КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи курса
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ Гомель 2009 ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Курс лекций для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения
УДК 338.45:621 (075.8) ББК 65.305.4я73 Э40 Рекомендовано научно-методическим советом гуманитарно-экономического факультета УО «ГГТУ им. П.О. Сухого» (протокол № 2 от 05.112008)
Составили: Дрозд Станислав Степанович, Круглякова Галина Витальевна
Рецензент: зав. каф. менеджмента и экономики ГФ УО ФПБ МИТСО канд. экон. наук, доц. Л.М. Лапицкая
Экономика предприятия машиностроения: курс лекций для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения /С.С. Дрозд, Г.В. Круглякова. – Гомель: УО «ГГТУ им. П.О. Сухого», 2009. – 295с.
Изложены основные положения экономики как науки. Рассмотрен инструментарий, реализующий эти положения на уровне предприятия. Для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения
© Дрозд С.С., Круглякова Г.В.,2009 © Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого», 2009 «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ» «Экономика» происходит от греческого слова «oikonomia», что означает управление хозяйством. Термин «Экономика» был введен древнегреческим мыслителем Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Этот термин происходит от греческого слова «oikos»–дом + «homos»–учение, закон, что означает искусство ведения домашнего хозяйства. В современном понимании термин «Экономика» обозначает: 1. Хозяйство – сфера производственной деятельности человека; 2. Научная дисциплина, занимающая изучением национального хозяйства в целом; 3. Совокупность экономических отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных, культурных и духовных благ. Как хозяйство экономика прошла длительный путь развития? Хозяйственная деятельность человека, формировалась постепенно, по мере накопления опыта, теоретических знаний и совершенствования орудий труда. Первоначально она осуществлялась в сельском хозяйстве, затем в строительстве, промышленности и со второй половины ХХ века стала концентрироваться в нематериальном производстве. Адам Смит в 18 веке заложил основы современной экономики. Его считают отцом экономики. Он заложил два основных положения: 1) товары создаются трудом наемных рабочих. 2) управление экономикой осуществляется государством (невидимая рука). Эти два положения послужили началом возникновения двух противоположных школ: 1) Экономика труда. Маркс; 2) Экономикс. Регулирование рынком. Современная экономика – наука, занимающаяся изучением экономических законов развития общества и их специфики на микро и макро уровне. Основной вопрос экономики: разработка оптимального механизма регулирования действий участников производства. Современная экономика характеризуется следующими тремя особенностями: 1) рыночная экономика; 2) экономике присущ вероятностный характер наступления ради событий; 3) оптимальное регулирование на практике достижимо через государственное влияние и вмешательство в рыночную экономику. В той связи, одна из основных задач экономики – нахождение эффективной меры между государственным регулированием и свободой предпринимательства. Недостаток государственного регулирования приводит к стихийности, а чрезмерность – к централизации и директивности. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно здесь создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. В условиях рыночной экономики каждая фирма, каждый предприниматель должны иметь своею хозяйственную стратегию, найти главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса. Все это требует глубоких экономических знаний. Что же понимается под термином «Экономика». В классическом определении (П. Самуэльсон) «Экономика – это наука о том, как общество использует определенные, ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов, как распределяет их среди различных людей». Курс «Экономика предприятия» систематизировано излагает основные положения экономики, как науки, рассматривает инструментарий, реализующий эти положения на уровне предприятия. Соответственно, предметом курса «Экономика предприятия» будет проявление действий экономических законов на предприятиях различных форм собственности и отраслей; хозяйственный механизм, обеспечивающий в процессе производства и реализации продукции, достижение наилучших результатов при минимальных затратах ресурсов. Управлять экономикой – это значит поступать в производстве так, как требуют экономические законы. Например, закон опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы. Его нарушение приведет к нарушению денежного обращения, появлению в обращении «излишних денег», породит неудовлетворенный спрос, дефицит многих видов продукции и другие негативные явления. Познанием экономических законов занимается экономическая наука, но одного познания их недостаточно для руководства экономикой. Необходимо овладеть механизмом их использования. Для разумного и эффективного хозяйствования экономическая наука и практика вырабатывает соответствующий механизм хозяйствования, своеобразный инструментарий использования экономических законов. Этот инструментарий есть не что иное, как совокупность различных форм и методов, с помощью которых управляющий субъект (государственный орган управления отрасли, предприятия) целенаправленно воздействует на объект экономического управления – народное хозяйство в целом, его отрасли, предприятия. Под формами понимают различные экономические категории, через которые в хозяйственной жизни проявляется действие экономических законов – различные виды планов, их показатели, нормы, нормативны заработной планы, премии, цены, налоги, прибыль, кредиты и др. Под методами хозяйствования понимаются способы воздействия на производство, в процессе которого используются перечисленные выше формы – планирование, хозрасчет, стимулирование, ценообразование, нормирование и др. (административные, экономические, социально-психологические). Таким образом, хозяйственный механизм представляет собой совокупность различных форм и методов, используемых для сознательного, целенаправленного воздействия на экономику с целью всемерной ее интенсификации и повышения эффективности. Экономика машиностроения – наука, изучающая условия и факторы, под влиянием которых экономические законы могут действовать с наибольшей эффективностью в отраслях машиностроения. Основными задачами курса являются: – рассмотрение основных элементов хозяйственного механизма действующего на предприятия; – освоение новых форм и методов хозяйствования в условиях рыночной экономики; – изучение особенностей экономики предприятия различных форм собственности. Основная задача предприятия – организовать производство с максимизацией прибыли при рациональном использовании ресурсов.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |