Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каждый из нижеперечисленных факторов может оказать влияние на величину предложения

Спрос на товары бывает неэластичным по одной из нижеследующих причин.

 

1. Это товары первой необходимости. Несмотря на изменения в цене, покупатели продолжают приобретать товары первой необходимости. У хлеба, молока, бензина и других аналогичных продуктов неэластичная кривая спроса.

 

2. Для них трудно найти заменители. У Кока-Колы эластичная кривая спроса, потому что ее легко заменить на фруктовый сок, минеральную воду или другие газированные напитки. Но существует мало заменителей молока.

 

3. Они относительно недороги. Люди менее склонны менять свои покупательские привычки, если изменяется цена какого-либо недорогого продукта.

 

4. Безвыходное положение потребителей. Если у вас заканчивается бензин, вы вряд ли будете искать место, где можно заправиться подешевле.

 

Измерить эластичность можно с помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%:

 

Эсп = (Рост объема спроса,%) / (Снижение цен,%.)

 

Однако покупатели – только одна часть рынка. Кроме того, производители (продавцы) играют активную роль на рынке, оказывая влияние на предложение.

То количество товаров, которое продавцы готовы продать по различной цене в конкретном месте и в конкретное время, экономисты называют предложением. Предложение – это зависимость между количеством товара, которое продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.

 

И аналогично шкале спроса на музыкальные диски можно разработать шкалу предложения, показывающую, какое количество товара по различным ценам предлагают продавцы.

 

Шкала предложения музыкальных дисков:

 

 

Аналогично спросу, величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы способны и готовы продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время.

Графическая зависимость между ценой и объемом предложения получила название кривой предложения S (рис. 5).

 

Рис. 5. Кривая предложения

 

Сущность закона предложения в том, что при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара, т. е. чем больше цена, тем больше величина предложения.

Так же как и кривая спроса, кривая предложения может сдвигаться или менять наклон. Если предложение изменится, кривая предложения сдвинется либо вправо (но не вниз), либо влево (но не вверх). Проще говоря, это означает, что продавцы предложат больше или меньше конкретного товара при всех возможных ценах на него.

 

1. Изменение себестоимости производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит производителю выбросить больше товара на рынок. Многие бизнесмены вкладывают деньги в исследования, чтобы усовершенствовать стратегию производства и сконструировать более эффективное оборудование, что позволит снизить затраты на производство. Многие работники предлагают пути снижения себестоимости и повышения производительности. Рост себестоимости приведет к противоположному результату – предложение снизится.

 

2. Другие источники получения прибылей. Большинство товаропроизводителей могут выпускать не один, а несколько видов продукции. Если цена на продукт, который еще не производился (но может быть запущен в производство), растет, то производители могут переключиться на выпуск этой продукции. Например, с ростом популярности персональных компьютеров многие мебельные фабрики перешли на выпуск столов, специально спроектированных под компьютеры.

 

3. Изменения в технологии производства, которые приводят к повышению производительности труда (замена ручного труда машинным) и к увеличению предложения.

 

4. Цены на другие товары (часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других). Если увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы остается прежней, то предложение пшеницы уменьшается, так как часть посевных площадей, на которых возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.

 

5. Изменение количества продавцов (покупателей). Возникновение на рынке новых предприятий увеличивает предложение. Например, когда в конце 1980-х гг. горные велосипеды стали необыкновенно популярны, многие фирмы начали их выпуск, и предложение увеличилось очень резко.

 

6. Налоги и дотации. Если увеличиваются налоги, то предложение сокращается, а если увеличиваются дотации, то предложение повышается, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо.

 

7. Перспективные ожидания. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее получение прибыли. Аналогично пессимистические прогнозы относительно цен в будущем могут привести к падению производства.

 

Форма и наклон кривой предложения для различных товаров будут меняться в зависимости от их эластичности точно так же, как и для кривой спроса. Эластичность предложения измеряется пропорционально изменению предложения, последовавшему за изменением цены. Когда изменение цены незначительно влияет на предложение товара или услуги, то предложение неэластичное. И наоборот, если даже небольшое изменение в цене влечет за собой значительное изменение предложения данного товара или услуги, то предложение такого товара или услуги эластичное.

 

Кроме эластичного и неэластичного предложений, существуют: предложение единичной эластичности – это когда 1%-ное увеличение цены ведет к 1%-ному увеличению предложения товаров на рынке; эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени мал, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано; эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени достаточен для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.

 

Измеряется эластичность предложения с помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на 1%. Он всегда имеет положительный знак, так как между ценой и величиной предложения всегда существует прямая зависимость.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем спрос отличается от потребности? Какое значение имеет время и место в определении спроса?

2. Может ли кривая спроса иметь положительный наклон?

3. Чем отличается движение по кривой спроса от смещения кривой спроса?

4. Определите рынок продавца и рынок покупателя, дайте их графическую иллюстрацию.

5. Как и во всех ли случаях устанавливается рыночное равновесие? Опишите неравновесные ситуации в экономике, приведите примеры.

6. Начертить и заполнить таблицу по аналогии с приведенным примером в первой ячейке таблицы (ПИСЬМЕННО В ТЕТРАДИ):

D S Увеличивается Не изменяется Уменьшается
Увеличивается      
Не изменяется      
Уменьшается      

Необходимо также указать, что происходит со спросом и ценой в каждой ситуации. Сделать это необходимо с помощью стрелок (см. пример в таблице): ­ – увеличивается; ¯ – уменьшается; ­¯ – неоднозначный эффект, т.е. может увеличиться, уменьшиться или остаться неизменным, все будет зависеть от конкретной ситуации. Вспомните факторы (детерминанты), которые приводят к изменению в спросе и предложении (т.е. к сдвигам кривых), и приведите 1-2 примера на каждый случай из таблицы.

Выберите единственный правильный ответ

1. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

А) формируется рынок покупателя

Б) возникает дефицит товаров

В) появляются избытки товаров

Г) падает цена ресурсов

 

2. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:

А) увеличение объема спроса на второй товар

Б) рост спроса на второй товар

В) падение спроса на второй товар

Г) падение величины спроса на второй товар

 

3. Покупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа его по высокой цене на другом не является:

А) средством повышения спроса на рынке с высоким уровнем цен

Б)средством повышения предложения на рынке с высоким уровнем цен

В) причиной ценовых различий на конкретных рынках

Г) операцией с целью получения прибыли

 

4. Закон спроса предполагает, что:

А) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров

Б) кривая спроса обычно имеет положительный наклон

В) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены

Г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет

 

5. Что может вызвать падение спроса на товар X:

А) уменьшение доходов потребителей

Б) увеличение цен на товары-субституты товара X

В) падение предложения товара X

Г) ожидание роста цен на товар X

 

6. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:

А) на рынке ресурсов

Б) на товарном рынке

В) на любом рынке

Г) на валютном рынке

 

7. Деятельность спекулянтов:

А) всегда приносит прибыль

Б) вызывает экономические бумы и рецессии

В) усиливает тенденцию к нестабильности цен

Г) увеличивает риск для законного предпринимательства

 

8. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

А) объем предложения равен объему спроса

Б) спрос равен предложению

В) уровень технологии меняется постепенно

Г) цена равна издержкам плюс прибыль

 

9. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:

А) размера или распределения национального дохода

Б) численности или возраста потребителей

В) вкусов и предпочтений потребителей

Г) цены товара

 

10. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара X, вызовет сдвиг кривой:

А) предложения вверх (или влево)

Б) спроса вверх (или вправо)

В) предложения вниз (или вправо)

Г) спроса и кривой предложения вверх

 

11. Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникнет:

А) избыток

Б)дефициты

В) растет безработица

Г) все варианты неверны

 

12. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

А) в падении объема предложения

Б) в росте объема предложения

В) в снижении предложения

Г) в росте предложения

 

13. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:

А) эффект дохода

Б) закон предложения

В) принцип убывающей предельной полезности

Г) эффект замещения

 

14. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:

А) цена повысится

Б) увеличится общее количество товара

В) цена останется стабильной

Г) благосостояние общества возрастет

 

15. Если спрос падает под воздействием неценовых факторов, кривая спроса сдвигается:

А) вниз и влево

Б) по вращению часовой стрелки

В) вверх и вправо

Г) против вращения часовой стрелки

 

16. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:

А) рост налогов на частное предпринимательство

Б) рост потребительских доходов

В) падение цен на производственные ресурсы

Г) падение цены на взаимодополняющий товар

 

17. Совершенствование технологии сдвигает:

А) кривую спроса вверх и вправо

Б) кривую спроса вниз и вправо

В) кривую предложения вниз и вправо

Г) кривую предложения вверх и влево

 

18. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо:

А) потребность

Б) спрос

В) необходимость

Г) желание

 

19. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар X:

А) уменьшением по некоторой причине предложения товара Х

Б) ростом цен товара Х, в результате чего потребители решили меньше покупать этот товар

В)вкусами потребителей, вызвавшими интерес к товару X (они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше)

Г) уменьшением цены товара Х, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поэтому величина спроса – количество товаров и услуг, которые покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.225 сек.