Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В расчетных правоотношениях. Административная ответственность банков




Административная ответственность банков

 

Административная ответственность банков установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года3. К правонарушениям, банковских расчетов, можно условно отнести:

  1. Правонарушения порядка осуществления расчетов и ведения кассовых операций.
    1. административный штраф применяется к индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и юридическим лицам — клиентам кредитных организаций в случаях:
  • продажи товаров, выполнения работ либо оказание услуг в ор­ганизациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услу­ги, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин (ст. 14.5);
  • нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расче­тов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения сво­бодных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (ст. 15.1);
  1. административные санкции к юридическим лицам-кредитным организациям и к должностным лицам кредитных организаций применяются в случаях:
    • невыполнения должностным лицом учреждения банка обязан­ностей по контролю за выполнением организациями или их объеди­нениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2);
    • нарушения банком или иной кредитной организацией установ­ленного срока исполнения поручения налогоплательщика (платель­щика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюд­жетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответст­вующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюд­жетный фонд) (ст. 15.8);
    • осуществления банком или иной кредитной организацией расход­ных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фон­да о приостановлении операций по таким счетам (ст. 15.9);
    • неисполнения банком или иной кредитной организацией пору­чения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственный пенсий и (или) других вы­плат (ст. 15.10);
  1. В некоторых случаях представляется возможным отнести к чис­лу имеющих косвенное отношение к расчетным правоотношениям следующие административные правонарушения, принимая во вни­мание, что для осуществления расчетов необходимы определенные предпосылки - заключение договора банковского счета, открытие счета и иные.
    1. совершаемые клиентами кредитных организаций:
    • нарушение установленного срока подачи заявления о постанов­ке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюд­жетного фонда (ст. 15.3);
    • неперечисление получателем бюджетных средств в установлен­ный срок платы за пользование бюджетными средствами, предостав­ленными на возмездной основе (ст. 15.16);
  1. совершаемые должностными лицами кредитных организаций:
    • нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информа­ции об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4);
    • открытие банком или иной кредитной организацией счета орга­низации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или ор­гане государственного внебюджетного фонда; а также открытие сче­та при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении опе­раций по счетам этого лица (ст. 15.7).

К ответственности в административном порядке в сфере расчет­ных и тесно связанных с ними правоотношений могут быть также привлечены должностные лица кредитных организаций и их клиен­ты за нарушения налогового законодательства и бюджетного законо­дательства.

      1. Нарушения налогового законодательства:
  • нарушение налогоплательщиком установленного срока пред­ставления в налоговый орган информации об открытии или закры­тии им счета в каком-либо банке (п. 1 ст. 118 ч. 1 НК РФ);
  • открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица; а также несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индиви­дуальным предпринимателем (п. 1 и 2 ст. 132 ч. 1 НК РФ);
  • нарушение банком установленного срока исполнения поруче­ния налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (п. 1 ст. 133 ч. 1 НК РФ);
  • исполнение банком при наличии у него решения налогового ор­гана о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечис­ление средств другому лицу, не связанному с исполнением обязанно­стей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федера­ции преимущество в очередности исполнения перед платежами в бю­джет (внебюджетный фонд) — (ст. 134 НК РФ);
  • совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогоплательщика (ч. 2 ст. 135 НК РФ);
  • непредоставление банками по мотивированному запросу на­логового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок; (ч. 1 ст. 135.1 НК РФ).

За совершенные правонарушения налоговые органы вправе взыс­кивать штрафы и пени, а также предъявлять исковые заявления в суд (ст. 31 НК РФ);

    1. Нарушения бюджетного законодательства:
  • несвоевременное исполнение платежных документов на пере­числение средств, подлежащих зачислению на счета соответствую­щих бюджетов (ст. 304 БК РФ)4;
  • несвоевременное исполнение платежных документов на пере­числение бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств (ст. 305 БК РФ).

Совершение указанных правонарушений влечет наложение на ру­ководителей кредитных организаций штрафов, а также взыскание пени с кредитной организации. Правом применения мер принужде­ния обладают руководители (и их заместители) Федерального казна­чейства Министерства финансов РФ (ст. 282-284 БК РФ).

Правомочиями рассматривать дела об административных право­нарушениях, совершаемых вышеуказанными субъектами при осуще­ствлении расчетов, и привлекать к административной ответственнос­ти наделены различные органы, в частности:

  • судьи — по правонарушениям, предусмотренным статьями!5.3— 15.12 КоАП РФ;
  • судьи арбитражных судов — в отношении правонарушений, пре­дусмотренных ст. 15.10 КоАП РФ;
  • федеральные органы налоговой полиции (их руководители и за­местители) - по ст. 14.5; 15.1, 15.2 КоАП РФ;
  • руководители федерального органа, ответственного за исполне­ние федерального бюджета (их заместители; а также руководители и заместители структурных подразделений и территориальных орга­нов) - по ст. 15.14-15.16 КоАП РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.