КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Системный подход – методологическая база создания РЭС
Цель, задачи, предмет изучения дисциплины А. Типы и уровни исследования IV. ИССЛЕДОВАНИЯ III. МЕТОДЫ
Б. Стадии исследования:
В. Направления исследований (по предмету и объекту исследования):
Основной целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с общими принципами конструирования ЭВМ и технологии их производства, а также обучение студентов основам теплового конструирования аппаратуры и способам ее защиты от внешних воздействий.
Предмет изучения - средства вычислительной техники и правила их разработки.
В результате изучения дисциплины студент должен: ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о типовых и перспективных конструкторских решениях в средствах вычислительной техники; о технологической базе ЭВМ и её влиянии на выбор технических решений для создания конкурентоспособной аппаратуры. ЗНАТЬ: методологические вопросы конструирования современных ЭВМ; значение и место конструкторско-технологического этапа в общем процессе проектирования и производства средств ВТ; основные принципы модульного конструирования; технологические основы производства; основы теории надёжности и её применение в конструировании ЭВМ УМЕТЬ: выбирать методы и средства перехода от схемы устройства к его реализации в виде модуля заданного уровня; создавать конструкторско-технологическую документацию; использовать САПР на конструкторско-технологическом этапе. Отчётность. Дисциплина включает в себя 24 часа лекций, 30 часов практических занятий и рассчитана на 54 часа. Итоговая проверка уровня знаний и умения применять их к решению практических задач проводится на экзамене.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Савельев А.Я., Овчинников В.А. Конструирование ЭВМ и систем. Учеб. для ВУЗов, М., Высшая школа, 1989. с. 7-16. 2. Преснухин Л. Н., Шахнов В.А. Конструирование ЭВМ и систем. Учеб. 3. Баканов Г. Ф., Соколов С. С., Суходольский В. Ю. Основы конструирования и технологии радиоэлектронных средств. Учеб. Пособие для ВУЗов, М., Академия, 2007. с. 92-95.
Конечной целью любой опытно-конструкторской разработки изделия является запуск его в серийное производство, обеспечивающее при заданном уровне рентабельности выпуск конкурентоспособной продукции. При этом конкурентоспособность изделия на рынке обеспечивают за счет его высокого качества (совокупности функциональных, потребительских свойств), высокой надежности (совокупности эксплуатационных свойств), серийнопригодности, технологичности (совокупности конструктивно-технологических свойств) и низкой себестоимости (экономической эффективности разработки). Качественно конкурентоспособность изделия, обладающего устойчивым спросом на рынке, можно представить некоторым показателем U «устойчивости» пирамиды, стороны основания которой есть суть категории качества, надежности и серийнопригодности изделия, а высота — суть категории стоимости. Очевидно, что устойчивость такой пирамиды будет возрастать с увеличением площади ее основания и уменьшением высоты или с увеличением площади ее поверхности S и уменьшением объема V. Таким образом, U => {minV maxS} есть некоторый минимаксный показатель конкурентоспособности РЭС, компоненты которого — явные антагонисты. Сложность разработки такого конкурентоспособного изделия обусловлена, прежде всего, начальной неопределенностью исходных данных для решения конкретных проектных задач. В ходе выполнения проектного этапа (последовательного выпуска и защиты аванпроекта, эскизного, технического и рабочего проектов) эту неопределенность постепенно устраняют, однако взаимозависимость решений отдельных задач проектирования может сохраняться до момента выпуска серийной продукции и постановки ее на эксплуатацию. Практика разработки современных РЭС показала, например, неэффективность и нецелесообразность проектирования принципиальных схем устройств без учета состояния и перспективы развития элементной базы ЭРК и конструкций; в свою очередь, решения по конструкции должны приниматься с учетом технологических возможностей производства. Следовательно, разработку конкурентоспособных РЭС необходимо выполнять как комплексное проектное исследование схем, конструкций и технологий, включающее в себя расчеты, моделирование, макетирование, изготовление опытных образцов и их испытания, а также другие методы исследования. Теоретической предпосылкой для такого комплексного подхода к созданию РЭС является представление его как большой или сложной технической системы. В общем случае «системой» называют объект любой природы (либо совокупность объектов любой природы, в том числе различной), обладающий выраженным «системным свойством», отсутствующим у отдельных частей системы при любом способе ее членения и не выводимым из свойств частей. Важнейшими имманентными свойствами систем S являются их структура, через которую выражают все многообразие современных систем, и характер поведения, по которому различают системы сложные S0, детерминированные S,, стохастические S2 и хаотические 18]. Исследование таких объектов проводят на основе системного подхода — ведущего общенаучного подхода в методологии познания, направленного на поиск и сохранение механизмов целостности объектов и выявления в них существенных связей. Чтобы ответить на вопрос, являются ли современные РЭС большими техническими системами, рассмотрим основные признаки, по которым объекты любой природы относят к большим или сложным системам. Любая большая система: состоит из конечной совокупности элементов, объединенных посредством различного рода связей, направленных на достижение определенных целей; имеет внутреннюю структуру в виде упорядоченной совокупности иерархически соподчиненных подсистем, взаимодействующих между собой; обладает уникальным свойством по отношению к соподчиненным подсистемам (свойством эмерджентности, от англ. emergence — возникновение, появление); является частью системы более высокого уровня (суперсистемы), при взаимодействии с которой проявляются ее свойства (т.е. система является открытой); эволюционирует из-за постоянно происходящих в ней качественных и количественных изменений (т.е. система совершенствуется, стареет или находится в состоянии динамического равновесия). Кроме того, существование любой системы должно удовлетворять: принципу физичности, в соответствии с которым всякой системе присущи физические законы, определяющие внутренние причинно-следственные связи ее функционирования; принципу целенаправленности, который понимают как функциональную тенденцию, направленную либо на достижение системой некоторого состояния, либо на усиление (сохранение) некоторого процесса. При этом система способна противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события (например, мутации); принципу моделируемости, в соответствии с которым сложная система может быть представлена множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности. Современные РЭС, такие как радиоэлектронные системы и комплексы, обладают этими системными признаками и могут быть отнесены к большим (сложным) техническим системам — функциональным, конструктивным, технологическим. Системный подход проявляется и в методологии проектирования и изготовления серийных РЭС, определяющей строгую последовательность выполнения отдельных этапов, при которой результат выполнения предыдущего этапа является исходным для выполнения последующих этапов. Рассмотрим содержание этапов ОКР РЭС при подготовке выпуска их серийных образцов. Эти этапы являются частью цикла жизни изделия и включают в себя проектную и рабочую стадии. Выполнение проектной стадии ОКР, которой предшествовала разработка и согласование общего технического задания и частных ТЗ на их проведение, подразделяется на следующие этапы: разработка и защита технического предложения (ПТ) или аван-проекта, результатом которых является техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности разработки проекта; разработка и защита эскизного проекта (ЭП), результатом которых являются принятые принципиальные технические решения, дающие общие представления об устройстве изделия, принципе его функционирования и возможности практической реализации; разработка и защита технического проекта (ТП), результатом которых являются принятые окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве изделия, принципах его функционирования, способах изготовления и методах испытаний. Результатом выполнения каждого этапа проектной стадии является техническая документация (описания, схемы, чертежи, инструкции, протоколы испытаний), являющаяся исходной для выполнения последующих этапов. При этом в выполнении каждого из проектных этапов участвуют разные специалисты, число которых по мере увеличения уровня детальности проекта возрастает, а степень их осведомленности о проекте в целом уменьшается. При выполнении рабочей стадии выпускают полный комплект конструкторской и технологической документации (КД и ТД) на опытный образец изделия, изготавливают его, проводят предварительные испытания (ПИ) и корректируют документацию. После доработки образца проводят его приемочные испытания, по результатам которых документацию еще раз корректируют и передают ее на серийный завод. На заводе изготавливают и испытывают установочную серию изделия, выявляя недостатки, не замеченные ранее. По результатам испытаний проводят последнюю корректировку документации и передают подлинники документов на завод. На стадии установившегося серийного производства изготавливают и испытывают головную серию изделия под авторским надзором и только после этого начинают серийный выпуск изделия.
Выводы 1. Конкурентоспособность изделия на рынке обеспечивают за счет его высокого качества (совокупности функциональных, потребительских свойств), высокой надежности (совокупности эксплуатационных свойств), серийнопригодности, технологичности (совокупности конструктивно-технологических свойств) и низкой себестоимости (экономической эффективности разработки). 2. Теоретической предпосылкой для такого комплексного подхода к созданию РЭС является представление его как большой или сложной технической системы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |