Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тирания

Читайте также:
  1. Тирания Писистрата и Писистратидов (560-520 гг. до н.э.)

Тиран вырастает как ставленник народа, но придя к власти, искореняет здоровые элементы и устанавливает произвол. Данное определение диктатуры сходно с современной действительностью.

Прошло много лет, прежде чем Платон вновь берется за перо с новым проектом государства. На 15 лет он уезжал на Сицилию. Путешествовал он в Сиракузы, чтобы воплотить в жизнь свои политические идеи. Что из этого получилось, есть различные версии. Следует отметить, что подобная деятельность удается немногим философам.

Относительно пребывания Платона на Сицилии мало что известно. Вернулся он оттуда с разочарованием, несостоявшимися планами и мечтами. Политические проблемы слишком сильно занимали его разум, чтобы оставить их окончательно. Неудачи в Сиракузах заставили его сильно усомниться в том, что философы должны управлять государством. Платон теперь стремится составить такое законодательство, которое будет максимально приближено к реальной действительности и природе человека.

Трактат «Законы»

Там дается изображение второго по достоинству гос строя. Для этого он берет смешанную форму правления: из монархии и демократии. Каждое из этих политических форм, взятое по отдельности, склонны доводить до крайности свои политические начала. Монархия – начало власти. Демократия – начало свободы. Эти начала при гипертрофированном развитии приводят к гибели. Платон ссылается на Персидскую монархию и Афинскую демократию

Политическая мудрость состоит в умении правителей себя воздерживать, поэтому монархия должна быть ограничена свободой граждан, а свобода граждан – началом власти. Тогда в государстве будет господствовать умеренность и согласие. На этом положении Платона зиждется концепция конституционной монархии

 

19.09.2011

Государство, которому предполагается дать лучшие закон, дб удалено от прибрежья, поскольку торговля ведет к роскоши и богатству, отношения с иностранцами развращают нравы.

Количество населения дб достаточно для защиты и не настолько велико, чтобы затруднить сохранение порядка. Платон определяет его в 5 тысяч 40 семейств. Причем правительством применяются меры для того, чтобы это количество оставалось неизменным. Для этого поддерживается деторождение.

Каждое семейство по жребию получает участок земли, отчуждение которого не допускается, чтобы количество дворов не уменьшалось, наследует 1 из сыновей, а прочие лица муж пола усыновляются бездетными. Здесь нет коммунистических начал. Здесь присутствует ЧС, устанавливается средний размер имущества назначением высшего и низшего предела. Все что сверх этого, отнимается в казну.

Все граждане по имущественному состоянию делятся на 4 класса:



В этом государстве высшим органом власти является коллегия хранителей законов или стражи законов. Это 37 человек, которые избираются из граждан не моложе 50 дет и могут оставаться в должности до 70 лет. Они избираются сложным способом: сначала 300 человек, потом 100, затем 37.

Вторым по значению органом является совет или сенат из 360 человек по 90 от каждого класса. Сенаторы избираются в народном собрании. Для 2-х высших классов за неявку устанавливается штраф, чтобы усилить их участие в делах государств.

Затем следуют военачальники, избираемые воинами. Высшие – по предложению хранителей законов, а низшие – высших. Замыкает иерархию государственных органов тайное ночное собрание, куда входят 10 самых мудрых старцев, причастных к божественной истине (старцы).

Сложная система выборов, предложенная Платоном сочетает 2 начала: монархические и демократическое. Выборы занимают середину между монархическим и демократическим. Монархическое для Платона остается неизвестным по сути, т.к. в Греции была демократия, и она не знала монархию. Были лишь базилевсы – военные руководители, а не полноценные монархи. Поэтому правильно называть это смешением демократии с олигархией, так как господство свободы умеряется установлением цензовой системы

В этом втором по достоинству государстве велика роль законов. Платон требует, чтобы и сами правители подчинялись законам. Я вижу, пишет он, близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Его точка зрения изменилась. Он не отказался от своей главной идеи. Надо принять то, что после разума находится на втором месте – это закон и порядок, которые охватывают многое, но не могут охватить всего. То есть Платон на собственном опыте убедился, что первые его идеи невозможно воплотить в жизнь. Здесь же уже сами правители связаны подробным до мелочей разработанным и при этом не меняющимся законодательством. Разработанность связана с недоверием Платона к людям. Эти законы регламентируют все стороны и проявления человеческой жизни. Платон по возможности старается не оставлять ни 1 лазейки для свободного усмотрения граждан. Детально регламентируется духовная жизнь граждан, вводится цензура над поэтическими произведениями, жесткое регулирование преподавания поездок за границу и даже распорядка дня и ночи. Все эти тотальные запреты – чтобы внедрить и поддерживать единомыслие и предотвратить возможное изменение политического строя.

За попытки внести изменения в законы предусматривается смертная казнь. Эти законы регулируют все, что касается религии, брака, похорон, воспитания детей, даже игры детей, и песни и танцы устанавливались законом. Так что вместо абсолютного правления философов мы видим правление неизменных законов.

Это было печальное заблуждение. С 1 стороны стремление «консервировать жизнь» было обосновано: это объяснялось тогдашним кризисом афинского государства. Он хотел предотвратить падение в пропасть. Он предстает идеалистом, личность приносится в жертву общему благу, о котором печется Платон.

Идеи вызвали критику: лучшая из них принадлежит Аристотелю - ученику Платона, который критиковал коммунистические начала и идеи единого государства. Он отмечает, что излишнее единство разрушает саму сущность государства. Лучше чтобы общее было устроено искуснее частного.

Критика ведется по нескольким направлениям. Аристотель считал, что главными стремлениями человека являются стремление к любви и заботе, то есть это семья и ЧС.

Политическое и правовое учение Аристотеля

384-322 годы до н.э.

Родился он в греческой колонии Стагира во Фракии. Отсюда его прозвище – Стагерит (Великий Стагерит). Отец его был придворным врачом и медиком македонского царя. И сам Аристотель был позднее воспитателем царского сына – Александра – будущего великого полководца. Есть разные мнения о том, есть и в Александре что-то от Аристотеля. Мощный ум будущего владыки мира соприкоснулся с гениальным умом владыки мысли. Александр позднее говорил, что отцу он обязан жизнью, а Аристотелю – осмысленной жизнью.

Философское образование Аристотель получил в Афинах, где он был метеком – чужеземцем. Он учился там в академии Платона, куда пришел 17-летним юношей и где оставался 20 лет до смерти Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем, но это не мешало ему его критиковать. Платон любил ученика, называл его чистым разумом, доверил преподавание в своей школе.

Позднее Аристотель основал свою школу – ликей или лицей – которая также просуществовала несколько столетий (около 500 лет). После смерти Александра Македонского над Аристотелем нависла угроза обвинения во враждебности к Афинам и, опасаясь расправы, он был вынужден покинут полис, перебрался куда-то и умер. Аристотеля называют самой всеобъемлющей головой среди мыслителей. Его сочинения – энциклопедия афинской мудрости. Они охватывают по чти все отрасли знания: логику, этику, эстетику, психологию, риторику, поэтику и т.д. количество его трудов очень велико – от 500 до 1000. Из них 158 посвящено описанию различных гос устройств. Среди них «Афинская полития».

Все трактаты послужили подготовительной работой к его «Политике». Аристотеля называют основателем политической науке.

В отличие от Платона, который внешний мат мир не считал истинной реальностью, а лишь тенью мира идей, Аристотель уверен в реальности внешнего мира, в независимости существования природы как источника наших идей и понятий. В политической области он тоже не увлекается утопиями, а твердо стоит на земле, тщательно изучает политический опыт современных ему государств, а также тех, которые ушли в прошлое, на основании чего пытается показать, что ведет к процветанию государства, а что – к гибели. Здесь мы находим знаменитое обоснование рабства – теорию защиты рабовладения. Будучи основано на природе рабство справедливо и полезно, пишет он, как для свободно рожденных, так и для самих рабов, которые через это выполняют свое предназначение- физический труд. Гражданам же, которые должны всецело посвящать себя государству, рабы необходимы для удовлетворения своих насущных потребностей. Граждане должны быть избавлены от работ, необходимых для насущного пропитания. Эта типичная для античной эпохи позиция. Противились рабству только те, что был против государства вообще как искусственного образования (некоторые софисты).

Взгляды на сущность государства:

Человек – это прирожденное политическое существо и инстинктивно стремится к совместному жительству, к общению с себе подобными, это приводит к возникновению сначала семьи, затем союза семей (селения), а из нескольких семей образуется государство как наивысшая форма человеческого общения. То есть это высшая совершенная форма человеческого общежития. Сущность государства – политическое общение людей, соединившихся для достижения общего блага ради целей, возможно лучшего существования. Государство создается не для совместной войны, торговых операций, предотвращения преступлений, а для того, чтобы жить счастливо. Раз цель – общее благо, то и управление должно быть общим, считает он.

Воззрением Аристотеля на сущность государства определяется его учение о формах правления. Поскольку государство – общее благо, то те формы, в которых это начало реализуется, Аристотель называет правильными. Те же в которых имеются в виду выгоды одних правителей, являются неправильными или извращенными. И те и другие разделяются на несколько видов по составу верховной власти. Эта власть может принадлежать либо одному лицу, либо немногим, либо большинству. Отсюда три правильных формах правлении – монархия или царство – власть одного, при которой имеется в виду общая польза. Аристократия – господство немногих, лучших, правящих в общих интересах. И полития – власть большинства, направленная к общему благу.

Каждой из правильных форм соответствует извращенная форма. Монархии соответствует тирания – власть одного лица, осуществляемая в его личных интересах. Аристократии –олигархия –власть богатых, пренебрегающих интересами бедных. Полития – демократия, где правит бедное большинство, игнорируя интересы богатых.

1) Монархия – тирания

2) Аристократия – олигархия

3) Полития – демократия

В 7-ой и 8-ой главах своей книги Аристотель дает очерк совершенного государства. Наилучшее государство – то, в котором счастливы все его граждане. То есть интересы государства и его граждан здесь совпадают. В отличие от Платона он убежден, что нельзя сделать государство счастливым, если не все его граждане наслаждаются счастьем.

Образцовое гос устройство возможно лишь при благоприятной внешней обстановке и соответствующих климатических условиях. Условия:

· Совершенное государство дб не слишком большим, не слишком малым. В первом – трудно установить порядок. Второе же не имеет достаточно средств для существования. Государство дб легко обозримым. Оно дб достаточно большим, чтобы удовлетворить потребности своих членов. Это необходимо и для справедливого правосудия, и для избрания ДЛ. Он исходит из практики греческих государств, которые представляют собой полисы

· Оно должно иметь сообщение с морем, что полезно как для обороны страны, так и для снабжения всеми необходимыми продуктами. Он не высказывается против заморской торговли, но и не тяготеет к замкнутому, отдаленному от прибрежья государству. Он выступает против торговли как средства обогащения, превращения государств в рынок, но вместе с тем считает, что государство должно иметь выход к морю

· Предполагает благоприятные климатические условия. Климат не слишком холодный, как на севере Европы, но и не слишком жаркий как в Азии. Холодный климат не содействует интеллектуальной жизни народа, но способствует развитию мужества. Жарки климат не способствует развитию мужественности. Поэтому северные народы обладают храбростью, но не одарены разумом, народы азиатские – разумны, сообразительны, но не отличаются мужеством. Греки же одновременно и умны, и мужественны, так как объединяют свойства и тех, и других. И здесь Аристотель выступает сторонником золотой середины. Эллинская народность занимает серединное положение.

· Граждане в совершенном государстве должны полностью посвящать себя политической жизни и добродетели. Гражданство не дается земледельцам и ремесленникам, так как их деятельность не направлена на служение добродетели. И хотя земля принадлежит только гражданам, но обрабатываться она должна рабами и метеками. Само занятие земледелием запрещается гражданам, так как для этого необходимо свободное время. Их исключительное призвание – служение государству. Оно включает в себя защиту отечества, заботу о законодательстве и управлении, суд и отправление религиозного культа (религия была делом государственным). Все эти функции должны осуществляться определенными лицами или всеми одновременно. Аристотель полагает, что поскольку юным годам принадлежит сила, а зрелы летам – мудрость, то младшие должны защищать отечество, носить оружие, а старшие – править. ТО никто не исключается из правления, а все вступают в него по очереди. В молодом возрасте все граждане проходят через военную и службу и учатся повиноваться, чтобы потом хорошо управлять. При таком положении будет соблюдено полное равенство, и никто не будет негодовать, что он находится в подчинении, так как каждый знает, что получит свою долю в правлении.

 

Все граждане разделяются на сословия:

· Военное

· Законосовещательное

· Сословие жрецов – граждане, которые утомились за время своей службы отечеству и нуждаются в отдыхе

Каждый гражданин последовательно выполняет эти функции, но чтобы они выполнялись надлежащим образом, гражданин дб воспитан в добродетели. Воспитание – основа государства. Ему Аристотель уделяет большое внимание, разработал свою систему воспитания: нравственного, духовного и т.д. Особо много он пишет о дошкольном воспитании, много внимания уделяет игре. Девушкам подходит более всего вступать в брак в 18-летнем возрасте, а мужчинам – в 37.

В вопросах деторождения нужно считаться с врачами и тех, кто знает природу. Законодатель должен удалить из государства сквернословие – признак рабского сознания и поведения.

Воспитание – дело государственное. Наилучшее государство Аристотеля представляет собой по форме аристократию, то есть господство немногих равных между собой над бесправной массой земледельцев, ремесленников, рабов. Этот идеал исключает из круга равных всех тех, кто занимается физическим трудом. От наилучшего правления Аристотель отличает то, что более всего подходит к жизни – полития или средний государственный строй. Он является реально существующим, хотя и редко встречающимся строем. Его можно назвать условно образцовым. Полития состоит в сочетании противоположных начал. Составные части всякого государства – это богатые и бедные. Из этого исходит Аристотель. Отсюда распространенные формы правления – это олигархия и демократия. Желательно же соединение этих форм, что и достигается в политии. Лучшие черты демократии соединяются, как бы смешиваются в политии с лучшими чертами олигархии. Смягчаются противоположности бедности и богатства. В таком государстве преобладает средний класс.

Полития – это средне-государственный строй. Здесь во всем господствует средний элемент. В нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, в правлении – средний класс. Встречается полития редко и у немногих. Но из всех когда-либо реально существовавших устройств такое государство в наибольшей мере соответствует идее политической справедливости. Возлагая надежды на своего воспитанника Александра, он считал, что так стоит смотреть на будущий строй греческих полисов. Аристотель одним из первых сказал, что средний класс – основа всех основ.

Считая это смешанное правление наилучшим для действительности, Аристотель не отвергает и другие. Он дает советы относительно устройства каждой политической формы, указывая на причины падения правительств и на средства их поддержания. Главную причину политических переворотов Аристотель видел в стремлении к равенству. К восстаниям, наступлениям прибегают те, кто считают себя обделенными. Поэтому демократия, например, прочнее олигархии, так как здесь народ имеет против себя только меньшинство, а богатым в олигархии опасность угрожает с 2 сторон: и от народа, и от членов собственного сословия. Он называет и другие причины: человеческие страсти, честолюбие, зависть, презрение к правителям, интриги, чрезмерное превосходство одного лица над другими, в силу чего например, афиняне прибегали к остракизму (изгнание лица сроком на 10 лет судом без лишения гражданства, без конфискации имущества), что было посредством сокрушения гордости и слишком большой силы, превентивная мера к установлению единоличного правления.

Каждой из форм угрожает своя опасность, поэтому для каждого правления свои средства его поддержания. Аристотелем они рассматриваются применительно к каждой форме правления.

· Олигархия должна облекаться по возможности в демократическую форму, особенно в отношениях членов высшего сословия между собой. Олигархии следует заботиться о благе народа. Важно соблюдать правило: должности не должны делаться средством обогащения, ибо когда почести соединяются с богатством…

Отсюда второстепенные должности полезно предоставлять низшим классам, ибо этим удовлетворяется честолюбие последних.

· Тирания поддерживается двумя противоположными способами. Один из них состоит в нравственном убеждении подданных, возбуждении в них взаимного недоверия. Второй способ состоит, напротив, в возможном приближении к царству, то есть к правильной форме единовластия. Тиран во всем должен держаться умеренности и не искать излишеств. Аристотелю был известен и такой вид тирании – тирания Писистрата (он был демократичным в принципе). Тирания – это не всегда деспотия.

Тирания и олигархия – это самые шаткие формы правления. Анализируя причины падения правительств, Аристотель приходит к выводу, что всего важнее умеренное пользование властью. Односторонние формы правления могут рассчитывать на устойчивость, когда они приближаются к среднему. В политике он также является сторонником «золотой середины». Храбрость – среднее между трусостью и бунтарством. Скромность – между бесстыдством и застенчивостью. Щедрость – среднее между мотовством и скуповством. Гордость – между тщеславием и смирением. Благо политическое всегда лежит посередине между двух крайностей и состоит в умеренности.

Правовые взгляды Аристотеля изложены как в трактате «Политика», так и в трактате «Никомахова этика». Законы бывают положительные, установленные каждым народом для себя т естественные, признаваемые всеми народами, даже если нет никаких связей и соглашения между ними. Например, воздаяние добром за добро, признательность благодетели, уважение родителей, помощь друзьям и т.п. эти общие неписаные законы Аристотель называет справедливостью или правдой. Ими восполняется неполнота законов писаных. Неполнота положительных мб как намеренная, так и ненамеренная.

Ненамеренная – когда что-либо ускользает от внимания законодателя, намеренная - когда нельзя в законе дать предписание относительно данного случая. Потому что веления законов носят общий характер, а данный случай – исключительный. Естественное право вступает в силу тогда, когда молчит право позитивное.

Писаные законы он разделяет на 2 вида по их содержанию:

1)Законы, предписывающие, что надлежит делать в отношении к обществу

2)Законы, определяющие, что должно делать в отношении к отдельным его членам

Например, человек, совершающий прелюбодеяние, совершает несправедливо по отношению к отдельному гражданину. А человек, который уклоняется от военной службы – ко всему обществу. Этим Аристотель как бы намечает деление права на частное и публичное (римское право –Ульпиан)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тирания

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 128; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.102.26
Генерация страницы за: 0.011 сек.