КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менеджмент
Современный этап развития рыночной экономики переходного периода в России характеризуется изменением требований к менеджменту. Значительная часть руководителей высшего и среднего звена получили техническое или гуманитарное образование еще в советский период. Молодые выпускники и студенты экономических и инженерных вузов изучили целый ряд теоретических дисциплин по менеджменту, однако, не располагают опытом принятия решений в конкретных ситуациях. Значительное количество специальных дисциплин и учебников по менеджменту не в полной мере пригодно для студентов экономических вузов, т.к. они построены на разных базовых теориях и терминах. Поэтому назрела необходимость создания комплексного интегративного учебно-методического пособия по менеджменту с ориентацией на проектирование эффективной системы управления конкретной организации. Цель учебно-методического пособия - дать комплексные знания в области теории и практики управления, вооружить менеджеров гибким инструментарием в вопросе построения системы управления. Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по «Менеджменту». Оно будет интересно и полезно студентам, не имеющим практического опыта, начинающим предпринимателям, руководителям со стажем, преподавателям вузов и средних учебных заведений. Учебно-методическое пособие дает полное современное представление о науке и практике управления: имеется базовая теория менеджмента, содержится методика проектирования организации; включены конкретные ситуации по системе управления, резюме, контрольные вопросы, тесты, практикующие упражнения. Структурно пособие представлено четырьмя разделами. Во введении раскрыты цели и задачи изучения курса «менеджмент». В первом разделе «Теоретическая часть» представлен конспект лекций по всем темам учебно-тематического плана. В данном разделе рассмотрены следующие темы: понятие, сущность и содержание менеджмента; основные подходы к изучению истории менеджмента; целевой подход к управлению; системный и процессный подходы к управлению; методология современного менеджмента; проектирование, создание и развитие организаций; основы психологического подхода к управлению; основы стратегического менеджмента. Второй раздел «Практическая часть» содержит задания для самостоятельной работы студентов: упражнения по основным разделам курса и методические указания для их выполнения.
Содержание Введение………………………………………………………………………………………………3 Раздел 1. Теоретическая часть……………………………………………………………………..4 Тема 1. Понятие, сущность и содержание менеджмента………………………………………..4 1.1. Менеджмент как тип рыночного управления………………………………………….............4 1.2. «Менеджмент» и «управление»: сравнительная характеристика понятий…………………..5 1.3. Менеджмент как наука. Цели и задачи менеджмента…………………………………………6 1.4. Законы управления ………………………………………………………………………………6 1.5. Принципы менеджмента ……………………………………………………………………….10 1.6. Основные особенности современного менеджмента………………………………………...13 Тема 2. Основные подходы к изучению истории менеджмента………………………………14 2.1. Возникновение и развитие практики управления. Управленческие революции………….14 2.2. История управления как науки. Школы менеджмента………………………………………16 2.3. Социальный подход к изучению истории менеджмента…….………………………………22 Тема 3. Целевой подход к управлению…………………………………………………………..26 3.1 Миссия организации и факторы ее определяющие…………………………………………...26 3.2. Понятие и структура целей функционирования……………………………………………...27 3.3. Задачи организации и способы их разработки………………………………………………..28 Тема 4. Системный подход в менеджменте……………………………………………………..30 4.1. Понятие организации в менеджменте. Характеристика организации как системы……….30 4.2. Внутренняя и внешняя среда организации……………………………………………………31 4.3. Понятие системного подхода…………………………………………………………………..32 4.4. Системный анализ и синтез…………………………………………………………………….32 Тема 5. Основные положения процессного подхода к управлению………………………….35 5.1. Понятие и сущность процессного подхода. Технология управления……………………….35 5.2. Природа и состав функций менеджмента……………………………………………………..35 5.3. Характеристика последовательных функций менеджмента…………………………………36 5.3.1. Маркетинг……………………………………………………………………………………...36 5.3.2 Планирование в системе менеджмента………………………………………………………41 5.3.3. Организационная функция менеджмента……………………………………………...……42 5.3.4. Мотивация как функция менеджмента………………………………………………………43 5.3.5. Регулирование…………………………………………………………………………………46 5.3.6. Контроль………………………………………………………………………………………..49 5.3.7. Учет……………………………………………………………………………………………..55 5.2.8. Оценка эффективности администрирования………………………………………………..57 5.4. Принятие и реализация управленческих решений как непрерывная функция менеджмента…………………………………………………………...59 Тема 6. Методология современного менеджмента……………………………………………..67 6.1. Понятие и виды методов управления………………………………………………………….67 6.2. Организационно-распорядительные методы управления…………………………………....68 6.3. Административно-распорядительные методы управления…………………………………..70 6.4. Экономические методы управления…………………………………………………………...72 6.5. Социально-психологические методы управления……………………………………………74 Тема 7. Проектирование, создание и развитие организаций………………….………………75 7.1. Понятие и основные этапы организационного проектирования…….………………….…..75 7.2. Определение миссии и целей организации…………………………………………………...76 7.3. Выбор правовой формы организации…………………………………………………………76 7.4. Рабочие группы как строительные блоки организации……………………………………...78 7.5. Формирование уровней управления организации……………………………………………82 7.6. Выбор оптимальной структуры управления организации…………………………………...84 7.7. Делегирование полномочий и распределение ответственности………………………….....89 7.8. Создание системы коммуникаций и информационного обеспечения организации………90 7.9. Формирование позитивного имиджа организации…………………………………………..91 7.10. Понятие и сущность организационного развития…………………………………….…….95 7.11. Основные функции процесса развития и совершенствования организаций……………..95 7.12. Управление информационными потоками в системе организационного развития……...99 Тема 8. Основные положения психологического подхода к управлению……………........103 8.1. Личность как субъект и объект управления………………………………………………….103 8.2. Менеджер в системе управления организацией……………………………………………..103 8.2.1. Роль и задачи менеджера в организации…………………………………………………...103 8.2.2. Менеджер и предприниматель. Содержание и особенности их деятельности………….104 8.2.3. Власть и проблемы лидерства в организации……………………………………………...104 8.2.4. Разновидности стиля руководства………………………………………………………….105 8.2.5. Методы мотивации…………………………………………………………………………..105 8.3. Человеческие ресурсы и человеческие отношения………………………………………….106 8.4. Задачи и методы оценки деловых и личных качеств работников………………………….106 8.5. Конфликты в деятельности организации…………………………………………………….107 8.6. Управление стрессами…………………………………………………………………………108 8.7. Сбои и ошибки в деятельности персонала и методы управления ими…………………….110 Тема 9. Стратегический менеджмент…………………………………………………………...115 9.1. Понятие стратегического менеджмента……………………………………………………...115 9.2. Уровни управления стратегией……………………………………………………………….116 9.3. Стратегии конкуренции……………………………………………………………………….117 Тема 10. Международный менеджмент…………………………………………………………117 10.1. Основные вопросы и категории международного менеджмента…………………………117 10.2. Корпоративная культура…………………………………………………………………..…117 10.3. Вопросы управления человеческими ресурсами международной фирмы………………..121 10.3.1. Подходы к отбору персонала……………………………………………………………....122 10.3.2. Категории работников для зарубежных операций……………………………………….123 10.3.3. Критерии отбора менеджеров и других категорий работников…………………………124 10.3.4. Обучение…………………………………………………………………………………….125 10.3.5. Мотивация и оплата труда…………………………………………………………………126 10.3.6. Международный коллектив………………………………………………………………..130 Раздел 2. Практическая часть. Упражнения по основным разделам курса,……………………………………………………....137 Темы контрольных работ…………………………………………………………………………..148 Рекомендуемая литература……………………………………………………………….151
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |