КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стили речи
Слово учителя. Актуализация знаний. III. Работа по теме. II. Сообщение темы и цели урока. I. Оргмомент. Форма трудового договора
1) Мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную вам схему. книжный некнижный художественный разговорный научный официально-деловой Внесем в воспроизведенную нами схему название данного стиля и запишем тему урока: «Публицистический стиль». 2. Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика. – Какой общий корень имеют слова? – Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный. – Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу. Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного. Публицистическая речь, текст — это прежде всего проявление личных качеств человека, его убеждений, отношения к тому, о чем пишет или говорит. Овладение публицистическим стилем предполагает формирование подлинно человеческих качеств личности, достойного гражданина своей страны, защитника правды и справедливости, общих для нас духовных, мировоззренческих, эстетических ценностей. 3. Работа с текстом. Пронаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу. Учитесь говорить и писать Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли. Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». 4. Беседа по вопросам: – Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации). – Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность «роднит» публицистику с художественным стилем). – К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.) Вывод 1: Призывность – отличительная черта публицистического стиля. – Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.) – Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным. Интерес к общему «роднит» публицистику с научным стилем. – Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость. 5.Работа с лексическими, морфологическими, синтаксическими особенности публицистического стиля». А) Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи? – Найдите в тексте: побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения; риторические вопросы (на которые отвечает сам автор); повторы; однородные члены; параллелизмы (сходное построение предложений текста). – Как вы думаете, к кому обращается автор? – Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.) Б) Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика). – Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.) – В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото – хлопок, огненные годы – военные годы. – Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов: голубые дороги – водные пути, белая смерть – сахар, битва за урожай – уборка урожая, черное золото – нефть, зеленый щит земли – лес, королева спорта – легкая атлетика. – Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.) В) В публицистическом стиле широко используется общественно-политическая лексика. Диктатура, тоталитаризм, анархизм, демократия, равноправие, патриотизм, содружество; долг, честь, достоинство, право; прогрессивный, общественный, революционный, реакционный, партийный, идейный, государственный, монархический, предательский, экономический; благородный, чуткий, великодушный, справедливый; сосуществовать, активизировать, пропагандировать, свергать, капитулировать, избирать, бастовать, защищать, блокировать; благодарить, прославлять, оправдывать, унижать, оскорблять, заставлять. Г) В публицистическом стиле часто используются слова с приставками: а- (аморальный, аполитичный), анти- (антифашистский, антифеодальный, антиобщественный); с суффиксами: -ия, -ция, -изация (индустрия, утопия, агрессия, механизация, организация); с корнями, близкими по значению к приставкам: все- (всеобщий, всемирный, всенародный, всероссийский, всеобъемлющий), обще- (общепризнанный, общеизвестный, общенародный), сверх- (сверхсильный, сверхновый, сверхсовременный). В целях большей выразительности в публицистическом стиле используется также разговорная и даже просторечная лексика: с суффиксами -щин(а) (военщина, штурмовщина, \ Смоленщина, Брянщина), -нича(ть) (бездельничать, хозяйничать, попрошайничать); с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -ски, -цки (по-деловому, по-серьезному, по-свойски). Лексика публицистического стиля пополняется не только указанными выше способами, но и за счет возрождения слов, известных ранее, с иным значением и иными оттенками. Таковы, например, слова: новое, старое, будущее, душа, духовность, милосердие, совесть, покаяние, раскаяние, мученик, святость, честность, признательность, благодарность. 6. Работа с лексическими средствами 1. Образуйте наречия на -ски, -цки, -ически, составьте с ними Друг, брат, романтик, теоретик, критик, мастер, хозяин, факт, автомат, хищник, предатель, зверь, вор, хам. 2. Составьте словосочетания, подбирая наиболее подходящие а) Мощь, сила (военная, механическая, мускульная, б) Беда, горе, несчастье (мучить, обрушиться, пройти; 3. Допишите словосочетания. сознание (чего), готовый (к чему), вера (в кого, во что), надежда (на кого, на что), уверенность (в ком, в чем). 7. Работа с изобразительно-выразительными средствами. В публицистическом стиле используются изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения), стилистически мотивированные лексические повторы (вперед и вперед, опять и опять). Повышая эмоциональную активность слушателя, читателя, они усиливают воздействие речи, текста, помогают лучше понять высказанную мысль. В целях усиления выразительности речи используются и широко известные термины: кипение страстей, магнетизм личности актера, работа на точке замерзания. Синтаксис публицистической речи отличается, с одной стороны, развернутостью, необходимой для передачи богатой информации, имеющей общественное значение (использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций); с другой стороны, он отличается эмоциональностью, экспрессивностью; отсюда частое использование восклицательных и вопросительных предложений, риторических вопросов, предложений с обращениями, использование повторов, расчлененных конструкций, оборотов разговорной, народной речи. Важную логико-стилистическую роль играют вводные слова и обороты: к счастью, по-моему, по мнению..., по сведениям...; во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны (а с другой), напротив, наоборот; как указывалось ранее, так, в частности, например, кстати сказать, итак, следовательно, наконец, таким образом, значит; наречие вдобавок.
– Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков. – Публицистике свойствен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи? В результате работы с текстом должна получиться следующая таблица:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |