КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные функции психики
1. Отражение воздействий окружающей действительности: · это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия; · внешнее воздействие преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека, поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях; · психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий). 2. Регуляция поведения и деятельности. · Психика, сознание человека, регулируют процесс отражения воздействий внешней среды, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. · Поведение выступает внешней формой проявления деятельности. 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. · Обеспечивается правильная адаптация и ориентация человека в объективном мире, гарантируя ему правильное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. · Человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. 3. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Психика животных: инстинкт, навык и интеллект. Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни. Врожденные формы обеспечивают биологически целесообразную реакцию на определенные условия среды. Всякое живое существо – и животное, и человек - обладает такими формами поведения. Каким же образом шло развитие психики и поведения у животных? Точно ответить на этот вопрос невозможно, так как нет следов: за миллионы лет эволюции даже самые простейшие ныне живущие существа претерпели серьезные изменения. Изучением и развитием психики и поведения животных занимается зоопсихология. А.Н. Леонтьев, позднее доработал К.Э. Фабри предложили гипотезу концепция Леонтьев – Фабри. В ней выделены три стадии развития психики: · элементарной сенсорной психики; · перцептивной психики; · интеллекта. Критерии: ● форма психического отражения; ● ведущий тип поведения; ● строение нервной системы. А.Н. Леонтьев выделяет три основных стадии эволюции психики: 1. Элементарная сенсорная психика: животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий, отражение имеет форму чувствительности или форму элементарного ощущения. В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения — инстинкт. Инстинкт — это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды. Инстинкты врожденные, наследственно закрепленные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей. На всех ступенях основными инстинктами являются инстинкты самосохранения, пищевой и сексуальный инстинкты 2. Перцептивная психика: животные способны отражать целостную ситуацию, отражение идет в форме отражения вещей, в форме восприятия. Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям в которых она дана. Они определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении. Способы действий, закрепленные в поведении животных, называются навыками. Приобретенные формы поведения формируются в процессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа. Навыки - это способы поведения, возникающие в результате научения, закрепленные путем упражнений и повторения. Они осуществляются автоматически, без сознательной регуляции и контроля. Основными механизмами, обеспечивающими пластичное поведение животных и их способность к научению, являлись условный рефлекс и формирование навыков. При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий, т.е. происходит научение животных. Научение — это индивидуальное приспособление животных к среде обитания. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение. 3. Стадия интеллекта (у животных) характеризуется сложными формами отражения на уровне элементарного мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), что, в частности, проявляется в способности высших животных решать двухфазные задачи. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма — решение задач. В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате «инсайта», или озарения. В. Келер назвал это явления «инсайтом» — это внезапное и не выводимое из прошлого опыта понимание структуры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается Решение задачи.
Позднее данная концепция была уточнена и дополнена К.Э.Фабри: 1. Стадия элементарной сенсорной психики 2. Стадия перцептивной психики. 3. Стадия интеллекта. 4. Стадия развития психики человека в процессе труда.
У растений можно наблюдать определенные формы поведения, называемые тропизмами. Например, поворот соцветия к солнцу у подсолнечника обусловлен гелиотропизмом, а проникновение корней в почву в поисках влаги и необходимых минеральных солей – геотропизмом. Одноклеточным существам (инфузория-туфелька) присуща общая и притом механическая ориентация организма по отношению к источнику раздражения, называемая таксисом. Таксисы обычно свойственны одноклеточным организмам, лишенным нервной системы, но наблюдаются также и у некоторых видов с более высокой организацией. Например, насекомых летним вечером неудержимо влечет к зажженной лампе – это тоже проявление таксиса. По мере продвижения по эволюционной лестнице примитивные формы поведения исчезают и их место занимают более локализованные и более точные реакции – рефлексы, при которых сигналы от какого-нибудь органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую реакцию. По мере специализации нервной системы у высокоорганизованных животных эти врожденные, генетически запрограммированные рефлексы постепенно все больше локализуются в определенных частях организма, а для особо важных функций заменяются более сложными формами поведения. У человека сохранилось лишь небольшое число рефлексов, полезных для выживания (двигательные реакции при болевом воздействии, мигание, расширение зрачков в темноте, слюноотделение, чихание и т.п.). Под инстинктивным поведением понимают сложные стереотипные формы поведения, присущие данному виду и детерминированные генетически. Инстинктивное поведение имеет следующие черты: целесообразность, ригидность (фиксированность), автоматичность. Психика человека: Развитие психики на уровне человека идет за счет памяти, речи, мышления, сознания. Наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые даны от природы, возникают и высшие. Ускоренному психическому развитию способствуют три основные достижения человека: – изобретение орудий труда; – производство предметов материальной и духовной культуры; – возникновение речи и языка.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |