. Черный цвет – сила зла и ада. Серый цвет – цвет небытия.

 

Церковное искусство.

 

Кого изображают на иконах.

Кто пострадал за веру.

Кто много сделал для России. Илья Муромец, Княгиня Ольга.

40 мучеников ------22 марта их загнали в воду, если отречетесь выйдите на берег.

 

Виды богородиц.

  1. Елеус – УМИЛЕНИЕ.. Как владимирская богоматерь например.

Богоматерь и младенец щека к щеке. Оклад – это корона у младенца и у матери.

  1. Оранта – ПОКРОВИТЕЛЬСТВО.

изображение богоматери во весь рост. Покров – это начало свадебных церемоний до поста. Почему называется покров?- у ней пурпурная накидка(царская власть).

Бились с сарацинами – византийцы – и остались только женщины и дети в церкви. И над куполом церкви стояла в такой позе над куполами церквей богородица. Это означает знак покровительства – она приказала сарацинам уйти – они все разбежались (14 октября произошло) ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

  1. Одигитрия – ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА.

Младенец сидит на руках и она рукой указывает на младенца. ТО есть она всем людям указывает путь. В руках младенца сверток с писанием находится.

Первый жест(мизинец,безымянный согнут, и два вместе) -------------------------------------------Второй жест. (три пальца вместе и 2 вместе.)

  1. Знамение – ЧУДО.

Это поясное или во весь рост. На груди в медальоне изображен Иисус Христос. Руки у богоматери согнуты в локте и подняты кверху.

Виды Иисуса Христа.

  1. Иисус пантократор или Вседержитель.

Часто находится под куполом церкви. В византийской традиции это выглядит страшно. Изображается с книгой его учений. Изображение часто по пояс.

---------- драгая разновидность когда книга открыта и рукой он указывает на нас.

  1. Спас нерукотворный.

То есть это никто не рисовал. Не очень популярная икона с изображением Иисуса Христа. Изображено только одно лицо. Жил был царь Авгарь – он был язычником – он даже не слышал что появился Иисус Христос. Началась болезнь непонятная (сифилис похоже по описанию) но не один врач не мог помочь. Авгарь услышал что в соседней области есть человек к которому ходят все страждующие. Он посылает к Иисусу своего слугу – он увидил иисусак Христа к которому большим потоком шли люди. Но он не мог забрать его потому что поток не кончался людей. Иисус сам подошел к нему и спросил – тот рассказал ему что если он не приведет убьют его и его семью. Иисус взял кусок ткани – и приложил к своему лицу – и отпечаталось его изображение на ткани. И Авгарь прикладывал ткань к гниющим конечностям и вылечился.

  1. Спас в Силах.

Изображение Христа на фоне ромба и круга – на троне. Так же можно увидеть его в главном куполе.

  1. Распятие Христа.

 

 

КИЕВСКАЯ РУСЬ

 

От древних времен остался софийский собор и руины десятинной церкви. Софийский собор в Киеве переделался несколько раз. Его строили греческие мастера – по образу и подобию – софийского собора в Константинополе. Сейчас это мечеть(в Константинополе, Стамбуле)

13 купольный храм который соединял государственность и православие.

Петербург – для чего построил Петр 1 – на показ светской государственности.

А СОФИЙСКИЙ СОБОР- мощ русского государства и русской церкви.

Почему называется дестинная церковь – десятая часть пошла на ее восстановления.

При нашествии Батыя – церковь снесли дотла. И до нас ничего не осталось, только восторженные описания людей.

 

Многие соборы которые уцелели при Батые – были разрушении при нашествии Гитлера.

 

В КИЕВСКОЙ РУСИ - была развита мозайка – секрет которой утрачен. (мерцающая живопись)

В середине 18 века ее пытался возродить Ломоносов. Но у него это получилось не до конца.

Апостол Павел – фреска из софийского собора. Византийское письмо.

Темные краски

Огромные черные глаза.

С книгой священной

Нимб – символ вечности

Аскетические черты лица.

Вытянутые – потому что должно быть на иконе лик – а не лицо.

Черная борода… --------для устрашения.

Архагел Гавриил. – мозайка.

Он спустился к деве Марии и принес весть что Мария родит Иисуса Христа – непорочное зачатие.

Глаза выпученные(бозедова болезнь) – сделаны для освещения торжественности момента.

  • Браслет 12 века.
  • Киевская Русь - кузнеца мастеров ювелирного дела.

Было развито переписывание книг – занимались специальные обученные люди- Книги представляют собой художественную ценность. Особенно украшали первую букву новой главы. Пришло искусство из средних веков и в церквях таким занимались.

Большие буквы – назывались – ИНИЦИАЛ.

  • В софийском соборе 2х метровая оранта. Тонкий греческий нос. Византийское письмо использовалось.
  • Гривна это украшение которое вешали на шею – как подкова.
  • Реконструкция СОФИЙСКОГО СОБОРА. Много купольный (византийского стиля купола) очень большая
  • От киевской Руси до нас дошел один памятник -------Острамирово Евангилие. Богатый купец Остромир – заказал евангилие. И оно сохранилось до наших дней.

В этой иллюстрации- евангелист лука- яркие цвета и в стиле Византии изображено.

Красивые вставки находятся в этом издании. Ювелирная работа обложки книги.

Книга богато иллюстрирована.

  • Большая митра – вся сделана из жемчуга. У нас было очень много его в 11 веке. Со вставками из священных писаний
  • Лев в гривне – пришли к нам из греческой мифологии.
  • Обложка евангилие. Купола, солнце из золота.
  • Византийский понтократор – в центральном куполе софийского собора.

Огромные черные глаза, темные краски. Поясное изображение. Благословляющий жест.

  • СОФИЙСКИЙ СОБОР – лестнично подобный – крепость, мощ государства. Он имел достаточно приземистый вид.
  • Подвески к головному убору. – от дурного сглазу первоначально все украшения которые носили женщины.
  • Рясный колд на шею.
  • СОФИЙСКИЙ СОБОР СЕГОДНЯ – не осталось и следа треугольности. Переделанные купола,

Женские украшения – на них наносились знаки – крест и круг

  • Фрагмент оклада – или на евангилие или иконе. Камни, бирюза, перламутр.
  • Футляр для лука и стрел – сцены из жизни князя пиры.
  • Чарка - (у нас стопка) – пили медовуху и вино.

 

КИЕВ ПО СВОЕЙ КРАСОТЕ СОПЕРНИЧАЛ С САМОЙ ВИЗАНТИЕЙ.

До нас дошло имя – только одного иконописца. АЛИМПИЙ. Потому что твоей рукой водит бог – и ты не имеешь право присваивать себе его труды((.

В летописях есть упоминание только об Алимпии ---------- Он был богобоязненный писал иконы на заказ. Деньги делил на 3 части. Одну 3 - ------монастырю,,,,,,.. Себе……….. Бедным.

Алимпий заболел – и он больной писал картину – и смерть его застала в тот момент когда он не успел дописать последний штрих. Прилетел ангел и дописал икону.

 

В киевской Руси началось ЛЕТОПИСАНИЕ..

Самое известное произведение киевской Руси – слово о полку игореве. Считалось что произведение литературное и автор был неизвестен. В последних исследованиях = этот текст пелся ----- значит это первая авторская песня.(не булат Окуджава и Высоцкий)

Великий композитор кучкист ----18 лет он писал Александр Бородин – писал оперу – Князь Игорь – по этому произведению.

1185 г. Битва Игоря с половцами 12 век. Произошло еще к тому же солнечное затмение, и монахи истолковали что это дурной знак. Русь была раздираема междуусобицами.

Призыв к обьединению уже звучит в Слове о полку игореве.

 

СТИЛЬ ИССКУССТВА КИЕВСКОЙ РУСИ ---------МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ИСТОРИЗМ.

Выражение Лихачева.

Это означает – оценивание исторических событий с точки зрения духовности православия, по этому изображали в искусстве самое величавое и значительное.

  • Киевская Русь так же и оставила нам первую гражданскую книгу ----ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХа

Это советы для своего сына написанные Владира Мономаха.

 

ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ- ЗАЛОЖИЛА КИЕВСКАЯ РУСЬ.

Но татаро-монголы- разрушили все памятники. И все северные княжества Новгородские, Псковские лучше сохранились.

 

ИСКУССТВО НОВГОРОДСКОГО КНЯЖЕСТВА.

 

Новгород было отцом русских городов – а киев матерью русских городов.

Господин Великий Новгород – Новгород находился в выгодном географическом положении, через него проходили пути из Варяг в Греки но

Новгород соединял восток и запад. В отличие от киевской Руси в новгородском искусстве чувствуется влияние средневековой западной Европы.

Новгород выделялся своей грамотностью – берестяные грамоты сохранились в Новгороде. К Новгороду относились настороженно и завидовали.

Он был вечевой демократической республикой – голосовать право могли иметь все. Князей они приглашали и не выбирали – и князя использовали как военачальника.

  • Мореплавание и торговля способствовали становлению характера новгородцев. В отличие от киевлянина новгородец ----------- аналогия Москва и Питер

Былины- кто идеал человека в Киеве- --богатыри, человек на защите русской земли.

В Новгороде – предприимчивый, умный, привыкший к свободе, смекалистый.

Москва ------- москвичи приветливые, приютят и так далее. Дом – это там где есть погреб.

В Питере же -----застегнут на все пуговицы ------ Дом—который ближе к службе.

Новгородцы были изберательны к своим святым

Писали иконы и молились – таким которые получают конкретный успех. Коньюктурные люди. Почитались –

  • Илья пророк,- еду урожай
  • Николай чудотворец.
  • Георгий Победоносец
  • Флор и Лавр – покровители скотоводства.
  • Параскева пятница.- дарила удачу в торговле.

 

 

В Новгороде сложилась своя ИКОНОПИСНАЯ И АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русская художественная культура. (1 семестр) Авдеева Анна Алексеевна | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.