Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По размерам организаций




По организационно-правовым формам

По отношению к прибыли

По формам собственности

По отнесению организаций к формальным и неформальным

На основании критерия формализации выделяются:

формальные организации, имеюшие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

неформальные организации, работающие без четко определен­ных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

Предметом нашего изучения являются формальные хозяйствен­ные организации, которые в соответствии со статьей 48 (п. 1) Граж­данского кодекса РФ являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управле­нии обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

По критерию формы собственности организации могут быть:

частными,

государственными,

муниципальными,

иными.

По отношению к прибыли организации подразделяются на:

коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

некоммерческие, которые не стремятся извлекать или распре­делять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и со­ответствует этим целям.

По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны, устанавливающим формы, в которых могут функционировать ком­мерческие и некоммерческие организации.

Гражданским кодексом России предусмотрены организацион­но-правовые формы, в которых может осуществляться деятель­ность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответ­ствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» со­хранена для государственных и муниципальных предприятий, при­чем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (статья 132 Гражданского кодекса РФ). С учетом сло­жившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются (в том числе и в данной ра­боте) как взаимозаменяемые (табл. 2.4).

По размерам или масштабам своей деятельности организации относятся к крупным, средним или малым. Такое деление чаще всего осуществляют на основании таких легко доступных для анализа параметров, как численность занятых, объем продаж (оборот), размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т. п. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для решения вопроса о ре­альных масштабах организации и ее отнесения к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.

Например, по методологии, используемой Европейским союзом в начале 1995 г., были предложены следующие параметры отнесения предприятий к ма­лым и средним (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Критерии группировки предприятий

 

Класс предприятия Численность занятых, человек Годовой оборот, млн. экю Баланс, млн. ЭКЮ
Малое менее 50 менее 4 менее 2
Среднее 50-250 менее 16 менее 8

Источник: Вопросы экономики, 1996, № 7, с. 51.

Размеры средних предприятий по критерию численности заня­тых определяются в Российской Федерации в интервале от 100 до 300 (по методологии ЕС — от 50 до 250 человек), крупных — от 300, а в некоторых отраслях — от 500 и выше. Именно после­дним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико.

 

 

Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных организаций состоят в том, что они работают в условиях более высо­кого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют боль­шую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Иными словами, в своей массе они должны быть истинными предпринима­тельскими структурами, основу деятельности которых составляет новаторство, творчество, нестандартные и рисковые подходы.

Соответственно формируются характерные черты их внутрен­ней организации и внешнего делового окружения, которые в зна­чительной мере предопределяют их особенности как объектов уп­равления. К ним в первую очередь относятся:

особенности производственных процессов, предопределяющие ог­раниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов, небольшую номенклатуру выпускае­мых изделий и упрощенность системы сбыта;

специфика системы управления и руководства, проявляющаяся в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием, а также в особой роли руководителя в жизни пред­приятия, который прямо включен практически во все функцио­нальные области. Кроме того, система управления характеризуется компактностью управленческой команды, многофункциональнос­тью менеджеров, простотой структуры управления и информаци­онных связей, быстротой принятия решений, неформальным под­ходом к планированию и контролю;

состояние отдельных компонентов, которое характеризуется осо­бым, персонифицированным характером отношений между хозяи­ном и работниками, порождает гибкость и восприимчивость к но­вовведениям, отражает небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.

Особенности внешних воздействий формируют такие устойчивые характеристики малого предприятия, как:

• локальность ресурсных и сбытовых рынков;

• преобладание неформальных взаимоотношений с узким кру­гом поставщиков и потребителей;

• положение «ведомого» в кооперационных связях с крупными и средними предприятиями;

• высокая чувствительность к изменениям экономической конъюнктуры, политической обстановки, законодательства;

• ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов;

• большая зависимость от системы поддержки.

 

  • по форме собственности:
    • частные;
    • государственные;
    • муниципальные;
    • общественные.
  • по целевому назначению:
    • производство продукции;
    • выполнение работ;
    • оказание услуг.
  • по широте производственного профиля:
    • специализированные;
    • диверсифицированные.
  • по характеру сочетания науки и производства:
    • научные;
    • производственные;
    • научно-производственные.
  • по числу стадий производственного процесса:
    • одностадийные;
    • многостадийные.
  • по расположению предприятия:
    • на одной территории;
    • в одной географической точке;
    • в разных географических точках.

По участию в различных секторах производства организации под­разделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

• отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т. д.;

• отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организа­ции и предприятия обрабатывающей промышленности, например, ма­шиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т. д.;

отрасли третичного цикла, предприятия и организации которого оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная тор­говля и др.;

к четвертому сектору относят все организации и институты, ко­торые занимаются такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире уве­личивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

 

Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и оте­чественной экономике, появляются новые формы интеграции организаций. Прежде всего, это финан­сово-промышленные группы и предпринимательские союзы.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют в своем составе промышленные предприятия, исследовательские организации, тор­говые фирмы, банки, инвестиционные фонды и страховые компании. Главными целями их интеграции являются:

• концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных на­правлениях развития экономики;

• ускорение научно-технического прогресса;

• повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий;

• осуществление прогрессивных структурных изменений в про­мышленности страны;

• формирование рациональных технологических и кооперацион­ных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды.

При создании ФПГ должны реализовываться принципы постепен­ности и эволюционности формирования; диверсификации и межот­раслевой интеграции производства; сочетания крупных, средних и малых предприятий и организаций; демонополизации производства и перехода к олигопольной конкуренции.

ФПГ восполняют недостающие в переходный период механизмы межотраслевого перераспределения ресурсов и создают реальные условия для надежных, отвечающих требованиям качества, поставок и сбыта. Объединение предприятий и организаций в группу усиливает и внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные корпорации чаще всего организованы как финансово-индустриально-торговые комплексы, обладающие мощ­ным потенциалом.

Предпринимательские союзы образуются на базе добровольных ко­операционных соглашений, объединяющих компании разных разме­ров и форм собственности. Это достаточно гибкая структура, позво­ляющая входящим в нее организациям координировать свои действия, привлекать новых партнеров, даже конкурировать между собою. В ка­честве примера можно привести союз двух автозаводов — КамАЗ и ВАЗ, которые добровольно решили сосредоточить выпуск малолит­ражки «Ока* на площадке КамАЗа. Особенно большие выгоды дают предпринимательские союзы ком­паний, объединенных в кластеры (в переводе с английского — это «группа, скопление, концентрация, куст») на определенных терри­ториях, которые предоставляют им те или иные конкурентные пре­имущества (например, необходимую инфраструктуру, средства свя­зи и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади и т. п.) Для этого могут использоваться крупные промышленные зоны, расположенные в городах или других административно-территориаль­ных единицах и имеющие свободные мощности в связи с реструкту­ризацией отечественной экономики. Именно здесь выгодно создавать кластеры компаний, в которых с самого начала может быть сосредоточена критическая масса профессионализма, искусства, инфраструк­турного обеспечения и информационных взаимосвязей между компа­ниями определенной сферы (области) деятельности. В качестве таких сфер, объединяющих компании в союзы, могут выступать: производ­ство товаров для дома; различные отрасли, связанные со здравоохра­нением, с производством бытовых продуктов и т. п. Как показывает зарубежный опыт, когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается сво­бодный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих кон­такты с многочисленными конкурентами.

Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского (БСПН им. Кунявского) является некоммерческой организацией со статусом республиканского объединения юридических лиц. Он создан в результате реорганизации Белорусского союза предпринимателей и арендаторов (БСПиА) на основании решения IX съезда БСПиА (1999 год) и в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь.

БСПиА был создан в 1990 г., как добровольное общественное объединение негосударственных предприятий различных отраслей экономики. Первым президентом Союза был доктор экономических наук, профессор М.С. Кунявский, имя которого и носит новый Союз в память об ученом.

Основные цели и задачи Союза определены его Уставом:

"Главной целью БСПН им. Кунявского является координация предпринимательской деятельности и защита имущественных интересов членов БСПН им. Кунявского".

Основными задачами являются:

1. содействие рыночным реформам, становлению и развитию негосударственного сектора экономики;

2. помощь членам БСПН им. Кунявского в развитии их бизнеса, решении кредитных, юридических, финансовых, коммерческих и производственных проблем, нормализации социальных и трудовых отношений;

3. всесторонняя защита членов БСПН им. Кунявского и представление их интересов в правительстве, государственных органах, общественных и иных организациях;

4. анализ и распространение положительного опыта работы, технических инноваций, консалтинг и повышение квалификации персонала предприятий-членов БСПН им. Кунявского;

5. деятельность по совершенствованию законодательства в области экономического (коммерческого) и трудового права;

6. содействие развитию международных отношений между представителями бизнеса в Беларуси и за рубежом;

7. участие в разработке и проведении согласованной политики по социально-экономическим проблемам, в том числе через консультации и сотрудничество с государственными органами власти и профсоюзами, а также с международными организациями.

Членами БСПН им. Кунявского могут быть юридические лица Республики Беларусь (коммерческие организации), признающие его Устав, Кодекс деловой этики и уплачивающие взносы.

 

Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной осно­ве сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков и даже бывших конкурентов), объединяемых современными информационны­ми системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое парт­нерство на «электронных» контактах.

По мнению многих ведущих специалистов в области управления, развитие сетевых связей между организациями, входящими в вирту­альную корпорацию, может иметь своим последствием пересмотр традиционных форм предприятий, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.