Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 1




Лекция 18.

Лекция 17.

Развитие региона в 1960-е — 1980-е гг. ХХ в.

Лекция 16.

Лекция 15.

Модуль 4.

Лекция 14.

Лекция 13.

Лекция 12.

Лекция 11.

Лекция 10.

Лекция 9.

Лекция 8.

1.Изменение геополитической ситуации в мире. Возникновение Восточного вопроса.

2.Кавказский вопрос как геополитическая проблема. Кавказское направление внешней политики Российского государства в 1-й пол. XVIII века.

1.Российско-Ирано-Османское соперничество на Кавказе во 2-й пол. XVIII в.

2.Начало интеграции народов Кавказа в состав Российской империи.

3.Народное движение горцев под руководством шейха Мансура.

1.Вхождение Грузии в состав Российской империи.

2.Российско-Иранские и Российско-Турецкие войны в 1-й пол. XIX в.

3.Утверждение России на Кавказе.

 

Раздел 4. Кавказская война.

1.Историография Кавказской войны

2.Причины и характер войны.

1.Основные этапы и события Кавказской войны.

2.Завершающий этап военных действий на Северо-Западном Кавказе.

3.Итоги и значение Кавказской войны. Мухаджирство.

 

Модуль 3.

Раздел 5. Юг России во второй пол. XIX – начале ХХ вв.

1.Развитие капитализма на Юге России и его особенности.

2.Социальные изменения в регионе на рубеже ХIХ-ХХ вв.

1.Революционные события 1917 года на Юге России.

2.Гражданская война на Юге России.

 

Раздел 6. Юг России в советский период.

1.Начало национально-государственного строительства в регионе.

2. Особенности социалистической модернизации региона.

1.Депортация и реабилитация народов Юга России.

Раздел 7. Юг России в постсоветский период.

1. Причины обострения межнациональных противоречий в конце 80-х – начале 90-х гг.

2. Этнополитические конфликты и политика федерального центра в 90-е годы.

3. Чеченская война.

1.Создание Южного федерального округа.

2.Юг России - проблемы и противоречия современного развития.

 

Рекомендуемая учебная литература.

Хронологическая таблица.


Раздел 1. Введение в учебный курс

«История Юга России».

Лекция 1.

План.

1.Предмет и задачи учебного курса «История Юга России».

2.Исторические источники и историография.

3.Периодизация истории Юга России.

 

А.)Как изучение истории региона связано с будущей профессиональной деятельностью выпускника отделения регионоведения Южного федерального университета?

Профессиональная деятельность выпускника отделения регионоведения Южного федерального университета – это, прежде всего аналитическая деятельность, основанная на комплексе знаний о соответствующем регионе. В этом комплексе наряду со знаниями по экономике и политике, науке и культуре, географии, религии, социологии, демографии, этнографии и т.д., важное место отведено истории. История является одним из чрезвычайно важных аспектов регионалистики, ибо существуют причинно-следственные отношения между прошлым, настоящим и будущим, органическая историческая связь между эпохами. Любому современному событию предшествуют явления, его обусловившие. Эти связи призвана находить и объяснять историческая наука. Невозможно прогнозировать будущее, не зная прошлого.

История может быть предметом политических споров, конфликтов и даже политическим оружием. Зачастую связь прошлого и настоящего выстраивается искусственно и фальшиво. Многие политики, борясь за свои интересы, искажают историю в конъюнктурных интересах, прибегают к исторической памяти народов, задевая самые болезненные ее стороны. Поэтому к истории надо относиться осторожно, а к исторической памяти народов - бережно. Особенно это относится к истории такого региона, каким является Юг России – самый полиэтничный, многокофессиональный, конфликтогенный регион в нашей стране.

Б.) В чем состоит специфика региональной истории и что такое исторический регион?

Историческая наука имеет разные аспекты. Есть история политическая и экономическая, история народа, страны и история государства. Есть и региональная история. Главное их отличие составляет объект и предмет исследования. Объектом изучения региональной истории является исторический регион.

Исторический регион – это определенная территория, объединяющая в своих пределах народы, отличающиеся друг от друга типом хозяйственной деятельности, общественного устройства, расовой и конфессиональной принадлежности и др., но реально связанных между собой в процессе исторического развития. Чтобы, определить, является ли данная территория историческим регионом, надо ответить на вопрос: представляет ли она собой культурно-историческую цельность, свойственны ли ей собственные закономерности исторического развития, своя специфическая историческая судьба. Поэтому целью изучения региональной истории является выяснение закономерностей развития, исторической динамики и специфики региона в контексте истории России и мира.

В качестве требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности «регионоведение» государственный стандарт определил следующее: знать историю народов региона в контексте всемирно-исторического процесса; характерные черты и этапы эволюции общества; особенности исторического формирования и современного функционирования основных общественных институтов; соотношение факторов внутреннего развития и внешних влияний; выдающихся исторических деятелей и их значение в формировании национального самосознания, источники, литературу по истории региона.

 

В.) Каковы территориальные и хронологические рамки региональной истории Юга России?

Одним из самых сложных исторических регионов России является Азово-Черноморско-Каспийский регион (Юг России). Его территория охватывает бассейны трех морей и весь регион Кавказских гор и предгорий. Объект нашего изучения складывался исторически. Название - «Юг России» с точки зрения истории очень условен. Югом России регион стал лишь в XVIII-XIX вв. в ходе включения Кавказа и Причерноморья в состав Российской империи, причем на более широком географическом пространстве, чем на современном этапе. К Югу России относились и Закавказье, и Юго-Восточная Украина (Новороссия), и Крым.

Сегодня Юг России включает в себя три относительно самостоятельных (в пределах региональной целостности) территории: Азово-Черноморскую, Северокавказскую и Нижневолжскую, с 2000-го года входящих в состав Южного федерального округа. Географически регион расположен между Каспийским морем на востоке, Черным и Азовским – на западе, Кавказским хребтом на юге, широкой степной полосой на севере. Состоящий из целого ряда локальных цивилизаций и культурно – исторических областей этот исторический регион представляет собой, тем не менее, совокупность близких по своему историческому прошлому территорий и народов. Особенно это справедливо относительно двух территорий нынешнего Южного федерального округа - Азово-Черноморской и Северокавказской, изучение истории которых составляет основу курса. История региона уходит корнями в самый начальный период становления человека и охватывает огромный хронологический период: от V тысячелетия до нашей эры до наших дней.

 

Г.) Каковы источники изучения истории Юга России?

Исторические источники истории Юга России разнообразны. Археологические источники - единственные материальные свидетельства дописьменной истории региона. Они особенно важны для Юга России, поскольку ряд горских народов, обладая многовековой культурой, до конца XIX века не имели собственной письменности. Благодаря археологическим источникам можно установить ареал расселения этносов, его динамику, получить сведения об их хозяйственной деятельности, взаимовлиянии и пр.

Фольклорные и этнографические источники, сохраненные устной традицией и записанные позднее - содержат информацию об общественном устройстве, нормах взаимоотношений, институтах общественного управления, верованиях, этических и эстетических представлениях народов, населявших регион.

Письменные источники, созданные представителями соседних народов, имевших письменность – это античные, византийские, армянские, грузинские и другие источники. Они не только описывают быт, нравы, общественные отношения, формы политической организации внутри этносов, но позволяют восстановить события политической истории региона, охарактеризовать отношения с соседями и т.п.

Начиная примерно с XVI века, история региона отражена в документах государств, борющихся за вовлечение Кавказа в орбиту своего влияния – персидских, турецких и, конечно, наиболее изученных - российских. Они дают возможность изучить деятельность Российского государства, направленную на усиление влияния в регионе, функционирование в нем административных структур, проследить процесс интеграции Кавказа в Россию. К документам, отражающим новую и новейшую историю региона, следует отнести архивные фонды государственных, политических, общественных органов и организаций, региональную периодическую печать, мемуары и воспоминания участников событий.

 

Д.) Какова историография истории народов Юга России?

Историография истории народов Юга России многообразна. Интерес к региону стал проявляться с момента вовлечения его в ареал российского влияния. Уже во второй пол. XVIII в. российские историки поднимали вопросы происхождения казачества, его роли в истории Российского государства. В нач. XIX в. возрос интерес к народам, населявшим Северный Кавказ, исследовались их быт, обычаи, верования, анализировались военные действия, связанные с присоединением Кавказа.С развитием исторической науки в России во второй пол. XIX – нач. ХХ вв. появились исследования, в центре внимания которых были экономические сюжеты российского заселения края, его хозяйственного освоения. Быт и обычаи народов, населявших Юг России, превращаются в предмет самостоятельного изучения. Немалое место занимала история Кавказской войны. Важным историографическим фактом стало появление работ, созданных местной интеллигенцией, в том числе представителями горских народов.

Новый этап исследований связан с развитием советской историографии. Ее достижением следует признать исследование социально-экономической истории региона, выявление специфики его эволюции на этапе феодального и капиталистического развития, появление исследований по истории крестьянства, формирования рабочего класса, взаимоотношений народов Северного Кавказа с Россией. Был создан и введен в научный оборот огромный материал по истории региона. Во всех республиках Северного Кавказа сформировались коллективы профессиональных историков. Однако рамки марксистского подхода ограничивали возможности всестороннего изучения истории. Так, например, господствовала концепция исключительно добровольного вхождения горцев в состав Российской империи. Неоднократно, в угоду политической ситуации менялись концепции Кавказской войны. Исследование республиканскими учеными только истории своего народа вело к утрате общего видения развития региона.

В постсоветский период расширяется тематика и проблематика работ, преимущество получили те сюжеты, которым не уделялось внимания на предыдущих этапах историографии. Было осуществлено переиздание ряда трудов дореволюционных историков. Достижением современного периода можно считать возможность дискуссий, разные интерпретации и оценки фактов, наличие разных подходов к освещению исторических событий, и пр. Однако, к сожалению, в связи с обострением ситуации на Юге России, появлении новых этнополитических конфликтов, и, особенно, военными событиями в Чечне, история региона вновь имеет тенденцию к политизации и использовании ее в разжигании сепаратизма и этнофобии.

 

Е.) Какова периодизация истории Юга России?

Периодизация истории региона предполагает деление процессов общественного развития конкретного исторического региона на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных принципов. Исходя из этих принципов, существует несколько различных вариантов периодизации. Так, существует археологическая периодизация региона, в основу которой положено изменение основных материалов для изготовления орудий труда. Согласно ей выделяются период камня, охватывающий 400 – 4 тыс. лет до н.э. (он, в свою очередь, делится на эпохи древне -, средне -, и новокаменного века) и период металла (делится на эпохи бронзы и железа).

Исходя из специфики межэтнического и межцивилизационного взаимодействия, историю региона можно разделить на четыре периода, как это представлено в учебнике истории Дона и Северного Кавказа, подготовленной на историческом факультете РГУ под редакцией А.И.Нарежного и Н.В. Самариной:

Ø Древность: ок. 400 тыс. лет назад - IV в. н. э.;

Ø Средневековье: IV – XV вв. н.э.;

Ø Северный Кавказ и Дон в борьбе между великими державами, его окружающими: (Иран, Османская империя, Россия): ХV – первая половина XIX в.;

Ø Кавказ в составе Российской империи: вторая половина XIX в.– начало XX в.;

Ø Советский период: 1920 – 1991 гг.;

Ø Постсоветский период: конец ХХ века – до наших дней.

В учебнике «Регионоведение», созданном учеными ИППК при РГУ под редакцией Ю.Г. Волкова, предложена периодизация, основанная на цивилизационно-культурологическом и геополитическом подходах:

Ø Палеокавказская общность (500 тыс. лет до н.э. – III тыс. до н.э.).

Ø Взаимодействие кавказских народов с кочевниками Евразии (IV – III тыс. до н. э. – конец I тыс. до н.э.).

Ø Народы Черноморско-Каспийского региона в полосе древних цивилизаций и государств (IX в. до н.э. - IV в. н. э.).

Ø Взаимодействие государственных образований горских, кочевых народов и восточных славян (V – XII вв.).

Ø Этнокультурное и политическое развитие в составе или под влиянием Золотой Орды.

Ø Формирование кавказской горской и русской цивилизаций в ходе совместной борьбы с натиском великих восточных империй (XVI – XVII вв.).

Ø Присоединение Азово-Черноморско-Каспийского региона к России в борьбе с империями Запада и Востока (XVIII – XIX вв.).

Ø Формирование Юго-Востока России в ходе модернизации и социокультурного синтеза (60-е гг. XIX в. – начало XX в.).

Ø Формирование социально-экономического и историко-культурного Северо-Кавказского региона (20 – 80-е гг. XX в.).

Ø Становление Юга России как целостного региона.

Каждая из этих периодизаций имеет свою аргументацию, каждая не лишена внутренних противоречий и нуждается в дальнейшей разработке. Но в качестве инструмента для формирования структуры учебного курса по истории региона они могут быть использованы.

Курс Истории Юга России, предлагаемый в данном учебном пособии, имеет структуру, основу которой составили определенные исторические доминанты, т.е. преобладающие тенденции исторического развития на данной территории в тот или иной исторический период. В связи с этим периодизация выглядит следующим образом:

Ø 1.Период этногенеза на территории Юга России (Азово-Черноморско-Каспийского региона):

Ø а) древность (400 тыс. лет назад – IV в.н.э.)

Ø б) средневековье (IV – XV вв.);

Ø 2.Период интеграции региона в состав Российской империи:

Ø а) XVI – первая половина XVIII вв.: складывание вассально-союзнических отношений народов региона и Российского государства

Ø б) вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.: включение региона в состав Российского государства;

Ø 3.Период модернизации региона во второй половине XIX–начале XXIв.

Ø а) вторая половина XIX – начало XX в.

Ø б) советский период (1917 – 1991 гг.).

Ø в) постсоветский период.

История Юга России, таким образом, условно разделена на три больших временных блока, в соответствие с основным содержанием происходящих в регионе процессов. Внутри каждого из периодов возможно выделение отдельных этапов и фаз, характеризующих особенности этнических процессов, культурного и социально-политического развития региона. Изучая первый этап, мы узнаем, как шел исторический процесс, в ходе которого формировалась многоцветная мозаика народов, ныне населяющих регион. Второй этап поможет выяснить историю Юга России в период интеграции региона в состав Российской империи. На третьем этапе рассматриваются исторические судьбы региона и народов, его населяющих, в ходе реализации российской разновидности глобальной модернизации.


Раздел 2. Этногенез народов Юга России.

Лекция 2.

План.

1) Первобытность на Юге России.

2) Возникновение первых государственных образований.

3) Юг России в конце I-го тысячелетия до н.э. – нач. I-го тысячелетия н.э.

А.) Что такое этногенез, какова его специфика на Юге России?

Центральной проблемой изучения истории региона на ранних его периодах является проблема этногенеза, т.е. процесса формирования современной этнической картины, складывания в Азово-Черноморско-Каспийском регионе многогранного этнического мира. Процессы образования народов – это долгий и многообразный путь инфильтраций, консолидаций, смешений, сложений и разложений этносов. Этногенез – это, прежде всего, процесс активной адаптации человеческих коллективов к среде – этнической и природной. Эта среда заставляет людей вырабатывать комплексы адаптивных навыков, этнические стереотипы поведения.

С незапамятных времен Кавказский регион был одним из важнейших стратегических регионов, отделяющих Европу от Азии, север от юга, восток от запада. Одновременно он являлся связующим звеном, мостом между ними. Он пережил немыслимое количество войн, конфликтов, миграций. Историю любого народа, проживающего здесь невозможно рассматривать изолированно, вне рамок общеисторического процесса, вне социокультурного фона, созданного в процессе исторического развития региона.

На юге России ныне проживают народы, говорящие на языках нескольких языковых семей, и принадлежащие к различным религиозным конфессиям. Индоевропейская языковая семья представлена в основном русскими, украинцами, армянами, греками. Они же являются в основном носителями христианской культуры. К индоевропейской (северо-иранской ветви) семье так же относятся языки осетин и курдов, татов, которые придерживаются и христианства (осетины), и ислама (осетины, курды), и иудаизма (таты или горские евреи). В состав тюркоязычных народов входят кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы. В основном они придерживаются исламского вероисповедания суннитского толка. Особенно представительна кавказская языковая семья. Современные лингвисты делят ее на три ветви: западную – адыго-абхазскую, восточную – дагестано-нахскую, южную – картвельскую. Эти языковые ветви очень многочисленны. Так, только в дагестано-нахскую группу входит 28 языков. Большинство населения Дагестана, Чечни, Ингушетии – мусульмане как шиитского (юг Дагестана), так и суннитского толка. Большинство калмыков исповедует ламаизм и говорит на языке, который относится к западной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи.

Язык и религия являются важными символами этноса, но не единственными. Происхождение любого народа имеет две стороны – происхождение антропологического типа и происхождение культуры и языка, влияний различных культур и связей с другими народами. Появление нового антропологического типа говорит об изменении антропологических параметров в результате переселения или смешения народностей. Появление новых элементов в языке и культуре не всегда являются следствием антропологических изменений, они могут быть результатом культурных заимствований.

Формирование народа охватывает всю его историю. Во-первых, оно тесно связано с его социально-экономическим и общественным развитием. Во-вторых, складывание народов - это часто процесс сложного взаимодействия с другими этническими группами. При массовых миграциях в древности и в средние века происходило их смешение. Народы нередко объединялись в одну этническую общность, растворялись среди других. «Чистого» народа в этническом плане не может быть, сама идея о чистых этнических образованиях несостоятельна. Поэтому этногенез принадлежит к числу труднейших проблем исторической науки. В данном разделе учебного пособия поставлена лишь задача определить этапы, проследить основные тенденции и выявить решающие факторы, повлиявшие на формирование современной этнополитической и этнокультурной картины региона.

 

Б.) Когда и как началось освоение человеком Азово-Черноморо-Каспийского региона?

Азово-Черноморо-Каспийский региона является одной из областей первичного заселения территории России древнейшими людьми. Кавказ был так называемой областью сапиентации, т.е. территорией, на которой шел процесс формирования человека современного типа (хомо сапиенс).

Археологические находки позволяют отнести начало процесса заселения Юга нашей страны к ашельской эпохе нижнего палеолита (500-800 тыс. лет назад). Регион заселялся как с нагорий Передней Азии, так, позднее, и из степей Юго-Восточной Европы. Поэтому на разных исторических отрезках, в качестве главенствующих выступает то одна, то другая тенденция внешних культурных влияний: в одни эпохи Кавказ (особенно северная его часть) оказывался больше открытым в сторону Европы, а в другие - Ближнего Востока.

Древнейшие поселения возникали первоначально как стоянки охотников и собирателей в эпоху каменного века. Большинство из них возникало в естественных укрытиях (пещеры, навесы и др.). Места пребывания человека, выбранные на долгое время, постепенно оснащались бытовыми, хозяйственными, фортификационными и культовыми сооружениями. С формированием человека современного физиологического типа, совершенствованием орудий труда и усложнением общественных отношений количество поселений увеличивалось.

В VI – IV тыс. до н.э. произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству, связанному с оседлостью значительной части населения. Он предопределил появление значительного количества крупных неукрепленных поселений, таких как Угубековское (Дагестан) и Ракушечный Яр (Нижний Дон).

Значительное количество предгорных поселений относится к III – II тыс. до н.э. (майкопской, кура-аракская и кобанская археологические культуры эпохи бронзы). Возникновение специализированных ремесел (гончарство, ткачество, металлургия) и социальной дифференциации оказало значительное воздействие на расположение и планировку поселений. С появлением в это же время угрозы вторжения кочевых племен на большинстве степных и предгорно-плоскостных поселений возводятся фортификационные сооружения: валы, рвы, каменные стены.

Еще в древности, в результате различных форм взаимодействия племен, сложилось кавказское языковое единство, общность археологических культур и антропологическое родство населявших его древних людей. Однако в IV – III тыс. до н.э. в результате этнической интеграции с пришлыми группами сформировались кавкасионский, каспийский и понтийский антропологические типы людей. Начинается распад палеокавказской этнокультурной общности на западную (абхазо-адыгскую), восточную (нахо-дагестанскую) и южную (картвельскую) ветви. А в раннем железном веке (I-е тысячелетия до н. э.) начинается расхождение культурно-исторических судеб Закавказья и Северного Кавказа.

 

В.) Когда на Кавказе возникают первые государственные образования, каково влияние древнегреческой колонизации на развитие региона?

С началом эпохи металлов (эпохи бронзы и железа), переходом в VI – IV тыс. до н.э. от присваивающего хозяйства к производящему, усложняются общественные отношения. В этот период началось формирование политических отношений, возникают союзы племен. На Южном Кавказе возникает государство Урарту, как результат развития этого района по месопотамской модели образования цивилизации. Несколько позднее государственность возникает в Западном Закавказье (Колхида), но уже под преимущественным влиянием ранних цивилизаций Средиземноморья. Еще позже, в V – III вв. до н.э., рабовладельческие государственные образования возникают в Восточном Закавказье (Иберия, Албания).

С IV в. до н. э. Закавказье практически целиком оказывается в сфере активного воздействия античной культуры, являясь частью периферии эллинистического мира. Эти значимые исторические процессы I-го тысячелетия до н. э. редко переваливали Главный Кавказский хребет, и если доходили до Северного Кавказа, то лишь в виде затухающей волны, и не сопровождались здесь сколько-нибудь заметными культурно-историческими трансформациями. С начала железного века и до великого переселения народов в горных областях Северного Кавказа развитие культуры идет без радикальных перемен.

Совсем другая ситуация была в степном Причерноморье. Важным событием, повлиявшим на историю степного Причерноморья и этногенез всего региона, стала древнегреческая колонизация – выселение и эмиграция населения из городов материковой и островной Греции, греческих городов Малой Азии (Иония) на побережье Средиземного и Черного морей в VIII – VI вв. до н.э.

Одним из главных направлений древнегреческой колонизации было Северное Причерноморье, где греки образовали ряд городов – Пантикапей (совр. Керчь), Фанагория (Таманский полуостров), Горгиппия (совр. Анапа), Танаис (Нижний Дон). Всего в работах греческих авторов сохранилось свыше тридцати названий городов-колоний, основанных на Юге России. Поселения возникали на местах корабельных стоянок, небольших торговых факторий, т.е. мест, где контакты между греками и местными племенами были регулярными. Колонии сохраняли устойчивые связи с метрополией, но имели статус независимых городов-государств, которые активно взаимодействовали с туземным населением.

Древнегреческая колонизация ускорила разложение родоплеменных отношений среди народов Северного Причерноморья. В связи с чем в V – III вв. до н.э. возникает первое рабовладельческое государство в Северном Причерноморье – Боспорское царство. Боспорское царство – античное рабовладельческое государство на территории Юга России, которое возникло около 480 г. до н.э. в результате объединения независимых греческих городов расположенных на берегах Боспора Киммерийского, т.е. современного Керченского пролива. Государство расширялась путем включения в его состав земель Прикубанья и Северо-Восточного Приазовья. Столицей был Пантикапей, (современная Керчь), крупнейшими городами – Фанагория (Таманский полуостров), Горгиппия (современная Анапа), Танаис (Нижний Дон). Население занималось ремеслами, земледелием и торговлей с народами Северного Причерноморья. В IV – II вв. до н.э. Боспорское царство становится одним из крупнейших экспортеров в города Балканской Греции и Малой Азии сельскохозяйственных товаров - хлеба, рыбы, кожи, шерсти и др. Первые века н.э. стали эпохой нового расцвета его экономики, сопровождавшейся постепенной “варваризацией” государства под воздействием окружающих племен. В середине III в. Боспорское царство подверглось нападению союза племен под предводительством готов. Окончательно Боспорское царство было уничтожено гуннами в 70-х гг. IV в. в ходе великого переселения народов.

Древнегреческая колонизация не только внесла изменение в антропологическую карту степного Причерноморья, но также стала фактором активного воздействия античной культуры на местное население, ускорила разложение родоплеменных и формирование классовых отношений.

Г.) Что происходило на территории изучаемого региона в конце I-го тысячелетия до н. э – нач. I-го тысячелетия н. э.?

Вторая половина I-го тысячелетия до н. э – начало I-го тысячелетия н. э. совпали с активной деятельностью многочисленных кочевых племен Северного Причерноморья. Их жизнедеятельность и начало греческой колонизации оказали значительное воздействие на историю изучаемого региона.

В этот период большое значение имели вторжения ираноязычных племен. Первыми такими племенами, чье имя сохранили античные письменные источники, были киммерийцы. Согласно сведениям, приведенным греческим историком Геродотом, они пришли в Северное Причерноморье с Нижнего Поволжья под давлением более сильного кочевого ираноязычного племени – скифов. Киммерийцы оставили свой след в истории народов Передней Азии, где воевали с крупнейшими государствами того времени Ассирией, Урарту, Мидией. Потерпев поражение от мидийцев, они исчезли с арены истории. Часть из них, скорее всего, вернулась в Северное Причерноморье. Дальнейшая их судьба неизвестна, скорее всего, они были ассимилированы другими ираноязычными кочевниками.

Большую роль в истории региона имели скифы – собирательное название ираноязычных кочевых и оседлых племен обитавших в VII – III вв. до н.э. в степях Юго-Восточной Европы. Первые упоминания о скифах, как участниках войн в Передней Азии, относятся к 70-м гг. VII в. до н.э. Согласно исторической традиции, скифы появились на обширных пространствах степей между Дунаем и Доном вытесненные из Южной Сибири своими восточными соседями - массагетами.

Расселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В VII – VI вв. до н.э. они имели прочные торговые и культурные связи с городами, возникшими в ходе древнегреческой колонизации. Основным занятием скифов было скотоводство и земледелие, значительное развитие получили ремесла и торговля продуктами сельского хозяйства с Боспорским Царством. В III в. до н.э. значительная часть скифов была ассимилирована другими кочевниками - сарматами.

Сарматы – это ираноязычные кочевники, появившиеся в IV в. до н.э. к западу от Танаиса (р. Дон). Название «сарматы» постепенно стал общим для кочевых племен евразийских степей, заменив прежнее имя – «скифы». На всем протяжении истории, сарматы не представляли собой единого союза родственных племен. Это скорее конгломерат со сложными взаимоотношениями внутри, различных по происхождению народов. Географическое понятие “Сарматия” – т.е. область расселения сарматских племен, формируется в представлении античных авторов начиная с IV в. до н.э. Вытеснив скифов из степей Северного Причерноморья, они играли важную роль на международной арене, выступая в коалиции противников Рима в войнах II в. до н.э. – I в.н.э. В начале новой эры значительная часть их оседает в городах Боспорского Царства, во многом определяя его внешнюю и внутреннюю политику.

В античной литературе дается множество конкретных названий сарматских племен. Ведущими можно считать племя роксоланов (II в. до н.э.– II в.н.э.) и аланов (I – III в.н.э.). Аланы совершали походы на Закавказье, пользуясь Дарьяльским и Дербентским проходами, принимали активное участие в жизни Боспорского царства. С обоснованием ираноязычных сарматов на Северном Кавказе начинается сложный процесс взаимодействия между ними и меотами, оказавший большое влияние на этногенез народов Северного Кавказа. Так, важным компонентом формирования адыго – кабардинских народов были меоты, но при достаточно сильной их иранизации.

Меоты – это собирательное название оседлых племен, населявших Прикубанье и Предкавказье в VIII в. до н.э.– III в.н.э. В отличие от скифов, сарматов и прочих ираноязычных племен, меоты относились преимущественно к кавказской языковой семье. В широком смысле меоты – это все население побережья Азовского моря. В VI – V в. до н.э. у меотов начались рост численности населения, разложение родоплеменного строя, выделение знати. Развитие экономики было тесно связано с включением Прикубанья в ареал древнегреческой колонизации. Помимо земледелия и скотоводства активно развивались ремесла – металлургия и гончарство. Племена меотов активно участвовали в международной торговле в бассейне Азовского и Черного морей, экспортируя продукты сельского хозяйства и рыболовства.

С III – II вв. до н.э. меоты взаимодействуют с сарматами, входят в их племенные союзы. В первые века н.э. меоты были одним из важнейших этнических компонентов населения Боспорского Царства. В III в. н.э. значительная их часть переселилась в Закубанье. Многие памятники эпохи раннего железного века являют собой синтез двух культур – скифо-сарматской и меотской, кочевнической и земледельческой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.