КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Методики высокого уровня формализации
1.Тесты. 2. Опросники. 3.Проективные методики. 4.Психофизиологические методики. 1. Тесты — это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и Качественных индивидуально – психологических различий. Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основу деления. Основаниями для классификации могут быть: форма, содержание и цель психологического тестирования. I. По форме психологического тестирования: 1 Индивидуальные и групповые тесты. Индивидуальные тесты - это такой тип методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Преимущества: возможность наблюдения за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), оценка его отношения к тестированию и др. Применение: необходимы при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии -для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Недостатки: менее экономичны чем групповые, так как занимают много времени и требуют высокого уровня квалификации экспериментатора. Групповые тесты – это такой тип методик, которые позволяют проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек. ) Преимущества: массовость испытании, простота процедуры проведения, быстрота сбора данных и более благоприятные, по сравнению с индивидуальным тестированием, условия для сопоставления с критерием. Недостатки: меньшая возможность взаимопонимания экспериментатора и испытуемого, что ограничивает получение дополнительной информации об испытуемом. Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными - групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно ("открытые" ответы), в других - он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает верным (закрытые ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» и» закрытый» характер. 2. Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу оперирования. Бланковые тесты (или «карандаш и бумага») представлены в виде тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов (если тестируются дети младшего возраста). Для старших подростков предусмотрены варианты, когда ответы заносятся на отдельные бланки. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании. Предметные тесты: материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известные из них: кубики Косса, тест сложения фигур из набора Векслера, тест Выготского – Сахорова. Проводятся, в основном, индивидуально. Аппаратурные тесты - это такой тип методик, который требует примения специальных технических средств или регистрации полученных данных. Применяются приборы для исследования времени реакции (реактометры рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В большинстве случаев, аппаратурные тесты проводятся индивидуально. Компьютерные тесты – это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с помощью клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Преимущества: стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. Информацию можно получить в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей. С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа следующие данные: время выполнения заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т. д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа в процессе тестирования. 3)Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно – логической форме. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованноОни очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных особенностей (например - творческих). Невербальные тесты — это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). Они включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение этих заданий опирается на перцептивные, психомоторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Они также облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений. II. По содержанию психологического тестирования: 1) Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространёнными психодиагностическими приемами. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а, прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. 2) Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей. (Гилфорд, Торренс, Медни.) Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение многими видами деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей. По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.). 3) Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Тесты достижений измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида различного рода воздействия. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте. Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные. Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления. Личностные особенности измеряются с помощью трех видов методик: тестов, опросников и проективной техники.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |