Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление предприятием. Функции и задачи экономических и юридических служб в разработке решений в области хозяйственной деятельности




Понятие «бизнес» и его характерные черты

Распределение предприятий и организаций по формам собственности

  Всего, тысяч Из них по формам собственности, тысяч
государственная и муниципальная частная смешанная российская  
Всего 4771,9 392,6 3975,5 66,2  
В процентах к итогу 100,0 8,2 83,3 1,4  

 

Бизнес (англ. business – дело) – экономическая деятельность, дающая прибыль.

В настоящее время бизнес – широкое по объему понятие. Оно подразделяется по нескольким основаниям.

2. По сфере и отраслям хозяйственной деятельности. Здесь выделяют бизнес:

· производственный (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и др.);

· непроизводственный (шоу-бизнес, профессиональный спорт, рекламное шоу – рекламное представление в форме сценического зрелища и т.д.).

3. По масштабам деятельности:

· малый;

· средний;

· крупный;

· международный – с совместным участием организаций разных стран.

4. По степени кооперации хозяйственной деятельности:

· индивидуальный;

· групповой (в форме акционерного общества и др.).

В современной коммерческой практике появились следующие особые разговорные выражения, характеризующие особенности отношений между бизнесменами:

· бизнес взаимный – операции, которые одна организация поручает провести другой в обмен на аналогичное поручение;

· бизнес для бизнеса – форма электронной коммерции, которая заключается в проведении организациями бизнес трансакции (банковской операции) – перевод денежных средств для каких-то целей с помощью Интернет;

· бизнес для потребления – форма электронной коммерции, целью которой являются прямые продажи для потребителя. Такая операция эффективна для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя;

· бизнес игорный – развитая игорная индустрия, получение прибыли от азартных игр;

· бизнес-статистика – применение статистических методов учета и анализа на уровне одного предприятия в целях оценки и анализа состояния и развития местного рынка, определения собственного рыночного потенциала и коммерческих возможностей;

· бизнес финансовый – деятельность на финансовых рынках, заключающаяся в купле-продаже финансовых активов (материальных ценностей);

· бизнес-школы – учебные заведения, готовящие профессионалов в сфере рыночной экономики.

 

Управление — это направленное со стороны управляющего органа (директората) воздействие на объект управления с целью получения установлен­ного результата, согласования и корректировки действий исполни­телей. Оно включает целеполагание, планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию процессов исполнения работ.

Современное производственное предприятие представляет со­бой сложный комплекс, динамизм и слаженность работы которого обеспечиваются механизмом управления, устанавливающим внут­ренние связи и учитывающим деятельность всех звеньев и работни­ков предприятия — от рабочего до директора.

Управление, в строгом смысле слова, есть воздействие на работни­ков с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его членами. Система управления включает следующие компоненты:

ü принципы и задачи управления;

ü организационную структуру органов управления и его пер­сонала;

ü экономические и административные методы и ограничения;

ü информацию и технические средства ее обработки.

Управление предприятием состоит из ряда функциональных под­систем. Ими являются:

ü стратегическое, текущее управление и оперативное (предприятием);

ü планирование (долгосрочное, среднесрочное краткосрочное);

ü управление персоналом;

ü управление производством;

ü управление маркетингом;

ü управление финансами;

ü управление инвестициями;

ü управление информацией.

Задачами стратегического управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкуренто­способности. В своей основе оно исходит из необходимости осуще­ствления:

ü стратегического анализа происходящих изменений внешней среды (на рынке, в политике, законодательстве и т.д.) и условий для формирования целей, потенциальных возмож­ностей предприятия (ресурсы, проекты, идеи, наличие ко­манды и т.д.);

ü выбора стратегии развития предприятия и альтернативных вариантов;

ü реализации выбранной стратегии развития.

К задачам текущего и оперативного управления относится обеспечение непре­рывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, на­правленных на получение установленного текущего задания.

В задачи управления персоналом в соответствии с реализацией стратегии развития предприятия, принятой на уровне стратегичес­кого управления и потребностей текущего производства, входят:

ü обеспечение предприятия соответствующими кадрами, име­ющими нужную квалификацию, в необходимом количестве;

ü обучение работников в соответствии с принятой техноло­гией и организацией производства продукции;

ü повышение квалификации и обеспечения кадрового перемещения в соответствии с развитием и ростом производства;

ü расстановка персонала по рабочим местам;

ü проведение объективной оценки и оплаты результатов дея­тельности каждого работника как основы эффективной мо­тивации его труда;

ü обеспечение прав и социальной защиты;

ü обеспечение безопасности и нормальных условий труда.

С целью реализации указанных задач в систему управления пер­соналом на крупном предприятии, как правило, входят отделы кад­ров, обучения, оценки персонала и оплаты труда, безопасности.

Основными задачами подсистемы управления производством являются организация изготовления и поставки продукции в за­планированные сроки, с необходимым качеством и установлен­ной себестоимостью. На практике это означает, что органы дан­ного управления должны стремиться к соблюдению технологи­ческой дисциплины, ресурсосбережению, соблюдению производ­ственного режима путем соответствующей организации произ­водства и труда.

Управление коммерческой деятельностью является одной из важ­нейших служб предприятия. От нее зависит, с одной стороны, пра­вильность определения того, какую продукцию производить, в ка­ком количестве и в какие сроки, а с другой — эффективность снаб­жения предприятия факторами производства по ценам, не веду­щим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим по­лучение прибыли.

Управление финансами предприятия включает организацию и контроль поступления денежных средств от реализации продукции либо взимания причитающихся сумм по предшествующим согла­шениям или за предоставленные услуги, а также денежных поступ­лений от ценных бумаг и др. Важнейшей задачей управления финансами являет­ся своевременная оплата поставок сырья и материалов, предназначенных для про­изводства; платежи по счетам, подлежащим оплате за ранее приоб­ретенные товары; платежи по эксплуатационным расходам (рекла­ма, страхование и т.д.); выплата заработной платы работникам пред­приятия; оплата налогов и осуществление других платежей в бюд­жет и фонды.

Управление инвестиционной деятельностью включает:

ü постоянное совершенствование организации производства и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инновационных предложений;

ü формирование банка инновационных идей и вариантов их решений;

ü организацию процесса выявления проблем развития и их решение;

ü формирование на предприятии климата новаторства, поис­ка новых идей.

Перечисленные подсистемы задач управления реализуют, ис­полняя основные функции, связанные с постановкой целей и задач в соответствии с принятой страте­гией и планом экономической деятельности предприятия или организации и организацией процесса их исполнения.

Управленческие технологии. Эффективность деятельности предприятия, его положение на рын­ке принципиально зависят от стратегии развития, выбора и приме­нения как отдельных стратегических типов управленческих техно­логий, так и их различных сочетаний. Управленческие технологии — это набор управленческих средств и методов достижения поставленных целей организации, включа­ющий методы и средства сбора и обработки информации; приемы эффективного воздействия на работников; принципы, законы и закономерности организации и управления; системы контроля.

Для организаций и предприятий, различающихся по численности, орга­низационно-правовой форме, организации технологического про­цесса, могут быть эффективны различные типы управленческих технологий, а именно: управление по целям; управление по ре­зультатам; управление на базе потребностей и интересов; управление на базе активизации деятельности персонала; управление на базе «искусственного интеллекта» и др. Уточним особенности основных управленческих технологий.

Управление по целям - это процесс согласования целей внутри организации, таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что они означают для организации. Поэтому управление по целям особенно удачно применимо для средних и малых предприятий. Суть управления по целям заключается в кооперативном процессе определения целей, выбора направления действий и принятии решений. Важной частью управления по целям является измерение и сравнение текущей эффективности деятельности сотрудников между собой и с набором установленных стандартов. В идеале, когда сотрудники сами вовлекаются в процесс постановки целей и определения направления действий, необходимых для их достижения.

Управление по результатам – это технология управления, заключающаяся в том, что в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе, происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая управленческая технология
базируется на усилении функции координации и интеграции деятельности всех подразделений. Она хорошо реализуется в средних и малых организаци­ях, где невелико время между принятием решения и достижением его резуль­тата.

Управление на базе потребностей и интересов основано на сти­мулировании деятельности человека через его потребности и инте­ресы, к которым относятся основные потребности в пище, жилье, отдыхе, здоровье, социальные потребности в творческом труде, семье, порядке и стабильности, интересы материальные, соци­альные, эстетические. Данную технологию управления рекоменду­ется использовать в небольших регионах (малых городах, поселках и т.д.), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.

Управление на базе активизации деятельности персонала реали­зуется путем стимулирования (морального и материального) пер­сонала и мобилизации его интеллектуального потенциала. Основ­ная задача такого рода управления состоит во влиянии на эмоцио­нальное состояние человека. Применяется в организациях самых разнообразных форм.

Управление на базе «искусственного интеллекта» реализуется на базе информационных систем с применением современных техни­ческих средств.

Эти и ряд других типов управления должны реализовываться на базе современных информационных технологий. Главное требова­ние к управлению предприятием в условиях рынка — обеспечение адаптивности (приспособляемости и гибкости) экономики пред­приятия к изменяющимся условиям хозяйствования.

Методы управления – это совокупность способов и приемов воздействия на объект управления для достижения цели управления. Слово «метод» имеет греческое происхождение («исследование») имеет два значения: первое – способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; второе – прием, способ или образ действия.

В экономике принято различать три метода управления работниками и производственными коллективами: административные, экономические и социально-психологические. Все они тесно взаимосвязаны между собой и порой их трудно разграничить.

Административные (командные) методы основаны на принуждении, а управляющие воздействия имеют вид директив, приказов, команд, инструкций и др. Наиболее приемлемы такие методы в армии, милиции, службах безопасности и др. Нельзя обойтись без административных методов и на предприятии, а эффективность их зависит от разумности и научной обоснованности приказов, распоряжений, директив. Наиболее целесообразны в том случае, когда достижение поставленной цели нельзя решить при помощи экономических и социально-психологических методов.

Экономические методы основаны на воздействии на объект управления (отдельные личности, коллективы, хозяйствующие субъекты) при помощи рычагов (заработной платы, премий, штрафов, предоставления всевозможных льгот, ценообразования, предоставления коммерческого кредита и т.п.). Важный признак экономических методов управления – переход от управления «по вертикали» к управлению «по горизонтали». Это означает, что управляющее воздействие на объект управления оказывает не только и не столько со стороны вышестоящего органа управления, сколько со стороны смежников, потребителей, словом, всех, с кем взаимодействует производитель. Такие управляющие воздействия фиксируются в виде взаимных обязательств, в договорах, соглашениях, контрактах. Экономические методы играют определяющую роль в управлении экономикой рыночного типа.

Социально-психологические методы управления представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на людей. У каждого человека существует определенная система взглядов на труд, собственность. Деньги, экономические отношения, правила экономического поведения. Это можно назвать экономической психологией, или моралью. Социально-психологическое управление заключаете в том, чтобы воздействовать на психологию людей и тем самым убедить их действовать в соответствии с желанием субъект управления. При таком подходе управляющая установка со стороны субъекта управления, попадая на благодатную моральную почву, становится мотивирующим фактором исполнителя, его убеждением. Социально-психологические методы по своей значимости и действенности не уступают экономическим, а в определенных условиях и ситуациях могут быть даже более эффективными.

Организационная структура управления определяет состав подраз­делений аппарата управления, их взаимозависимости и взаимосвязи. Группа руководителей и специалистов, на которую возложены от­ветственность за осуществление процесса выработки и реализации управленческих решений, составляет аппарат управления предприя­тием. Аппарат управления включает управленческий персонал в мас­штабе всего предприятия, а также его структурных подразделений. На практике различают структуры двух типов:

1) механистическую, характеризующуюся использованием фор­мальных процедур и правил, жесткой иерархией власти в организа­ции, централизацией принятия решений;

2) органическую, характеризующуюся умеренным использова­нием формальных правил и процедур, децентрализацией, гибко­стью структуры власти, участием в управлении работников разных уровней организации деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.