Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности приватизации в России




Численность занятых в народном хозяйстве, 1985 г.

Сектор экономики Численность работников, млн. чел. %
Государственный 116,9 85,3
Кооперативный 15,7 11,5
Индивидуальный 3,3 2,4
Общественные организации и фонды 1,1 0,8
Всего по народному хозяйству 137,0 100,0

 

Приватизация (лат. privatus – частный) означает передачу государственной или муниципальной собственности за плату или бесплатно в собственность граждан и юридических лиц.

Проведенная в России приватизация отличалась рядом особенностей, некоторые из которых привели к отрицательным экономическим результатам. В вязи с этим важно понять, как реально проводилась приватизация государственной собственности в нашей стране. Студентам рекомендуется рассмотреть проблему: в чем состоят особенности приватизации государственной собственности в России.

Преобразование отношений собственности осуществляется с целью создания в нашей стране более эффективной, чем плановая, рыночной хозяйственной системы. Поэтому в качестве основных целей массовой приватизации в РФ декларировалось:

· формирование широкого слоя частных собственников;

· повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;

· создание конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;

· привлечение в реальный сектор экономике инвестиций, в том числе иностранных;

· уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие доходов от частичной продажи предприятий.

Построение и реализация программы приватизации требует учета ряда обстоятельств, в частности: 1) сроки проведения приватизации; 2) бесплатно или за деньги проводить приватизацию; 3) кому достанутся объекты собственности. В зависимости от ответа на эти три вопросы можно выделить две основные модели приватизации:

· медленно, за деньги, эффективному собственнику – западная модель;

· быстро, бесплатно или за символическую цену, - восточная модель.

Российская модель приватизации ориентировалась на начальном этапе на бесплатный вариант, хотя в дальнейшем возникли и элементы западной модели.

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи: 1) вести процесс приватизации, уже происходивший в неуправляемой форме, в правовые рамки; 2) провести приватизацию как можно быстрее, с тем, чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость рыночных реформ; 3) не допускать в ходе передела собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс интересов разных слоев общества.

В этих условиях приватизация по западной модели путем нормальной продажи государством своего имущества была в значительной степени затруднена. Одной из главных причин было отсутствие в России крупных легальных капиталов. Дело в том, что частное предпринимательство в советский период носило нелегальный, "теневой" характер, поэтому в стране отсутствовали законные частные капиталы, достаточные для приобретения приватизируемых государственных активов. Иностранные инвесторы считали непомерно высокими политические и коммерческие риски в России и не спешили активно участвовать в приватизации. В значительной степени определяющим был политический фактор, поскольку путем приватизации идеологи рыночных реформ стремились обеспечить невозможность возврата к временам господства «общенародной» собственности.

Перечисленные факторы обусловили характерные черты российской модели приватизации:

· директивный характер, который обеспечивался путем установления конкретных адресных заданий по приватизации с разбивкой по отраслям;

· приоритет частной собственности;

· широкие права трудовых коллективов;

· бесплатная раздача государственной собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе.

Приватизация в России проходила в несколько этапов.

Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 - 1991г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества и создания национальных холдингов. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс. государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла 8% занятых в народном хозяйстве.

Ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г. Приватизационные чеки - ваучеры раздавались всем гражданам России. Ваучеры давали каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности. С августа 1992 г. было выдано 144 млн. ваучеров. Их получило 97% населения страны. Номинальная стоимость приватизационного чека - чисто условная - 10 тыс. руб. Реальная стоимость должна была определяться на чековых аукционах, где на чеки приобретались акции предприятий. Выданные чеки представляли как бы инвестиционный спрос, но только на акции приватизированных предприятий. Принципиальное значение имело то, что полученные ваучеры гражданин вправе был продавать и покупать. Это решение о купле-продаже ваучеров было, видимо, правильным стратегически (хотя и подвергалось острой критике), создавая возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами.

К 1 июля 1994 г. почти 50 % легкой и пищевой промышленности входят в частный сектор экономики, а также строительство — 35 %, автотранспорт — 42, торговля (оптовая и розничная) — около 50, общественное питание — 55, бытовое обслуживание — 21 %.

С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Главной задачей нового этапа является не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней,

Значительный интерес представляют принципы, заложенные в программу приватизации 1998 г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.