Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы исторического развития России. Россия во всемирной истории




Исторические источники

Историческая наука, вопросы теории и методологии

Историческое познание и историческое знание

Введение в историческую науку

Лекция 1

План:

1)историческое познание и историческое знание

2)историческая наука, вопросы теории и методологии

3)исторические источники

4)факторы исторического развития России. Россия во всемирной истории

5)прошлое, настоящее отечественной историографии (см. эл.файл)

 

Познание - это активная деятельность личности, направленная на приобретение знаний.

Формы знаний:

-обыденные практические знания, обыденные истории

-научные теоретические знания

История, как наука - это логически построенная концепция, объясняющая суть общественного развития и его конкретную суть и многообразие.

П редмет - развитие отдельных человеческих обществ и всего человечества в его конкретности и многообразии

Объект - человеческое общество.

Особенности исторического познания:

1.самопознание и субъективность

2.ретроспективность

3.реконструктивность

4.отсутствие верификации (проверки) итогов исследования

5.незавершенность объекта исторического познания

Социальные функции истории:

1. Функция социальной памяти

2. Научно-познавательная функция

3. Научно-прогностическая функция

4. Воспитательная

 

Методология -это совокупность принципов и методов науки.

Принципы -это исходные понятия науки, определяющие основные способы решения научной проблемы, это требования, которыми должен руководствоваться исследователь.

Исторические принципы:

1. Принцип историзма

2. Принцип объективности

3. Целостный принцип (аксиологический)

Исторические методы исследования:

А)Историко-генетический

Б)Идеографический (описательный)

В)Историко-сравнительный

Г)Диахронический (разновременный)

Д)Историко-типологический

Е)Историко-системный

Ж)Ретроспективный(метод получения данных, путем проникновения в прошлое)

Базовые исторические категории:

1) историческое время

2) историческое пространство

3) исторический факт

 

 

Исторический источник -это продукт целенаправленной деятельности людей.

Типы исторических источников:

1.письменные

2.вещественные

3.иконографические

4.фонодокументы

5.этнографические, фольклорные

6.лингвистические

На про­тя­же­нии всей че­ло­ве­че­ской ис­то­рии раз­лич­ные уче­ные пы­та­лись ос­мыс­лить за­ко­но­мер­ность и на­прав­лен­ность исторического процесса, выделить его основные этапы.

Подходы к выделению фаз исторического развития обществ:

1. Ло­кально-исторический («цивилизационный») подход – анализ исторического процесса через изучение по­ли­ти­че­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го и куль­тур­но­го свое­об­ра­зия ка­ж­до­го конкретного об­ще­ст­ва («цивилизации»).

По мнению сторонников «цивилизационного» подхода, все общества развиваются по осо­бым за­ко­нам и живут в своем времени. Однако, несмотря на несхожесть, все цивилизации проходят в своем развитии одинаковые этапы: ро­ж­де­ние, ста­нов­ле­ние, рас­цве­т, упадо­к и ги­бе­ль.

Представители:

- Н.Я. Да­ни­лев­ский (1822-1885), рос­сийский философ основоположник теории,

- А. Тойн­би (1889-1975), анг­ли­йский историк – наиболее известный представитель, выделил 21 ци­ви­ли­за­цию по тер­ри­то­ри­аль­но-ре­ли­гиоз­но­му прин­ци­пу и от­ме­тил, что свое­об­ра­зие ка­ж­дой из них оп­ре­де­ля­ет­ся «от­ве­том» на «вы­зо­вы» ис­то­рии (не­бла­го­при­ят­ные при­род­ные ус­ло­вия, внеш­нюю уг­ро­зу или влия­ние дру­гих ци­ви­ли­за­ций).

- О. Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ, считал, что мировая история – это ряд независимых друг от друга культур, проживающих периоды зарождения, становления и умирания, а также выделил «великие культуры», вполне реализовавшие свои потенции, китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую.

2. Всемирно-исторический подход – анализ исторического процесса сквозь призму еди­но­го для всех обществ за­ко­на про­грес­сив­но­го развития (от дикости к цивилизации).

Но, соглашаясь в главном, исследователи расходятся в вопросе о том, что может служить основанием для выделения этапов исторического развития.

В рамках данного подхода можно выделить несколько направлений:

§ А) идеа­ли­сти­че­ское направление, представители которого считали, что основание для выделения этапов исторического развития – стадии раз­ви­тия соз­на­ния лю­дей.

Представители:

- Г. Ге­гель (1770-1831) – не­мец­кий фи­ло­соф полагал, что ис­то­ри­че­ский про­цесс – стрем­ле­ние че­ло­ве­че­ско­го ду­ха к сво­бо­де;

- К. Сен-Си­мон (1760-1825) и О. Конт (1798-1857) – французские мыслители выделяли три ста­дии ум­ст­вен­но­го раз­ви­тия лю­дей: ре­ли­ги­оз­ную, ме­та­фи­зи­че­скую (от­вле­чен­но-фи­ло­соф­скую) и по­зи­тив­ную (строго научную);

§ Б) фор­ма­ци­он­ное направление, приверженцы которого рас­смат­ри­ва­ли историческое раз­ви­тие как сме­ну об­ще­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ских фор­ма­ций, происходившую в ре­зуль­та­те со­ци­аль­ных ре­во­лю­ций.

По­ла­гая, что человечество дви­жет­ся к бес­клас­со­во­му, спра­вед­ли­во­му об­ще­ст­ву, мар­ксис­ты вы­де­ля­ли та­кие ста­дии ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия человечества как пер­во­быт­ность, ра­бо­вла­де­ние, фео­да­лизм, ка­пи­та­лизм и ком­му­низм.

Представители:

К. Маркс (1818-1883)

Ф. Эн­гельс (1820-1895) – родоначальники.

§ В) научно-тех­но­ло­ги­че­ский направление, сто­рон­ни­ки ко­то­ро­го, стремясь сочетать идеалистический и формационный подходы, предлагают в качестве критерия для выделения этапов развития общества объективный и субъективный показатели: урове­нь тех­но­ло­гии и качество зна­ний людей.

Представители:

- К. Кларк (1905-1989),

- Д. Белл (р. 1919),

- А. Тофлер (р. 1928),

- Р. Арон (1905-1983) и др., современные исследователи выделяют три стадии развития человеческих обществ: до­ин­ду­ст­ри­аль­ную (традиционную), ин­ду­ст­ри­аль­ную (модерн) и по­стин­ду­ст­ри­аль­ную (постмодерн).

Анализ исторического процесса невозможен без выяснения причин со­ци­аль­ных из­ме­не­ний (факторов исторического развития). Большинство исследователей про­шло­го и со­вре­мен­но­сти вы­де­ляют следующие факторы, определяющие своеобразие исторического процесса России:

1. географический факторвлияние на общественное развитие окружающей сре­ды – тер­ри­то­рии, кли­ма­та, ланд­шаф­та, ре­сур­сов и т.п.

- А) Природа и климат.

особенности:

- постоянный цейтнот сельского хозяйства (за 3 месяца лета россияне должны суметь заготовить корм и продовольственные запасы на длительный холодный период);

- большие трудовые затраты, значительные напряжения усилий и слаженность в работе из-за «рискованного земледелия», что привело к российскому коллективизму (общинность в противовес индивидуальному хозяйству в условиях сурового климата), установлению крепостного права (большие оброки и барщины) и необходимости сильной центральной власти, этатизм – большая роль государства как катализатора экономразвития;

- низкий прибавочный продукт ведет к бедности общества, этатизму.

- Б) богатство своих недр.

Однако значительная часть российской хнефти, угля и газа расходуется для «обогрева». Так, если в Японии на одного человека приходится 3 тонны условного топлива в год, в Европе – 5-6 тонн, в США – 8 тонн, то в России цифра неизмеримо выше – 18 тонн условного топлива на человека.

- Б) значительная протяженность границ страны, ее евразийский характер.

особенности:

- постоянная борьба с иноземными вторжениями: в XIII-XV вв. на Русь было около 160 вражеских нападений (в т.ч. шведов -26, литовцев - 14, немцев - 11, норвежцев и шведов - 5, монголо-татар - 15);

- постоянная угроза вторжений ведет к многочисленной армии, большим тратам на оборону и необходимости для граждан объединяться вокруг центральной власти;

- сепаратизм периферии в противовес стремлению центра сохранить свое господствующее положение (имперское мышление);

- полиэтнический (многонациональный) и поликонфессиональный (многорелигиозный) характер государства.

2. социально-экономический фактор – определение исторического развития способом ведения хозяйства той или иной страны.

- Марксисты исходят из того, что основой любого общества (ее «базисом») является экономика, складывающаяся из производительных сил (т.е. людей с их квалификацией и средств производства – орудий труда, источников энергии, транспортных средств и т.п.) и производственных отношений (взаимоотношений между людьми, возникшими в процессе производства). Экономический базис определяет «надстройку», то есть влияет на содержание права, политики, общественного сознания, морали, науки, искусства и религии.

- Согласно теории модернизации, описывающей переход общества от доиндустриальной к индустриальной стадии развития, сопровождающийся изменениями во всех сферах общественной жизни, Россия в своем экономическом развитии отстает от стран Запада и вынуждена их «догонять» путем заимствования зарубежных технологий, приглашения иностранных специалистов, реформирования политической системы по западному образцу и т.п.

Сквозь призму модернизации исследователи рассматривают сталинскую индустриализацию 1930-х гг., Перестройку в СССР 1985-1991 гг., экономические преобразования 1991–1993 гг. и т.п.

особенности:

- неорганичность российской модернизации, ее навязанность властью обществу, порождает раскол в общественном сознании и культуре;

- «догоняющая» модернизация приводит и к многоукладности экономики – сочетанию в хозяйстве страны старых и новых способов производства и сочетанию в российском обществе старых и новых социальных групп. Так в России начала XX в. наряду с буржуазией и рабочими, существовали дворянство и духовенство;

- этатизмбольшая роль государства как катализатора экономического развития.

3. научно-технологический факторвлия­ние на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са на со­ци­аль­ную жизнь об­ще­ст­ва. На­при­мер, вне­дре­ние па­ро­во­го дви­га­те­ля и элек­три­че­ст­ва ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ли жизнь ев­ро­пей­цев и аме­ри­кан­цев и вслед за ни­ми и все­го то­го ми­ра, ко­то­рый стал поль­зо­ваться па­ро­вы­ми и элек­три­че­ски­ми ма­ши­на­ми и ме­ха­низ­ма­ми.

Особенности:

- игнорирование собственных научных достижений и существует заимствование западной техники и технологии. Примером может послужить судьба двухцилиндрового парового двигателя, изобретенного техником Барнаульского завода И. Ползуновым в 1763 г. Несмотря на высокую оценку технического новшества, распространения машина не получила и вскоре была демонтирована. В результате промышленный переворот в России начался значительно позднее, чем в Англии, Франции, Германии и США;

- низкий уровень грамотности населения был в начале XX в.. В отличие от западных стран в России в 1897 г. насчитывалось лишь 28,4% умеющих читать и писать;

- позднее развитие светской культуры: если первые университеты в Европе возникли в XII-XIII вв., то в России – на 500 лет позже.

4. де­мо­гра­фи­че­ский фак­торвлияние на развитие страны ее на­ро­до­на­се­ле­ния. При этом важнейшими характеристиками жителей государства является плотность населения, половая и возрастная структура, со­от­но­ше­ние различных этнических и религиозных групп, качество жизни и т.д.

Демографические особенности РФ:

- неравномерное распределение граждан по территории страны, низкая плотность населения.

Следствие – очаговость российской цивилизации;

- полиэтнический (многонациональный) и поликонфессиональный (многорелигиозный) характер государства.

Следствие – периодически возникающие социальные конфликты и противоречия, периодическое обострение борьбы за национальное самоопределение.

5. Личностный факторвлияние «великих людей» на исторический процесс.

- А) Лав­ров П.Л. (1823-1900), и Ми­хай­лов­ский Н.К. (1842-1904) полагали, что об­ще­ст­вен­ный про­грес­с определяется деятельностью «героев» или «кри­ти­че­ски мыс­ля­щих» личностей, ув­ле­каю­щих пассивную и инертную толпу на хо­ро­шее или дур­ное де­ло.

- Б) Пле­ха­нов Г.В. (1856-1918) считал, что ве­ли­ким че­ло­веком может считаться лишь тот, кто слу­жит об­ще­ст­вен­ным ну­ж­дам сво­его вре­ме­ни. Дея­тель­ность «ге­роя», та­ким об­ра­зом, все­це­ло под­чи­не­на об­ще­ст­ву.

Роль всех вы­ше­на­зван­ных фак­то­ров в истории не­оди­на­ко­ва. В ка­кой-то пе­ри­од вре­ме­ни пре­об­ла­даю­щим яв­ля­ет­ся один, в ка­кой-то – дру­гой. Тем не ме­нее, все они, так или ина­че, ока­зы­ва­ют су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие нашей страны и определяют характерные чертыроссийского общества:

1. сильная роль государства (сильная центральная власть, этатизм);

2. «догоняющий» характер модернизации, ее незавершенность;

3. расколотость, конфликтность общества (специфическая социальная, религиозная и этническая структура общества).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 12791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.