Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение биологического и социального в человеке




Читайте также:
  1. I. СООТНОШЕНИЕ ЯЗЫКА И РЕЧИ
  2. II. Назначение и боевые свойства химического и биологического оружия
  3. II. Соотношение нации, национального языка и государственного языка.
  4. VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ССР. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ БЕЛОРУССКОЙ ССР
  5. Актуальность педагогики как науки о человеке и образовании.
  6. Б - концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия.
  7. Боевые свойства и поражающие действия бактериологического оружия. Очаги биологического поражения.
  8. В контексте формирования социального порядка
  9. Виды, структура и стадии развития социального конфликта
  10. ВОПРОС 1. Общественный, государственный и конституционный строй, их соотношение
  11. ВОПРОС 1. Понятия «человек», личность», «гражданин» их соотношение
  12. Вопрос 1. Соотношение понятий «активность», «поведение», «деятельность».

Все современное человечество принадлежит к одному биологическо­му виду — человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и соци­альную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма осно­вывается на фундаментальных биологических механизмах, закономер­ностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявля­ется в условиях действия законов высшей, социальной формы движе­ния материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает су­щественное влияние на жизнедеятельность человека, па его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных пред­ставления о закономерностях становления личности. Сторонники панбиологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

В настоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключа­ется в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности лю­дей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важ­нейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее, в популя­циях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для ос­тального мира живых существ. Так, естественный отбор — движущий фактор эволюции живых организмов — утратил свое значение (напри­мер, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется па информации двух видов. Первый вид представляет со­бой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирова­на в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и пе­редачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в ин­дивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от дру­гих живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используют­ся поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Ос­воение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность чело­века определяется понятием социальной наследственности, прису­щей исключительно человеческому обществу.



Происхождение человека как существа биосоциального явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства. Современное человечество представля­ет собой один вид — Homo sapiens, в пределах которого традиционно выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую). Расы — это исторически сложившиеся группы людей, ха­рактеризующиеся общностью наследственных физических особенно­стей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными./По основным же признакам, характер­ным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, спо­собности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются. Образование рас — сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возникать и в результате та­ких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляция. С развити­ем цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает сни­жаться. В результате усиления взаимодействия между народами начи­нает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п. По-видимому, эти процессы приведут к исчезновению расовых различий, хотя па это и уйдут тысячи и тысячи лет.

 





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1414; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. СООТНОШЕНИЕ ЯЗЫКА И РЕЧИ
  2. II. Назначение и боевые свойства химического и биологического оружия
  3. II. Соотношение нации, национального языка и государственного языка.
  4. VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ССР. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ БЕЛОРУССКОЙ ССР
  5. Актуальность педагогики как науки о человеке и образовании.
  6. Б - концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия.
  7. Боевые свойства и поражающие действия бактериологического оружия. Очаги биологического поражения.
  8. В контексте формирования социального порядка
  9. Виды, структура и стадии развития социального конфликта
  10. ВОПРОС 1. Общественный, государственный и конституционный строй, их соотношение
  11. ВОПРОС 1. Понятия «человек», личность», «гражданин» их соотношение
  12. Вопрос 1. Соотношение понятий «активность», «поведение», «деятельность».

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.