Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изображение человека в наивысшем напряжении его физических и духовных сил. Искреннее сочувствие людям

В поэмах по 24 книги – по числу букв греческого алфавита. Русский переводчик «Илиады» – Н.Гнедич.(Пушкин о нем: «Ты, коему судьба дала /и смелый ум, и дух высокий /И важным песням обрекла /отраде жизни одинокой»). «Одиссею» перевел поэт В.А.Жуковский.

Мифы, встречающиеся у Гомера: о походе аргонавтов, о подвигах Геракла, об осаде Фив, о гневе Мелеагра.

2 плана (пласта) повествования – олимпийский и героический.

Олимпийцы – боги, олимпионики – победители состязаний. Боги систематически ответственны за поддержание мирового порядка. Но и – томились от скуки, ценили зрелищную сторону войн.

 

Жанровая специфика: в центре эпоса – событие, причем судьбоносное для целого народа. Аристотель различал эпос, лирику и драму по способу изображения действительности: 1)рассказ о событии как чем-то отдельном от себя; 2) подражающий остается самим собой; 3) все изображаемые персонажи представлены как действующие. Гегель различал литературные роды по предмету изображения: эпос – событие, лирика – душевное состояние, драма – действие.

Энциклопедизм поэмы (энциклопедией греческой жизни называл поэму Н.Гнедич): в эпосе – вся обрядовая практика греков (жертвоприношения, погребения), характер ведения боя, материальная культура (оружие, доспехи, посуда, предметы быта) – мир эпоса изобилен. Картины мирной жизни, природы посреди баталий – благодаря сравнениям. Ахилл горюет о Патрокле – это лев, тоскующий по похищенным детям, ищущий следов похитителя; «гнев и ярость его обымают». Физическая любовь с космическим масштабом – песнь 14, «Обольщение Зевса». Точность батальных зарисовок: «Мощным ударом сраженный, главой он, лицом и устами /Прежде ударился в дол, чем своими коленами, павший». О стреле, не попавшей в цель, дрожащей, вонзившись в землю: «Не отведав цветущего тела/ Алкает им насытится». Яркий пример энциклопедичности – эпизод «щит Ахилла» - выкован Гефестом, это доспехи бога. У краев щита – небо, земля, море, солнце, звезды. Затем – 2 города: свадьба, пир, суды, дети с колосками, сбор винограда, певец с лирой; стадо; лев, пастухи, тихая долина, хоровод цветущих юношей и девушек.

Эпический стиль: монументальность, определяемая масштабностью тематики и характером ее изображения; величественность, неспешность, включенность в природный круговорот (погибшие – листва с осенних деревьев; извечное «Встала из мрака младая…»), подчиненность року, констатация неизбежности, неотвратимости происходящего, неумолимости судьбы). Гегель: рок царит скорее в эпосе древних, нежели в их трагедии. «Будет некогда день…» – произносит Агамемнон в 4-й песни, Гектор в 6-й, и Зевс. Предсказания, знамения (троянцы видят знамение – орел уронил добычу, не донес до гнезда; Гектор: «Знамение лучшее – за отечество храбро сражаться. Вместе вперед, иль на славу кому, иль за славою сами»), вещие сны – голос Судьбы. (Судьба – индивидуальное соотношение личности с универсальным миропорядком, со всеобщей закономерностью. Эпический герой равен своей судьбе, идет навстречу ей. Драматический – в ситуации выбора). Стилевые приметы эпоса – постоянные эпитеты (море – «немолчношумящее», герои – «шлемоблещущие», псы – «празднобродные», Гектор – «конеборный», т.е. сражающийся с колесницы); повторы (занимают1/3 текста). Ретардирующая техника эпоса: формульные стихи, традиционность повторов, пространность сравнений, хронологическая несовместимость (действия, происходящие одновременно, изображены как последовательные), гекзаметр – стихотворный размер эпоса.

Тяга к чудесному.

Этика: самоощущение себя звеном в цепи поколений: «Что нерожденные скажут?». Воинская доблесть, выдержка, стойкость в невзгодах, мудрость в совете, изысканность в речи, уважение к родителям и смерти. (Кебрион – возница Гектора, убит Патроклом: «И величествен он, на пространстве великом / В вихре праха лежал, позабывший искусство возницы»). Люди – сильные, красивые. Физическая ущербность – только Терсит. Гуманизм – сцена в шатре Ахилла. Приам: «В ноги упав, обымает колена и руки целует, страшные руки, детей у него погубившие многих». Оба плачут о горестях человеческого существования. Зевс: «Ибо из тварей, которые дышат и ползают в прахе / Истинно в целой вселенной несчастнее нет человека».

 

Искусство утверждает бессмертие смертного человека – не родиться бессмертным, но стать героем, совершить подвиг.

Поэмы Гомера стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его историю. Предание говорит, что Ликург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон – в Афинах. Во всех греческих государствах они стали основой школьного образования. Гомер был любимым поэтом в самых отдаленных уголках греческого мира - «ойкумены».

Греческая культура выработала концепцию Гомера как непогрешимо-универсального наставника во всех вопросах, от веры и нравственности до наук, художеств и ремесел включительно (синкретизм). Гомер – основа и фундамент древнегреческого и в значительной степени византийского образования.

Гюго, трактат «Уильям Шекспир»: «Великий поет і водночас дитя. Світ народжується, Гомер співає. Він – птах цього світання. Юпітер – бог над богами, Агамемнон – цар над царями. Народи, первісні стада, храми, міста, битви, жнива, океан; блукання вітрил у пошуках батьківщини, тут або там – входи в пекло. Потвори, герої, пророцтва, Стікс, Доля, Ахіллова п’ята, без якої Доля не стала б звитяжницею над Стіксом – все безмежжя – ось що таке Гомер. Троя – мета бажань, Ітака – мета блукань. Гомер – це війна і подорож, два первісні способи людського існування. Навколо війн і мандрів – усі пристрасті і усі пригоди. …Жодної одноманітності у зображенні цих могутніх постатей. Кожен з цих велетнів має свої особливості. Зобразивши кожного з них, Гомер розбиває ливарну форму. Для стародавніх греків Гомер був божеством – були й відповідні жерці – геомериди. Уявлення про божественну природу Гомера пережило язичницьку епоху. Мікеланджело: «Коли я читаю Гомера, мимоволі позираю на себе, чи не став я вищим на 20 футів». Існує переказ, ніби перший рядок «Іліади» насправді належить Орфею. Гомер – сонце, навколо нього обертаються планети: Вергілій з «Енеїдою», Лукан з «Фарсалією», Тассо зі «Звільненим Єрусалимом», Ариосто – автор «Несамовитого Роланда», Мільтон, Камоенс, Клопшток («Месіада»), Вольтер».

Белинский: «Гомеры ныне невозможны. Юность нельзя возвратить ни миру, ни человеку».

Зоил (4-3 вв до н.э.) – кинически ориентированный критик, ритор, философ, «бич Гомера». Нарицательное имя для мелочного, придирчивого критика, хулителя поэтов.

Синесий: «Не все лжет и Гомер». Н.Буало тоже порой склонен к критике: «И чувство меры бы тебе не разрешило твой чудо-щит в наш век, что с мерой дружен».

 

Шиллер, «Торжество победителей» - Диомед предлагает вождям ахейцев почтить на победном пире память Гектора (способность противников к высоким душевным движениям).

В.А.Жуковский: «Нет великого Патрокла, жив презрительный Терсит».

Роберт Браунинг, «Развитие»: «Отец мой был филолог-эллинист./Я, пятилетний, раз его спросил: «Что ты читаешь? – «Про осаду Трои»/…Он стулья и столы составил в город/ И посадив меня наверх Приамом, / Поведал, что Елену – нашу кошку - /От прежнего хозяина сманил /Злодей Парис…/Собаки наши, Маузер и Трей, - / Атриды – из-за драгоценной киски/ воюют с Троей; а когда Ахилл - / Мой пони – перестанет обижаться / И выскочит из стойла, Гектор дрогнет/ И побежит (рассыльный наш мальчишка)». «Кто автор «Илиады»? – детский смех! /Конечно же, Гомер! Давно известно, /Что он был нищий и слепой; поныне /Не установлено, где он родился, - /Семь городов вели об этом споры; /Как полагает Байрон, прав Хиос». Мальчик вырос и: «Сам Вольф и дюжина ему подобных/ Мне доказали: не было ни Трои, /Ни осаждающих, ни осажденных,/ Ни автора, ни подлинного текста, /Ни повода в истории для сказки». НО!«Пусть кто в святилище моем посмеет/ Встревожить обитателей любезных -/ Елену, Гектора с женой, Улисса,/ Ахилла и Патрокла…»

Taceat de Achille qui non Homerus est (Пусть молчит об Ахилле тот, кто не Гомер). Ilias malorum (Илиада бедствий).

 

Неевропоцентричный взгляд на события Троянской войны представлен в романе американского писателя ХХ ст. Гора Видала «Сотворение мира» (1981); один из его героев, персидский царь Ксеркс говорит: «Я помщуся за Трою, яку зруйнували завойовники греки, я помщуся за свого предка царя Пріама. Я помщуся за Азію, яку греки сплюндрували, щоб відбити свою спартанську повію. Я змию пляму безчестя, яка була на нас протягом стількох поколінь. Я спалю Афіни, як греки спалили Трою. Афіни згорять, і я особисто кину перший смолоскип. Я – відплата. Я – справедливість. Я – Азія».

 

Байрон об эпосе:

Теперь лишь в песнях отзвук тех побед,

Лишь в песнях вечность обрели герои.

Столпы разбиты, летописей нет,

Но помнит песнь величие былое.

Взгляни с небес на поприще земное,

О, Гордость! Рухнет бронза и гранит,

И только песнь верней, чем все иное,

Когда историк лжет, а льстец забыт,

Твое бессмертие в народе сохранит. («Паломничество Чайльд Гарольда», песнь 1-я,36)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гомеровский эпос | Эволюция эпоса после Гомера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.