КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совокупный спрос
Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями. Совокупный спрос (АD - aggregate demand) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить: 1) спрос на потребительские товары и услуги (С); 2) спрос на инвестиционные товары и услуги (Ig); 3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G); 4) спрос на чистый экспорт (Xn). Совокупный спрос можно представить как сумму совокупных расходов всех субъектов макроэкономики: AD = C + Ig + G + Xn. (3.1)
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести субъекты внутри страны, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом ВНП, на который предъявлен спрос, является обратной, и этим объясняется отрицательный наклон кривой AD (Рисунок 3.1). Кривая совокупного спроса показывает различные объемы товаров и услуг (реальный ВНП), которые потребители, фирмы и государство готовы купить при любом возможном уровне цен. На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВНП), а на оси ординат – уровень цен или индекс-дефлятор ВНП. Рисунок 3.1 - Кривая совокупного спроса AD На характер кривой совокупного спроса влияет ряд ценовых и неценовых факторов.
Движение по кривой совокупного спроса осуществляется под воздействием ценовых факторов. Ценовые факторы совокупного спроса: эффект процентной ставки, эффект реальных кассовых остатков и эффект импортных закупок. Эффект процентной ставки: с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные деньги для производства покупок, предпринимателям — для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д. Если объем денежной массы не меняется, то растет цена пользования деньгами, т.е. процентная ставка, а это ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. В результате сокращается спрос на реальный объем производимого национального продукта. Эффект реальных кассовых остатков также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность доходов и финансовых активов населения снижается. Если же цены будут снижаться, покупательная способность станет возрастать, а расходы — увеличиваться. Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастут, покупатели больше приобретают импортных товаров, а на международном рынке сокращается продажа отечественных товаров. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю чистого экспорта в совокупном спросе. Неценовые факторы совокупного спроса. К ним относится все, что вызывает изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, а также в расходах на объем чистого экспорта.
Действие неценовых факторов приводит к сдвигам графика совокупного спроса. Если оно способствует увеличению совокупного спроса, кривая от линии АD1 смещается к АD2; если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к АD3 (рисунок 3.2). Рисунок 3.2 - Смещение кривой AD под влиянием неценовых факторов
Изменения в потребительских расходах происходит под влиянием таких факторов как: численность населения, рост доходов потребителя, задолженность потребителя, ожидания потребителей и подоходные налоги. Изменения в инвестициях происходят под влиянием процентных ставок, ожидаемой прибыли от инвестиций, налогов с предприятий, новых технологий, наличия избыточных мощностей. Рост денежной массы снижает ставку процента и увеличивает капиталовложения, а уменьшение массы денег увеличивает ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличивают спрос на инвестиционные товары, а налоги с предприятий уменьшают спрос на инвестируемые товары. Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары. Изменения государственных расходов вызывается преимущественно политическими решениями руководства страны. Изменения в чистом экспорте страны вызывается динамикой национального дохода в зарубежных странах, изменением валютных курсов, политическими решениями.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |