Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент

Современный этап развития рыночной экономики переходного периода в России характеризуется изменением требований к менеджменту. Значительная часть руководителей высшего и среднего звена получили техническое или гуманитарное образование еще в советский период. Молодые выпускники и студенты экономических и инженерных вузов изучили целый ряд теоретических дисциплин по менеджменту, однако, не располагают опытом принятия решений в конкретных ситуациях. Значительное количество специальных дисциплин и учебников по менеджменту не в полной мере пригодно для студентов экономических вузов, т.к. они построены на разных базовых теориях и терминах. Поэтому назрела необходимость создания комплексного интегративного учебно-методического пособия по менеджменту с ориентацией на проектирование эффективной системы управления конкретной организации.

Цель учебно-методического пособия - дать комплексные знания в области теории и практики управления, вооружить менеджеров гибким инструментарием в вопросе построения системы управления.

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по «Менеджменту». Оно будет интересно и полезно студентам, не имеющим практического опыта, начинающим предпринимателям, руководителям со стажем, преподавателям вузов и средних учебных заведений. Учебно-методическое пособие дает полное современное представление о науке и практике управления: имеется базовая теория менеджмента, содержится методика проектирования организации; включены конкретные ситуации по системе управления, резюме, контрольные вопросы, тесты, практикующие упражнения.

Структурно пособие представлено четырьмя разделами.

Во введении раскрыты цели и задачи изучения курса «менеджмент».

В первом разделе «Теоретическая часть» представлен конспект лекций по всем темам учебно-тематического плана. В данном разделе рассмотрены следующие темы: понятие, сущность и содержание менеджмента; основные подходы к изучению истории менеджмента; целевой подход к управлению; системный и процессный подходы к управлению; методология современного менеджмента; проектирование, создание и развитие организаций; основы психологического подхода к управлению; основы стратегического менеджмента.

Второй раздел «Практическая часть» содержит задания для самостоятельной работы студентов: упражнения по основным разделам курса и методические указания для их выполнения.

 


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3

Раздел 1. Теоретическая часть……………………………………………………………………..4

Тема 1. Понятие, сущность и содержание менеджмента………………………………………..4

1.1. Менеджмент как тип рыночного управления………………………………………….............4

1.2. «Менеджмент» и «управление»: сравнительная характеристика понятий…………………..5

1.3. Менеджмент как наука. Цели и задачи менеджмента…………………………………………6

1.4. Законы управления ………………………………………………………………………………6

1.5. Принципы менеджмента ……………………………………………………………………….10

1.6. Основные особенности современного менеджмента………………………………………...13

Тема 2. Основные подходы к изучению истории менеджмента………………………………14

2.1. Возникновение и развитие практики управления. Управленческие революции………….14

2.2. История управления как науки. Школы менеджмента………………………………………16

2.3. Социальный подход к изучению истории менеджмента…….………………………………22

Тема 3. Целевой подход к управлению…………………………………………………………..26

3.1 Миссия организации и факторы ее определяющие…………………………………………...26

3.2. Понятие и структура целей функционирования……………………………………………...27

3.3. Задачи организации и способы их разработки………………………………………………..28

Тема 4. Системный подход в менеджменте……………………………………………………..30

4.1. Понятие организации в менеджменте. Характеристика организации как системы……….30

4.2. Внутренняя и внешняя среда организации……………………………………………………31

4.3. Понятие системного подхода…………………………………………………………………..32

4.4. Системный анализ и синтез…………………………………………………………………….32

Тема 5. Основные положения процессного подхода к управлению………………………….35

5.1. Понятие и сущность процессного подхода. Технология управления……………………….35

5.2. Природа и состав функций менеджмента……………………………………………………..35

5.3. Характеристика последовательных функций менеджмента…………………………………36

5.3.1. Маркетинг……………………………………………………………………………………...36

5.3.2 Планирование в системе менеджмента………………………………………………………41

5.3.3. Организационная функция менеджмента……………………………………………...……42

5.3.4. Мотивация как функция менеджмента………………………………………………………43

5.3.5. Регулирование…………………………………………………………………………………46

5.3.6. Контроль………………………………………………………………………………………..49

5.3.7. Учет……………………………………………………………………………………………..55

5.2.8. Оценка эффективности администрирования………………………………………………..57

5.4. Принятие и реализация управленческих решений

как непрерывная функция менеджмента…………………………………………………………...59

Тема 6. Методология современного менеджмента……………………………………………..67

6.1. Понятие и виды методов управления………………………………………………………….67

6.2. Организационно-распорядительные методы управления…………………………………....68

6.3. Административно-распорядительные методы управления…………………………………..70

6.4. Экономические методы управления…………………………………………………………...72

6.5. Социально-психологические методы управления……………………………………………74

Тема 7. Проектирование, создание и развитие организаций………………….………………75

7.1. Понятие и основные этапы организационного проектирования…….………………….…..75

7.2. Определение миссии и целей организации…………………………………………………...76

7.3. Выбор правовой формы организации…………………………………………………………76

7.4. Рабочие группы как строительные блоки организации……………………………………...78

7.5. Формирование уровней управления организации……………………………………………82

7.6. Выбор оптимальной структуры управления организации…………………………………...84

7.7. Делегирование полномочий и распределение ответственности………………………….....89

7.8. Создание системы коммуникаций и информационного обеспечения организации………90

7.9. Формирование позитивного имиджа организации…………………………………………..91

7.10. Понятие и сущность организационного развития…………………………………….…….95

7.11. Основные функции процесса развития и совершенствования организаций……………..95

7.12. Управление информационными потоками в системе организационного развития……...99

Тема 8. Основные положения психологического подхода к управлению……………........103

8.1. Личность как субъект и объект управления………………………………………………….103

8.2. Менеджер в системе управления организацией……………………………………………..103

8.2.1. Роль и задачи менеджера в организации…………………………………………………...103

8.2.2. Менеджер и предприниматель. Содержание и особенности их деятельности………….104

8.2.3. Власть и проблемы лидерства в организации……………………………………………...104

8.2.4. Разновидности стиля руководства………………………………………………………….105

8.2.5. Методы мотивации…………………………………………………………………………..105

8.3. Человеческие ресурсы и человеческие отношения………………………………………….106

8.4. Задачи и методы оценки деловых и личных качеств работников………………………….106

8.5. Конфликты в деятельности организации…………………………………………………….107

8.6. Управление стрессами…………………………………………………………………………108

8.7. Сбои и ошибки в деятельности персонала и методы управления ими…………………….110

Тема 9. Стратегический менеджмент…………………………………………………………...115

9.1. Понятие стратегического менеджмента……………………………………………………...115

9.2. Уровни управления стратегией……………………………………………………………….116

9.3. Стратегии конкуренции……………………………………………………………………….117

Тема 10. Международный менеджмент…………………………………………………………117

10.1. Основные вопросы и категории международного менеджмента…………………………117

10.2. Корпоративная культура…………………………………………………………………..…117

10.3. Вопросы управления человеческими ресурсами международной фирмы………………..121

10.3.1. Подходы к отбору персонала……………………………………………………………....122

10.3.2. Категории работников для зарубежных операций……………………………………….123

10.3.3. Критерии отбора менеджеров и других категорий работников…………………………124

10.3.4. Обучение…………………………………………………………………………………….125

10.3.5. Мотивация и оплата труда…………………………………………………………………126

10.3.6. Международный коллектив………………………………………………………………..130

Раздел 2. Практическая часть.

Упражнения по основным разделам курса,……………………………………………………....137

Темы контрольных работ…………………………………………………………………………..148

Рекомендуемая литература……………………………………………………………….151

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебно-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.