КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агрегация
Связи обозначают равноправные (клиент-серверные) отношения между объектами. Агрегация обозначает отношения объектов в иерархии «целое/часть». Агрегация обеспечивает возможность перемещения от целого (агрегата) к его частям (свойствам). В примере из подраздела «Связи» объект РабочийКонтроллер имеет свойство регулятор, чьим классом является РегуляторУгла. Поэтому объект РабочийКонтроллер является агрегатом (целым), а экземпляр РегулятораУгла — одной из его частей. Из РабочегоКонтроллера всегда можно попасть в его регулятор. Обратный же переход (из части в целое) обеспечивается не всегда. Агрегация может обозначать, а может и не обозначать физическое включение части в целое. На рис. 9.7 приведен пример физического включения (композиции) частей (Двигателя, Сидений, Колес) в агрегат Автомобиль. В этом случае говорят, что части включены в агрегат по величине. Рис. 9.7. Физическое включение частей в агрегат
На рис. 9.8 приведен пример нефизического включения частей (Студента, Преподавателя) в агрегат Вуз. Очевидно, что Студент и Преподаватель являются элементами Вуза, но они не входят в него физически. В этом случае говорят, что части включены в агрегат по ссылке. Рис. 9.8. Нефизическое включение частей в агрегат
Итак, между объектами существуют два вида отношений — связи и агрегация. Какое из них выбрать? При выборе вида отношения должны учитываться следующие факторы: q связи обеспечивают низкое сцепление между объектами; q агрегация инкапсулирует части как секреты целого. Классы
Понятия объекта и класса тесно связаны. Тем не менее существует важное различие между этими понятиями. Класс — это абстракция существенных характеристик объекта. Общая характеристика классов Класс — описание множества объектов, которые разделяют одинаковые свойства, операции, отношения и семантику (смысл). Любой объект — просто экземпляр класса. Как показано на рис. 9.9, различают внутреннее представление класса (реализацию) и внешнее представление класса (интерфейс). Интерфейс объявляет возможности (услуги) класса, но скрывает его структуру и поведение. Иными словами, интерфейс демонстрирует внешнему миру абстракцию класса, его внешний облик. Интерфейс в основном состоит из объявлений всех операций, применимых к экземплярам класса. Он может также включать объявления типов, переменных, констант и исключений, необходимых для полноты данной абстракции. Рис. 9.9. Структуре представления класса
Интерфейс может быть разделен на 3 части: 1) публичную (public), объявления которой доступны всем клиентам; 2) защищенную (protected), объявления которой доступны только самому классу, его подклассам и друзьям; 3) приватную (private), объявления которой доступны только самому классу и его друзьям. Другом класса называют класс, который имеет доступ ко всем частям этого класса (публичной, защищенной и приватной). Иными словами, от друга у класса нет секретов. ПРИМЕЧАНИЕ Другом класса может быть и свободная подпрограмма.
Реализация класса описывает секреты поведения класса. Она включает реализации всех операций, определенных в интерфейсе класса. Виды отношений между классами Классы, подобно объектам, не существуют в изоляции. Напротив, с отдельной проблемной областью связывают ключевые абстракции, отношения между которыми формируют структуру из классов системы. Всего существует четыре основных вида отношений между классами: q ассоциация (фиксирует структурные отношения — связи между экземплярами классов); q зависимость (отображает влияние одного класса на другой класс); q обобщение-специализация («is а»-отношение); q целое-часть («part of»-отношение). Для покрытия основных отношений большинство объектно-ориентированных языков программирования поддерживает следующие отношения: 1) ассоциация; 2) наследование; 3) агрегация; 4) зависимость; 5) конкретизация; 6) метакласс; 7) реализация. Ассоциации обеспечивают взаимодействия объектов, принадлежащих разным классам. Они являются клеем, соединяющим воедино все элементы программной системы. Благодаря ассоциациям мы получаем работающую систему. Без ассоциаций система превращается в набор изолированных классов-одиночек. Наследование — наиболее популярная разновидность отношения обобщение-специализация. Альтернативой наследованию считается делегирование. При делегировании объекты делегируют свое поведение родственным объектам. При этом классы становятся не нужны. Агрегация обеспечивает отношения целое-часть, объявляемые для экземпляров классов. Зависимость часто представляется в виде частной формы — использования, которое фиксирует отношение между клиентом, запрашивающим услугу, и сервером, предоставляющим эту услугу. Конкретизация выражает другую разновидность отношения обобщение-специализация. Применяется в таких языках, как Ada 95, C++, Эйфель. Отношения метаклассов поддерживаются в языках SmallTalk и CLOS. Метакласс — это класс классов, понятие, позволяющее обращаться с классами как с объектами. Реализация определяет отношение, при котором класс-приемник обеспечивает свою собственную реализацию интерфейса другого класса-источника. Иными словами, здесь идет речь о наследовании интерфейса. Семантически реализация — это «скрещивание» отношений зависимости и обобщения-специализации. Ассоциации классов Ассоциация обозначает семантическое соединение классов. Пример: в системе обслуживания читателей имеются две ключевые абстракции — Книга и Библиотека. Класс Книга играет роль элемента, хранимого в библиотеке. Класс Библиотека играет роль хранилища для книг. Рис. 9.10. Ассоциация
Отношение ассоциации между классами изображено на рис. 9.10. Очевидно, что ассоциация предполагает двухсторонние отношения: q для данного экземпляра Книги выделяется экземпляр Библиотеки, обеспечивающий ее хранение; q для данного экземпляра Библиотеки выделяются все хранимые Книги. Здесь показана ассоциация один-ко-многим. Каждый экземпляр Книги имеет указатель на экземпляр Библиотеки. Каждый экземпляр Библиотеки имеет набор указателей на несколько экземпляров Книги. Ассоциация обозначает только семантическую связь. Она не указывает направление и точную реализацию отношения. Ассоциация пригодна для анализа проблемы, когда нам требуется лишь идентифицировать связи. С помощью создания ассоциаций мы приводим к пониманию участников семантических связей, их ролей, мощности (количества элементов). Ассоциация один-ко-многим, введенная в примере, означает, что для каждого экземпляра класса Библиотека есть 0 или более экземпляров класса Книга, а для каждого экземпляра класса Книга есть один экземпляр Библиотеки. Эту множественность обозначает мощность ассоциации. Мощность ассоциации бывает одного из трех типов: q один-к-одному; q один-ко-многим; q многие-ко-многим. Примеры ассоциаций с различными типами мощности приведены на рис. 9.11, они имеют следующий смысл: q у европейской жены один муж, а у европейского мужа одна жена; q у восточной жены один муж, а у восточного мужа сколько угодно жен; q у заказа один клиент, а у клиента сколько угодно заказов; q человек может посещать сколько угодно зданий, а в здании может находиться сколько угодно людей. Рис. 9.11. Ассоциации с различными типами мощности
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |