Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологический взгляд на общество




3.

2.

 

Технология как наука возникла в связи с развитием крупной ма­шинной промышленности. Слово "технология" происходит от двух греческих слов: "технос" – ремесло и "логос" – наука и в переводе означает наука о производстве. В настоящее время понятие "технология" отно­сится не только к промышленному производству, но и к другим сферам деятельности человека. Сегодня слово "технология" созвучно с такими понятиями, как информационные технологии, рекламные технологии, образовательные технологии и др. Практически в любой деятельности человека необходима технология ее реализации или осуществления. Поэтому более полно это понятие может быть выражено в следующем определении: технология – это наука, изучающая способы и процессы получения и переработки продуктов природы в предметы потребления и средства производства. Понятие "производственные технологии" можно охарактеризовать как совокупность различных действий че­ловека и машин для создания наиболее экономичных способов и про­цессов производства сырья, материалов, продукции.

Для обеспечения своего существования обществу необходимо удовлетворять потребности в товарах и услугах. При этом, чем большее количество товаров и услуг производится и потребляется обществом, тем выше уро­вень его развития. Потребности человека в материальных товарах ограничены по объему (запросы в пище, одежде и т.д.), а нематериальные услуги (образование, наука, духовные потребности) используются без ограниче­ния. Вместе с тем материальные потребности первичны по отношению к нематериальным.

Производство служит основой благосостояния и развития обще­ства, поскольку на производстве осуществляется создание материаль­ных благ. Наиболее распространена классификация технологии по видам потребительных стоимостей. Исходя из этого, все народное хозяйство разделяется на производственную (материальную) и непроизводственную (нематериальную) сферу.

К непроизводственной (нематериальной) сфере относятся образование, культура, здравоохранение, искусство, торговля, обслуживание, наука и т.д. Производственная сфера включает в себя про­мышленность, сельское хозяйство и строительство.

Для производствен­ной сферы народного хозяйства характерно деление на отрасли.

Отрасль промышленности – совокупность промышленных и производственных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, изготавливающих продукцию, сходную по своему назначению и сырью, применяющих в основном производстве сходную технологию, использующих для ее производства, специально подготовленные кадры работников. Каждая отрасль имеет свои специфические особенности производства, организации и экономики.

В зависимости от доли отдельных элементов затрат в себестоимости промышленной продукции можно сгруппировать отрасли промышленности следующим образом:

1. трудоемкие производства (добывающие отрасли);

2. материалоемкие производства (текстильная, швейная, пищевая и др.);

3. энергоемкие производства (цветная металлургия, ряд отраслей химической промышленности);

4. фондоемкие отрасли (с большим удельным весом амортизационных затрат в общих затратах – нефтедобывающая, производство гидроэнергии ГЭС);

5. смешанные (со значительным удельным весом в себестоимости затрат на материалы и зарплату).

Объединение нескольких специализированных отраслей промышленности представляет собой комплексную отрасль (черная металлургия, машиностроение и т.д.)

По принципу фактического использования продукции в народном хозяйстве промышленность подразделяется на две группы: I (группа «А») – производство средств производства (ведущие отрасли промышленности: металлургия, энергетика, машиностроение, химическая промышленность, строительная отрасль и др.) и II (группа «Б») – производство предметов потребления. По признаку воздействия на предмет труда все отрасли промышленно­сти делятся на добывающие и обрабатывающие. Добывающие отрасли заняты добычей продуктов природы: угля, нефти, газа, руд металлов и др. Перерабатывающие отрасли заняты переработкой сырья и делятся на отрасли, перерабатывающие продукцию добывающей промышленно­сти, и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. Такая группировка продукции имеет большое значение, т.к. позволяет определить направления социально-экономического развития страны, долю промышленной продукции направляемой на удовлетворение социальных нужд народа и продукции, являющейся основой расширенного воспроизводства.

Так как большинство товаров и практически все услуги не появляются естественным природным путем, их необходимо производить искусствен­но. Поэтому нужные обществу товары и услуги получают посредством соз­даваемых людьми производственных систем.

Производственные системы включают все необходимое для производства продукции. Примерами таких систем в сфере материального производства товаров могут служить: цех, предприятие, отрасль, народное хозяйство в целом; в сфере производства нематериальных услуг — школа, институт, больница, театр, музей и т.д.

Все слагаемые производственной системы вступают во взаимодействие для выпуска требуемого продукта (материального или нематериального). В результате образуется производственный процесс. Если производственная система есть совокупность некоторых вещественных элементов, то про­изводственный процесс есть процесс взаимодействия названных элементов с целью выпуска продукции. Смысл создания производственных систем заключается в необходимости реализации производственных процессов.

В основе любого промышленного производства лежит производственный процесс. Производственный процесс – это совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном пред­приятии для изготовления или ремонта выпускаемых изделий. Он может содержать множество технологических процессов и включает в себя: подготовку производства; получение, транспортирование, контроль и хранение материалов (сырья, полуфабрикатов); технологические про­цессы изготовления деталей и сборки; изготовление технологической оснастки и др. Производственный процесс делится на основной и вспо­могательный. К основному производственному процессу относятся процессы изготовления продукции, реализуемой предприятием, а к вспомогательному – процессы изготовления оснастки, ремонта обору­дования, энергоснабжения и др.

Слагаемые производственного процесса выделены с позиции слагае­мых производственной системы.

Предмет труда (сырье) в строгом смысле не является частью ни производственной системы, ни производственного процесса. Сырье — это то, что перерабатывается в ходе производственного процесса, поэтому оно вынесено за рамки и производственной системы, и производственного процесса.

Технологический процесс – часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) последующему определению состояния предмета труда. К предмету труда относятся заготовки и изделия. Технологический процесс составляет основу любого производственного процесса, является важнейшей (основной) его частью, связанной с переработкой сырья и превращением его в готовую продукцию. Технологический процесс – это совокупность и определен­ная последовательность операций по изменению свойств, формы и раз­меров предмета труда с целью превращения его в продукт труда.

Выбор того или иного технологического процесса зависит от типа производства. В зависимости от производственной программы и харак­тера изготавливаемой продукции различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

Тип производства Основные технологические признаки
Единичное (или индивидуальное) Продукция уникальная и сложная, спрос мал, производство ориентировано на выполнение проекта, основные затраты на материалы и квалифицированный труд. Здесь производительность труда значительно ниже, а себестоимость продукции выше, чем в других типах.
Серийное бывает мелко– средне– и крупносерийное Постоянство выпуска большой номенклатуры изделий, изготовляемых периодически повторяющимися партиями. Различия технологий для разных изделий, универсальность и переналаживаемость оборудования.
Массовое Изделие проходит полный технологический цикл, оборудование имеет мало переналадок, допускает труд работников не очень высокой квалификации.. Постоянный и непрерывный выпуск продукции ограниченной номенклатуры, имеющей только одно назначение и строго определенный конструкторский и технологический тип.

* Номенклатура – выбор выпускаемых изделий

Вся совокупность действий производственного процесса по самому важному функциональному признаку может быть подразделена на две группы.

Одна группа действий непосредственно преобразует предмет труда в продукт. Эту совокупность действий традиционно называют технологией производства. Другая группа действия призвана создавать условия для успешного функционирования первой группы действий. К ней относятся: управление производством, снабжение, учет, контроль, анализ, сбыт, что образует микроэкономику или экономику предприятия (производствен­ного процесса). Таким образом, технология и экономика являются двумя элементами производственного процесса.

Функциональная классификация ориентирована на значи­мость двух составляющих производственного процесса: базовое функцио­нальное звено данного процесса, в качестве которого выступает техноло­гия производства, занятая выпуском продуктов, и вспомогательное (под­держивающее), которым является микроэкономика.

Технологияосновная часть производства, непосредственно решаю­щая задачу выпуска продукции, экономика — вспомогательная часть производственного процесса, выполняющая функции управления и обеспе­чения технологии всем необходимым.

Таким образом, изменения в области экономики производства позво­ляют повысить эффективность производства, но только до предела, нала­гаемого возможностями существующей технологии.

Только изменения в области технологии ведут к неограниченному рос­ту эффективности производственного процесса. На этом основании мож­но утверждать, что технология — основное звено производственного про­цесса. В ней кроется источник роста общественного благосостояния. Ни­какая экономика не сможет обеспечить выпуск конкурентоспособных то­варов на базе устаревшей, малопроизводительной технологии. Успехи экономики напрямую связаны с уровнем знаний о технологии производ­ства, а также с умелым их использованием.

 

Технология и экономика как науки имеют объекты изучения, соответствующие их функциям в производственном процессе. Технология изучает процессы непосредственного изготовления продуктов, экономи­ка — процессы, которые необходимо осуществлять для успешной реали­зации технологии производства. Таким образом, технология и экономи­ка как науки решают общую задачу по производству продукции, имеют в общем-то один объект изучения (производство), но исследуют его с раз­ных сторон.

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп­росов населения по самым разнообразным проблемам.

Социологиче­ские службы парламента, Президента, различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци­ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов­летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол­лективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента».

Все это внешний, лежа­щий на поверхности уровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского слова societas — общество и греческого logo — слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социоло­гия — наука об обществе. Возникновение социологических доктрин принято связывать с именем Огюста Конта, который придумал необычное латино-греческое словосочетание «социология» для обозначения высшей науки об обществе.

Как любая научная дисциплина, социология выполняет две основных функции: эвристическую (познавательную) и праксеологическую (прикладную). Эвристическая (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) функция социологии заключается в том, что эта наука формирует в будущем специалисте новый, профессиональный взгляд на мир человеческих отношений. Корпус социологического знания включает в себя различные предметные области, стили мышления и идеологии. Многие из них несопоставимы друг с другом. В конгломерате, объединенном общим наименованием «социология», сосуществуют наука и идеология, логика и риторика, высокая абстракция и житейский опыт. Логика социологического мышления показывает, что социальное поведение, действия человека являются элементами более широких структур – групп, общностей, социальных институтов, в которых люди связаны различными сетями и нитями взаимной зависимости.

Социология дает нам возможность получить знания о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и о других обществах, отделенных от нас в пространстве и во времени. Социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют нашиоснованные на здравом смысле представления о нас самих и о других людях.

Эвристическая сущность социологии точно отражена в понятии «социологическое воображение», предложенном Чарльзом Р. Миллсом (1916 – 1962). Оно позволяет социологу: 1) рассматривать все явления в обществе как результат деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, имеющих обобщенные интересы (а не только частные сиюминутные желания); 2) понимать скрытые структурные параметры всех социальных явлений; 3) вскрывать воздействие традиций и исторического прошлого на нашу современность; 4) принимать во внимание динамику, развитие социальной среды; 5) признавать огромное разнообразие и вариативность общественной жизни.

Иными словами, социологическое воображение - это способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстом, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества. Социолог обладает способностью в любом источнике информации найти структурную связь событий, определить их включенность в современную историю, увидеть за разрозненными и спонтанными на первый взгляд действиями людей присутствие скрытой коллективности.

Преимущества, которые предоставляет знание социологии, не ограничиваются сферой личностного роста. Праксеологическая (греч. praxis – действие) функция социологии позволяет использовать эту науку в качестве исследовательского инструмента во многих областях человеческой жизнедеятельности. Социологи помогают формировать государственную политику и систему права, участвуют в решении вопросов, касающихся национальных конфликтов, системы образования, социального обеспечения и культуры. Кроме того, социологическое образование - хорошая подготовка к трудовой деятельности. Большое число профессиональных социологов работают в сфере государственного и муниципального управления, маркетинговых и политологических исследований, в общем, везде, где требуются специалисты, обладающие навыками исследовательской работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.