Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы науки — совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности

Общие методы познания касаются любой дисциплины и дают воз­можность соединить все этапы процесса познания. Эти методы исполь­зуются в любой области исследования ипозволяют выявлять связи и признаки исследуемых объектов.

Частные методы научного познания — это методы, применяющиеся только в отдельной отрасли пауки. Различные методы естествознания (физики, химии, биологии, экологии и т. д.) являются частными по от­ношениюк общему диалектическому методу познания.

Среди особенных эмпирических методов познания выделяют на­блюдение, измерение и эксперимент.

Наблюдение представляет собой целенаправленный процесс вос­приятия предметов действительности, чувственное отражение объек­тов и явлений, в ходе которого человек получает первичную информа­цию об окружающем мире. Поэтому исследование чаще всего начина­ется с наблюдения, и лишь потом исследователи переходят к другим методам. Наблюдения не связаны с какой-либо теорией, но цель наблюдениявсегда связана с некой проблемной ситуацией.

Измерение — это определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта с помощью специаль­ных технических устройств. Большую роль в исследовании играют еди­ницы измерения, с которыми сравниваются полученные данные.

Эксперимент более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он представляет собой целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователяна интересующий объект или явление для изучения его различных сторон, связей и отношений. В ходе экспериментального исследования ученыйвмешивается в естественный ход процессов, преобразует объект исследования.

В любом естественнонаучном эксперименте выделяют такие этапы:

♦ подготовительный этап;

♦ этап сбора экспериментальных данных;

♦ этап обработки результатов.

Для повышения достоверности полученных результатов экспери­мента необходимы:

♦ многократная повторность измерений;

♦ совершенствование технических средств и приборов;

♦ строгий учет факторов, влияющих па исследуемый объект;

♦ четкое планирование эксперимента, позволяющее учесть специфику исследуемого объекта.

Среди особенных теоретических методов научного познания выделяют процедуры абстрагирования и идеализации. В процессах абстрагирования и идеализации формируются понятия и термины, используемые во всех теориях. Абстрагирование — мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые считают несущественными.

Идеализация представляет операцию мысленного выделения какого-то одного важногодля данной теории свойства или отношения, мысленного конструирования объекта, наделенного этим свойством (отношением). В результате идеальный объект обладает только этим свойством(отношением).

Среди особенных универсальных методов исследований выделяют анализ, синтез, сравнение, классификацию, аналогию, моделирование. Процесс естественнонаучного познаниясовершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого объекта, при которой частности остаются в тени.

Анализ - одна из начальных стадий исследования, когда от цельного описания объекта переходят к его строению, составу, признакам и свойствам.

Синтез метод научного познания, в основе которого лежит объединение выделенных анализом элементов.

Сравнение метод научного познания, позволяющий установить сходство и различие изучаемых объектов.

Классификация метод научного познания, который объединяет в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках.

Аналогия метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо объекта, па другой, менее изученный, но схожий с первым по каким-то существенным свойствам.

Метод аналогии тесно связан с методом моделирования, который представляет собой изучение каких-либо объектов с помощьюмоделей с дальнейшим переносом полученных данных па оригинал. В основе этого метода лежит существенное сходство объекта-оригинала и его модели. В современных исследованиях используют различные виды моделирования: предметное, мысленное, символическое, компьютерное.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научные теории: описательные, научные и дедуктивные | Электромагнитные взаимодействия как определяющие химический и биологический уровень организации материи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.