КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древнегреческая мифология
Mythos – слово, слух, слово-образ; обобщенно-смысловая наполненность слова в его целостности, нерасчлененности представлений; epos – слово-сказывание; сам процесс произнесения, сказывания; logos – слово-понятие, слово-рефлексия; сфера философии, науки и рассуждающей мысли вообще; выделенность и дифференциация элементов, переходящая затем в некую их собранность. По М.Н.Славятинской, греч. «Муthos» в своем первоначальном значении есть слово-образ, т.е. слово, называющее означаемое и одновременно создающее это означаемое, творящее образ. Так, в мифе слово «солнце» называет светило и одновременно создает образ человека, несущегося на золотой колеснице, запряженной огнедышащими конями. МИФ – это и поименование. Для первобытного сознания, все, что может быть поименовано, тотчас же обретает существование – будь то свойства, понятия или иные вещи. И они тотчас же почти автоматически проецируются на небеса. Их существование может восприниматься как существование персонифицированное и в любое мгновение положить начало хороводу антропоморфных понятий. Называя предмет, совершаем акт обобщения в слове – огонь в разных проявлениях, отдельные феномены огня - имя всей огненной силы – Гефест. По А.А.Тахо-Годи, («Греческая мифология», М.: Искусство, 1989) мифологическим именуется нерасчлененно-целостное, а значит и мыслительно-чувственное обобщение действительности. Непосредственно-чувственное восприятие мира и обобщение этого восприятия. Мифология складывается до религии (религия имеет теоретическое обоснование, догмы, культ, ритуал). Для мифологии культ вторичен, первична реальность космического бытия. Миф реален как жизнь, естественно творящая этот миф. Сказка – сознательно придумывается, принимает себя за выдумку, заранее спланирована.сказка (в процессе превращения мифа в сказку происходит десакрализация, деритуализация, отказ от этиологизма и замена мифологического вневремени неопределенно-сказочным, сужение космических масштабов до семейно-социальных). Чудеса сказки – условны, чудеса мифа рождены первобытной жизнью, где чудо – повседневно. Легенда и предание связаны с исторической и социально-политической жизнью. Сказка – априори, чтобы выдумать, легенда – постфактум, чтобы подтвердить. Миф – стихия жизни. Греческая мифология закончила свое развитие концом родового общества. Прошла З этапа, по А.Ф.Лосеву: 1) хтонический (доолимпийский), 2) олимпийский (фессалийский), 3) мифология развитого героизма. Архаика – беспорядочность, несоразмерность, дисгармония, доходящая до ужаса; смутное, беспорядочное, нерасчлененное течение явлений. Хаос – от греч. «зеваю, раскрываю пасть». Отметим бесформенность первоначал – Тьма, Эреб, Эрос. Тератоморфная архаика (греч. «терас» - чудовище, чудо) – имеющая дело с чудовищными образами, с чудесами. Отражает ужас и удивление перед миром. Тератоморфизм архаики – сестры Грайи, сестры Горгоны, Ехидна, Лернейская гидра, Химера, Сфинкс, три Сирены, три Эринии, Гарпии с девичьими лицами, Ламия, Скилла, Харибда – женского рода. Тифон, Орк, Кербер – мужского меньше. Архаика доантропоморфна, зооморфна и фитоморфна, фетишистски-анимистична (всякое физическое тело и любой предмет, понятый как нечто живое, в неразрывной связи с живым, является фетишем; анимизм – от лат. «анимус» - дух – одушевление камня, животного, растения; движение от фетишизма к анимизму – оформленность божественного начала, его независимость от предмета, действует извне, бессмертно. Вместо гамадриад – древесных нимф, умирающих вместе с деревом - нимфы). Фитоморфный фетишизм – лавр, лоза, плющ, кипарис, дуб. Зооморфный фетишизм – волк-Аполлон, Афина-сова. Неразгаданность и таинственность нерасчлененного хаоса жизни. Человек не отделен от животного и растения – миксантропическое начало в мифах. Первые люди как бы вырастают из самой природы, не то фитоморфны, не то зооморфны, возможно, растут из земли (воины из зубов дракона). Автохтоны – родоначальники Фив, Афин – рождены землей, змеевидны (земля и змея в рус.яз. одного корня). Лапифы – каменные люди. Прометей лепит людей из земли, глины. Конец героической мифологии – сюжеты о проклятых родах – кризис родовой общины. Л.Тойнби, «Эллинизм. История цивилизации» (Лондон, 1959): «Боги греков были военной группой сверхчеловечески могущественных, но пользующихся дурной репутацией варваров. Они обосновались на горе Олимп и господствовали над миром из этого разбойничьего гнезда». Вся немифологическая тематика с оговорками допускалась в литературу, и в основном в младшие жанры: комедию (не трагедия), эпиллий (не эпос), эпиграмму (не элегия). Мифология – 1) система представлений о мире, присущих определенному этапу общественного развития; 2) наука о мифах. Категории мифов: космогонические, теогонические, антропогонические, этиологические, астральные, календарные, аграрные, эсхатологические и др. Особенности греческой мифологии: зооморфизм, миксантропизм, антропоморфизм, пантеизм и др. Греческая космогония: спонтанизм или креационизм? Спонтанизм, т.к. нет Творца. Четыре космогонических первоначала: Хаос - пространство, Эрос – движение, Гея – материя, Тартар (ниже Аида, здесь корни земли и моря). См. поэму Эразма Дарвина(1731-1802), деда Чарльза Дарвина «Храм природы или происхождение общества», песнь первая «Происхождение жизни»: «Бессмертная любовь! Во тьме предвечной, расправив крылья, с нежностью сердечной, Ты над хаосом реяла, творя… Весь мир объемля лаской неизменной, Дав строй и связь мятущейся Вселенной». Источники мифов – Гомер, гомеровские гимны богам; Гесиод, «Теогония»; греческая драма; Аполлодор, «Библиотека»; Аполлоний Родосский, «Аргонавтика». В сознании греков религиозное и эстетическое начала оказались переплетены. Их мифология стала богатейшим источником художественного творчества. Велика роль мифов в генезисе литературных сюжетов. Знание классических образов и сюжетов – фундамент гуманитарного образования, находящегося в основе духовной культуры людей.
Гарлу-Густаву Юнгу, швейцарскому ученому, после введения им в оборот понятия «архетип», удалось связать воедино самые отдаленные области мира мифологических преданий. Его идея о том, что мифы всех народов и эпох имеют общие архетипические корни в коллективном бессознательном всего человечества, широко используется в научном мире. Мифотворчество по глубине, постоянству и универсальности сравнимо лишь с самой природой.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |