КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы исторического развития России. Россия во всемирной историиИсторические источники Историческая наука, вопросы теории и методологии Историческое познание и историческое знание Введение в историческую науку Лекция 1 План: 1)историческое познание и историческое знание 2)историческая наука, вопросы теории и методологии 3)исторические источники 4)факторы исторического развития России. Россия во всемирной истории 5)прошлое, настоящее отечественной историографии (см. эл.файл)
Познание - это активная деятельность личности, направленная на приобретение знаний. Формы знаний: -обыденные практические знания, обыденные истории -научные теоретические знания История, как наука - это логически построенная концепция, объясняющая суть общественного развития и его конкретную суть и многообразие. П редмет - развитие отдельных человеческих обществ и всего человечества в его конкретности и многообразии Объект - человеческое общество. Особенности исторического познания: 1.самопознание и субъективность 2.ретроспективность 3.реконструктивность 4.отсутствие верификации (проверки) итогов исследования 5.незавершенность объекта исторического познания Социальные функции истории: 1. Функция социальной памяти 2. Научно-познавательная функция 3. Научно-прогностическая функция 4. Воспитательная
Методология -это совокупность принципов и методов науки. Принципы -это исходные понятия науки, определяющие основные способы решения научной проблемы, это требования, которыми должен руководствоваться исследователь. Исторические принципы: 1. Принцип историзма 2. Принцип объективности 3. Целостный принцип (аксиологический) Исторические методы исследования: А)Историко-генетический Б)Идеографический (описательный) В)Историко-сравнительный Г)Диахронический (разновременный) Д)Историко-типологический Е)Историко-системный Ж)Ретроспективный(метод получения данных, путем проникновения в прошлое) Базовые исторические категории: 1) историческое время 2) историческое пространство 3) исторический факт
Исторический источник -это продукт целенаправленной деятельности людей. Типы исторических источников: 1.письменные 2.вещественные 3.иконографические 4.фонодокументы 5.этнографические, фольклорные 6.лингвистические На протяжении всей человеческой истории различные ученые пытались осмыслить закономерность и направленность исторического процесса, выделить его основные этапы. Подходы к выделению фаз исторического развития обществ: 1. Локально-исторический («цивилизационный») подход – анализ исторического процесса через изучение политического, экономического и культурного своеобразия каждого конкретного общества («цивилизации»). По мнению сторонников «цивилизационного» подхода, все общества развиваются по особым законам и живут в своем времени. Однако, несмотря на несхожесть, все цивилизации проходят в своем развитии одинаковые этапы: рождение, становление, расцвет, упадок и гибель. Представители: - Н.Я. Данилевский (1822-1885), российский философ – основоположник теории, - А. Тойнби (1889-1975), английский историк – наиболее известный представитель, выделил 21 цивилизацию по территориально-религиозному принципу и отметил, что своеобразие каждой из них определяется «ответом» на «вызовы» истории (неблагоприятные природные условия, внешнюю угрозу или влияние других цивилизаций). - О. Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ, считал, что мировая история – это ряд независимых друг от друга культур, проживающих периоды зарождения, становления и умирания, а также выделил «великие культуры», вполне реализовавшие свои потенции, китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую. 2. Всемирно-исторический подход – анализ исторического процесса сквозь призму единого для всех обществ закона прогрессивного развития (от дикости к цивилизации). Но, соглашаясь в главном, исследователи расходятся в вопросе о том, что может служить основанием для выделения этапов исторического развития. В рамках данного подхода можно выделить несколько направлений: § А) идеалистическое направление, представители которого считали, что основание для выделения этапов исторического развития – стадии развития сознания людей. Представители: - Г. Гегель (1770-1831) – немецкий философ полагал, что исторический процесс – стремление человеческого духа к свободе; - К. Сен-Симон (1760-1825) и О. Конт (1798-1857) – французские мыслители выделяли три стадии умственного развития людей: религиозную, метафизическую (отвлеченно-философскую) и позитивную (строго научную); § Б) формационное направление, приверженцы которого рассматривали историческое развитие как смену общественно-экономических формаций, происходившую в результате социальных революций. Полагая, что человечество движется к бесклассовому, справедливому обществу, марксисты выделяли такие стадии исторического развития человечества как первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Представители: – К. Маркс (1818-1883) – Ф. Энгельс (1820-1895) – родоначальники. § В) научно-технологический направление, сторонники которого, стремясь сочетать идеалистический и формационный подходы, предлагают в качестве критерия для выделения этапов развития общества объективный и субъективный показатели: уровень технологии и качество знаний людей. Представители: - К. Кларк (1905-1989), - Д. Белл (р. 1919), - А. Тофлер (р. 1928), - Р. Арон (1905-1983) и др., современные исследователи выделяют три стадии развития человеческих обществ: доиндустриальную (традиционную), индустриальную (модерн) и постиндустриальную (постмодерн). Анализ исторического процесса невозможен без выяснения причин социальных изменений (факторов исторического развития). Большинство исследователей прошлого и современности выделяют следующие факторы, определяющие своеобразие исторического процесса России: 1. географический фактор – влияние на общественное развитие окружающей среды – территории, климата, ландшафта, ресурсов и т.п. - А) Природа и климат. особенности: - постоянный цейтнот сельского хозяйства (за 3 месяца лета россияне должны суметь заготовить корм и продовольственные запасы на длительный холодный период); - большие трудовые затраты, значительные напряжения усилий и слаженность в работе из-за «рискованного земледелия», что привело к российскому коллективизму (общинность в противовес индивидуальному хозяйству в условиях сурового климата), установлению крепостного права (большие оброки и барщины) и необходимости сильной центральной власти, этатизм – большая роль государства как катализатора экономразвития; - низкий прибавочный продукт ведет к бедности общества, этатизму. - Б) богатство своих недр. Однако значительная часть российской хнефти, угля и газа расходуется для «обогрева». Так, если в Японии на одного человека приходится 3 тонны условного топлива в год, в Европе – 5-6 тонн, в США – 8 тонн, то в России цифра неизмеримо выше – 18 тонн условного топлива на человека. - Б) значительная протяженность границ страны, ее евразийский характер. особенности: - постоянная борьба с иноземными вторжениями: в XIII-XV вв. на Русь было около 160 вражеских нападений (в т.ч. шведов -26, литовцев - 14, немцев - 11, норвежцев и шведов - 5, монголо-татар - 15); - постоянная угроза вторжений ведет к многочисленной армии, большим тратам на оборону и необходимости для граждан объединяться вокруг центральной власти; - сепаратизм периферии в противовес стремлению центра сохранить свое господствующее положение (имперское мышление); - полиэтнический (многонациональный) и поликонфессиональный (многорелигиозный) характер государства. 2. социально-экономический фактор – определение исторического развития способом ведения хозяйства той или иной страны. - Марксисты исходят из того, что основой любого общества (ее «базисом») является экономика, складывающаяся из производительных сил (т.е. людей с их квалификацией и средств производства – орудий труда, источников энергии, транспортных средств и т.п.) и производственных отношений (взаимоотношений между людьми, возникшими в процессе производства). Экономический базис определяет «надстройку», то есть влияет на содержание права, политики, общественного сознания, морали, науки, искусства и религии. - Согласно теории модернизации, описывающей переход общества от доиндустриальной к индустриальной стадии развития, сопровождающийся изменениями во всех сферах общественной жизни, Россия в своем экономическом развитии отстает от стран Запада и вынуждена их «догонять» путем заимствования зарубежных технологий, приглашения иностранных специалистов, реформирования политической системы по западному образцу и т.п. Сквозь призму модернизации исследователи рассматривают сталинскую индустриализацию 1930-х гг., Перестройку в СССР 1985-1991 гг., экономические преобразования 1991–1993 гг. и т.п. особенности: - неорганичность российской модернизации, ее навязанность властью обществу, порождает раскол в общественном сознании и культуре; - «догоняющая» модернизация приводит и к многоукладности экономики – сочетанию в хозяйстве страны старых и новых способов производства и сочетанию в российском обществе старых и новых социальных групп. Так в России начала XX в. наряду с буржуазией и рабочими, существовали дворянство и духовенство; - этатизм – большая роль государства как катализатора экономического развития. 3. научно-технологический фактор – влияние научно-технического прогресса на социальную жизнь общества. Например, внедрение парового двигателя и электричества коренным образом изменили жизнь европейцев и американцев и вслед за ними и всего того мира, который стал пользоваться паровыми и электрическими машинами и механизмами. Особенности: - игнорирование собственных научных достижений и существует заимствование западной техники и технологии. Примером может послужить судьба двухцилиндрового парового двигателя, изобретенного техником Барнаульского завода И. Ползуновым в 1763 г. Несмотря на высокую оценку технического новшества, распространения машина не получила и вскоре была демонтирована. В результате промышленный переворот в России начался значительно позднее, чем в Англии, Франции, Германии и США; - низкий уровень грамотности населения был в начале XX в.. В отличие от западных стран в России в 1897 г. насчитывалось лишь 28,4% умеющих читать и писать; - позднее развитие светской культуры: если первые университеты в Европе возникли в XII-XIII вв., то в России – на 500 лет позже. 4. демографический фактор – влияние на развитие страны ее народонаселения. При этом важнейшими характеристиками жителей государства является плотность населения, половая и возрастная структура, соотношение различных этнических и религиозных групп, качество жизни и т.д. Демографические особенности РФ: - неравномерное распределение граждан по территории страны, низкая плотность населения. Следствие – очаговость российской цивилизации; - полиэтнический (многонациональный) и поликонфессиональный (многорелигиозный) характер государства. Следствие – периодически возникающие социальные конфликты и противоречия, периодическое обострение борьбы за национальное самоопределение. 5. Личностный фактор – влияние «великих людей» на исторический процесс. - А) Лавров П.Л. (1823-1900), и Михайловский Н.К. (1842-1904) полагали, что общественный прогресс определяется деятельностью «героев» или «критически мыслящих» личностей, увлекающих пассивную и инертную толпу на хорошее или дурное дело. - Б) Плеханов Г.В. (1856-1918) считал, что великим человеком может считаться лишь тот, кто служит общественным нуждам своего времени. Деятельность «героя», таким образом, всецело подчинена обществу. Роль всех вышеназванных факторов в истории неодинакова. В какой-то период времени преобладающим является один, в какой-то – другой. Тем не менее, все они, так или иначе, оказывают существенное влияние на развитие нашей страны и определяют характерные чертыроссийского общества: 1. сильная роль государства (сильная центральная власть, этатизм); 2. «догоняющий» характер модернизации, ее незавершенность; 3. расколотость, конфликтность общества (специфическая социальная, религиозная и этническая структура общества).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 12795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |