Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промежуточные целевые ориентиры




.

Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Например, пусть и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100$ (DG=DТ=100). При mрс = 0.8 рост госрасходов увеличивает совокупный доход на 500$ (ΔY = ΔG 1/(1 – mрс) = 100 5 = 500), а рост налогов сокращает совокупный доход на 400$ (ΔY = ΔТ [-mрс /(1 – mрс)] = 100 (- 4) = 400).

Следовательно, одновременный рост и государственных закупок, и автономных налогов на $100 привел к росту национального дохода Y на $100, что означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 (100: 100 = 1).

Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.

15.3. Виды фискальной политики

Различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную).

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Автоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог; 2) пособие по безработице.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Налоговая функция имеет вид: Т = t Y

(где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)).

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, и, следовательно, величина налоговых поступлений уменьшается. При «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии):

>

что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога.

Что касается пособий по безработице, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу) и сокращается при буме, когда наблюдается «сверхзанятость». Эти пособия являются инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида дискреционной фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (Рисунок 15.2(а)). Она имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.15.2(б)). Она имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).

Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

 
 

Рисунок 15.2 - Виды фискальной политики.

15.4. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.

Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (Рисунок 15.3.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет.

 
 

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт.), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Рис.15.3 - Кривая Лаффера.

 

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (Рисунок 15.4.), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

 
 

 
 

Рисунок 15.4 - Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

15.5. Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).

3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение налогов увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем.

3. Политические проблемы. Принятие бюджета всегда сопровождается бурными обсуждениями в парламенте. Невозможно удовлетворить запросы всех социальных групп. А решения об изменении инструментов фискальной политики (например, решение о повышении налогов, снижении трансфертов) затрагивают непосредственно интересы многих людей.

4. Неопределенность идентификации. Часто бывает трудно точно определить момент, когда заканчивается период депрессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики.

Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

5. Проблемы бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. Инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета. Это ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после II мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов. А в США возник так называемый «двойной дефицит», при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.


ЛЕКЦИЯ 16. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

 

16.1. Монетарная политика и ее цели

16.2. Инструменты монетарной политики

16.3. Передаточный механизм кредитно-денежной политики

16.4. Виды монетарной политики. Воздействие изменения предложения денег на экономику

16.5. Преимущества и недостатки монетарной политики

16.1. Монетарная политика и ее цели

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной политики правительства (наряду с фискальной, внешнеторговой и др.).

Кредитно-денежная политика (КДП) – воздействие на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег, находящихся в обращении.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу (Н) и на денежный мультипликатор, так как

DМ = mmден .

На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора

Цели КДП можно разделить на конечные и промежуточные.

Конечные цели КДП:

– Экономический рост и смягчение циклических колебаний

– Полная занятость

– Стабильность цен

– Устойчивый платежный баланс

– контроль за предложением денег (денежной массы),

– контроль за уровнем ставки процента,

– контроль за обменным курсом национальной валюты.

В экономической теории и политике сложились два подхода к проведению КДП: кейнсианская и монетаристская модели.

Согласно утверждениям кейнсианцев, для поддержания стабильности необходимо поддерживать определенный уровень ставки процента, а для обеспечения экономического роста следует путем увеличения денежной массы обеспечить снижение ставки процента.

Целевым ориентиром для монетаристов является темп роста денежной массы.

 

16.2. Инструменты монетарной политики

Важнейшими инструментами КДП, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, являются:

• изменение учетной ставки;

• изменение резервной нормы;

операции на открытом рынке.

Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

При поднятии учетной ставки коммерческие банки вынуждены сократить объем заимствований, что приводит к уменьшению их резервов и сокращению кредитных операций.

Учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономика реагирует очень быстро, кредиты становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

В отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков и соответственно денежной базы, не изменяя величину банковского (и поэтому денежного) мультипликатора.

Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.

 

Изменение резервной нормы. Увеличение резервной нормы снижает способность банков создавать новые деньги, снижение нормы обязательных резервов увеличивает их способность создавать новые деньги.

Изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: 1) через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, 2) через изменение величины банковского мультипликатора.

Во-первых, при росте нормы обязательных резервов растут обязательные резервы и снижаются избыточные резервы. Следовательно, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка.

Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке увеличивается на 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10%, его кредитные возможности составят: DК= 1000 – 1000 0.1 = 900, а при норме обязательных резервов, равной 20%, DК= 1000 – 10000.2 = 800.

Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора (mult = 1/rr, где rr – норма обязательных резервов).

Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2).

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Так, при норме обязательных резервов, равной 10%, изменение предложения денег банковской системой DМ1 = DК1 mult1 = 900 10 = 9000, а при норме обязательных резервов, равной 20%, изменение предложения денег DМ2 = DК2 х mult2 = 800 5 = 4000.

Кроме того, стабильность нормы резервных требований служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент не используется для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.

Операции на открытом рынке это покупка или продажа Центробанком государственных облигаций на вторичных рынках ценных бумаг. Покупая государственные облигации, Центральный банк добивается увеличения резервов коммерческих банков, что позволяет увеличить кредитование, то есть создавать деньги. Продавая облигации, Центральный банк стремится уменьшить банковские резервы и, следовательно, уменьшить создание новых денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее гибким инструментом КДП и широко используются в тех странах, где существует единый рынок государственных ценных бумаг.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению. Это связано с тем, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости, и когда центральный банк покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И, наоборот, когда центральный банк продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодным их покупку.

16.3. Передаточный механизм кредитно-денежной политики

 

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название «механизма денежной трансмиссии» или «денежного передаточного механизма». Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на рынке товаров и услуг).

 

Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий:

1. Изменение величины предложения денег в результате проведения Центробанком соответствующей политики.

2. Изменение ставки процента на денежном рынке в результате изменения денежного предложения.

3. Реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных расходов) на изменение процентной ставки.

4. Мультипликативное изменение объема выпуска в реальном секторе в ответ на изменение совокупных расходов.

 

На изменение ставки процента реагируют не только фирмы, изменяя величину инвестиционных расходов, но и домохозяйства, которые пользуются потребительским кредитом и при его удешевлении увеличивают потребительские расходы, а также иностранный сектор, увеличивающий расходы на чистый экспорт при снижении ставки процента, поскольку это ведет к снижению курса национальной валюты данной страны и делает ее товары относительно более дешевыми и привлекательными для иностранцев.

 

Графически влияние стимулирующей монетарной политики на экономику можно изобразить следующим образом (Рисунок 16.1):

 
 

Рисунок 16.1 - Механизм денежной трансмиссии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.