Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устройство конституционной монархии по Гегелю

Первое место в ней принадлежит монарху. Он является представителем государственного полновластия. Ему предоставлено право верховного решения, полновластие принадлежит не народу как массе, а государству как единичному лицу. Государство может быть представлено ФЛ. Назначение монарха –выражать личное единство государства. Причем монархия должна быть наследственной, иначе верховная воля государства ставится в зависимость от частных воль отдельных лиц, от борьбы людей и партий.

Не является ли единичное представительство государства опасным? Гегель считает, что нет: монарх не может действовать произвольно, поскольку связан мнением народного представительства, и если конституция установлена твердо, то от монарха не требуется никаких особых личных качеств, достоинств, так как ему не нужно вмешиваться во все дела, не нужно все направлять в государстве. В хорошо устроенном государстве ему часто остается только подписывать свое имя. Но это его имя чрезвычайно важно. В демократиях древности чувствовалась недостаточность простого решения, вынесенного большинством голосов и никем не санкционированного, отмечает Гегель.

Санкция же монарха (его одобрение) является как раз той точкой, которая сообщает завершенность всему законодательному процессу, делает закон законом. От верховной власти, принадлежащей монарху, надо отличать власть исполнения – применение уже принятых решений, изданных законов – это власть правительственная. Она включает в себя полицию и суд. Ее назначение состоит в применении закона к частным случаям. Это та власть. Которая подводит частное под общее. Именно эта власть соответствует частному в развитии идеи, она приходит в прямое соприкосновение с гражданами и теми частными союзами, на которые разделяется гражданское общество. Союзы и корпорации ведают местными и корпоративными интересами. А задача государственного управления заключается в охране общего государственного интереса, и исполнение этой задачи возлагается на особое сословие государственных служителей, назначаемых монархом и получающих свое содержание от государства.

Что касается законодательной власти, то в ней участвуют все 3 элемента: монарх участвует в ней своим правом верховного решения, правительство – доставлением материала для законодательной деятельности, народ – обсуждением законов через своих представителей. На чем по Гегелю основано начало народного представительства? Не на том, что народ якобы лучше понимает общие потребности интереса. Напротив, народ понимает их хуже, чем правительство. Народ есть та часть общества, которая сама не знает, чего хочет, ибо понять требования народного блага – это дело глубокой вдумчивости, знания, компетентности, что народу в общей массе недоступно.

Истинная причина народного представительства состоит в том, что эти создается многоголовый и гласный контроль над правительственной деятельностью. И уже сама возможность такого контроля. Само ожидание его наперед заставляет правительство относиться к своим делам с большей ответственностью. Но в законодательстве должна быть представлена не личная воля разрозненных лиц, не народ как бессвязная толпа, а народ в своей живой организации, объединенный в корпорации и сословия. Из трех сословий (состояний), на которые делится гражданское общество, одно, которое посвящает себя исключительно общественным делам – имеет свою отдельную сферу деятельности в государственном управлении – это чиновники, о которых речь шла применительно к вопросу о власти; это всеобщее сословие, ибо оно сознательно работает для общего блага, для общей цели. Следовательно, представительство в законодательной власти должно быть от двух других – от земледельческого и промышленного сословий. Но значение их в политическом устройстве не одинаково – одно из них назначено к тому, отмечает Гегель, чтобы играть роль посредника между двумя элементами – монархом и представительством, чтобы они действовали согласно. Этим сословием является земледельческое. Сюда Гегель включает всех собственников земли – и дворян, и крестьян. Но для того, чтобы представители этого сословия могли исполнять назначение, необходимо, чтобы они принадлежали к высшей образованнейшей его части, чтобы у них было независимое и вполне обеспеченное положение, они должны иметь материальные гарантии своей независимости. Речь идет о крупных помещиках – юнкерах.

Эта их независимость достигается учреждением майоратов, которые делают их имущество неотчуждаемым, и в качестве посредников они должны составлять особую верхнюю палату законодательного собрания. Нижняя же палата должна состоять из представителей промышленного сословия с его разделением на корпорации и общины – фабриканты, торговцы, ремесленники. Государство и здесь вправе требовать гарантий должного обсуждения законов. Главная из таких гарантий заключается в том, чтобы избираемые доказали свое знание дел занятием ранее каких-либо должностей. Это право приобретается должностью, влиятельным положением в корпорации, талантом.

Прения палат должны быть публичными, чтобы масса народа была знакома с политическими вопросами и могла влиять на их решения обсуждением в устной речи и печати. В результате такого устройство государство выступает единым лицом, цельным духовным организмом, и как таковое вступает в отношения с другими подобными лицами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взгляд Канта на философию и историю | Взгляд Гегеля на философию истории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.