Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая архитектура. Южная Индия с огромным количеством храмовых сооружений крайне бедна памятниками гражданской архитектуры

Лекция 9

(продолжение)

 

     

 

 

Чандрагири. Дворец

Южная Индия с огромным количеством храмовых сооружений крайне бедна памятниками гражданской архитектуры. Сохранились всего лишь четыре дворцовых здания, построенных между XVI - XVII вв.: Лотос-Махал в Виджаянагаре (1575 г.), Дворец в Чандрагири (начало XVII в.), Дворец в Танджуре (около 1700 г.) и дворец в Мадураи (начат в 1645 г.). Трехэтажный дворец Чиндрагири длиной 46 м стоит внут­ри крепости. Нижний этаж - каменный, верхние - деревянно-каркасные с кирпичным заполнением, покрытые штукатуркой. На каждом этаже в центе имеется большой зал с потолком из пересекающихся сводов, опирающихся на столбы. Здание завершено семиярусной башенкой типа Дравидийской шикхары.


 

 

 

Удайпур. Дворец Ман Сингха

 

В начале XVIII в. главным художественным центром северной Индии стала Раджпутана. Искусство и архитектура здесь до конца XVIII в. еще продолжали раз­виваться на высоком уровне. В сказочном по красоте Удайпуре, прозванном «Индий­ской Венецией», были созданы в XVIII в. беломраморные дворцы Ман Сингха, Джаг Мандир и Джаг Ниваса и увеселительные павильоны. Величественную панораму создают дворцы XVI - XVIII вв., построенные в Варанаси махараджами Раджпутаны в характерном для их родины стиле. В отличие от сооружений могольских императо­ров, для которых характерны центрально-осевая композиция фасада, геометрически правильная планировка внутренних помещений зданий, дворцы раджпутанских кня­зей обладали живописностью фасада и свободным, хорошо приспособленным к рельефу местности расположением дворцовых построек. Художественная вырази­тельность архитектурных форм прекрасно сочетается с их целесообразностью.

 

 

    Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял

 

 

Наиболее значительные памятники XIV - XVI вв. относятся к расцвету крупно­го индусского Виджаянагара, занимавшего всю территорию к югу от реки Кистна (Кришна) и разбогатевшего, главным образом, на заморской торговле. Отличавшаяся в свое время пышностью придворной жизни и великолепием зданий столица Вид­жаянагара Джинджи или Хампи, лежит теперь в руинах, напоминающая огромный открытый музей. О многообразии типов зданий свидетельствуют остатки много­этажных дворцовых и концертных зданий, террас, павильонов, многочисленных храмов с бассейнами, галерей и мантапам. В городской застройке не обнаружено следов регулярной планировки. Главным строительным материалом для храмовых и дворцовых сооружений был не мрамор, а местный, очень прочный гранит. Кроме гранита применялся темно-зеленый хлоритовый камень, легко поддающийся обра­ботке и резьбе. Для Виджаянгарских строений характерно сочетание этих двух раз­личных пород камня. Примером такого сочетания служит храм Ачутия Ройял с рос­кошным внутренним убранством. Дворцы и храмы в Виджаянагаре сосредоточены в цитадели.


  Канчипурам. Храм Кайласанатха

 

Храм Кайласа в Канчи, созданный с пору расцвета паллавского государства, превосходит все остальные храмы размерами (высота 26 м), цельностью архитектур­ной композиции и богатством пластического декора. Прямоугольный двор храма Кайласа по внутреннему периметру окружен однотипными целлами. На территории двора расположены зал для молящихся - махаманталам и доминирующее на всем святилище - вимана с примыкающими маленькими святилищами, подобными по форме целлами, окружающими двор. В храме Кайласа священный бассейн для омо­вений, жертвенник и павильон со статуей священного быка Нанди вынесены за пре­делы двора. В храме рационально использованы строительные материалы: цокольная часть, столбы и стены святилищ выполнены из гранита, остальные части - из песча­ника. Пропорции храма почти соответствуют предписаниям индийских трактатов для храмов этого типа. Например, в Вимане соблюдено соотношение между сторонами прасады, габхагриха и высотой шикхары 1:2. Двор в плане с наружными размерами 30 х 56 м делится на два квадрата. Скульптура и пластическое убранство храма стали типичными для шиванских храмов.

 

 

 

Бхубанешвар. Храм Парасурамешвара

Выдающиеся памятники Ориссы сосредоточены в Бхубанешваре - столице го­сударства Калинчи (VIII - XI вв.), в Гури (XI - XII вв.) и в Конараке (XIII в.). В Бху­банешваре, одном из древнейших религиозных центров Индии, насчитывалось около 7000 храмов, расположенных вокруг священного озера, из которых уцелело не более 500. Из них в хорошей сохранности - около 30. К лучшим ранним образцам орисской храмовой архитектуры принадлежат храм Парасурамешвара, построенного около 700 г. (длина 14,4 м, высота 19,2 м), и храм Муктешвара, построенный около 975 г. Оба храма состоят из примыкающих друг к другу деула и джагамохана. Продолгова­тый в плане джагамохан в храме Парасурамешвара с довольно плоским покрытием ассоциируется с обычной жилой или хозяйственной постройкой. Вход на террито­рию храма оформляет арка - торана. Композиция орисского храма строится по одной оси из примыкающих друг к другу глухих архитектурных объемов, завершенных ка­ждый своим покрытием.


 

 

Мамаллапурам. Ратха Бхимы

Ратха Бхимы и Ганеша воспроизводят чайтьи со сводчатым перекрытием, обра­зующим на торцовом фасаде подковообразную арку. Оконный проем, устроенный в торце здания, получил то же самое название - чайтья. Перекрывающий эти ратхи свод с обоих концов завершается арочными фронтонами. Ратха Бхимы, по-видимому, предназначалась не для храма, а для приюта паломников, так как на ее внешних сте­нах отсутствуют скульптурные изображения. Многоэтажные здания подобного типа, судя по письменным источникам, были широко распространены в древности. В ар­хитектурном трактате «Мансара», созданном между VI - XI вв. на основе более древних текстов, приводится несколько видов многоэтажных зданий, чаще всего квадратных в плане.


 

 

Арга. Мавзолей Тадж-Махал

В 1630 - 1652 гг. в столичной резиденции Агре, по заказу шах-джахана была воздвигнута усыпальница его жены Мумтад Махал, названная Тадж-Махал. Это ве­личественный памятник архитектуры XVII в. называют «Жемчужиной Индии». Опе­рируя найденной гармонией пропорций архитектурно-пластических объемов, зодчие создали эмоционально насыщенный художественный образ. Центрально-осевая ком­позиция всего ансамбля предельно ясна, контуры зданий четки. Главное здание с мо­гилой Мумтад Махал, увенчанное легким куполом, приподнято на высокую квадрат­ную платформу, размером 104 х 104 х 7 м, по краям которой стоят тонкие минареты высотой 45 м. Белизна полированного мрамора гробницы подчеркивает величавую торжественность сооружения (общая высота 81 м). Только при приближении вплот­ную к стенам Тадж-Махала обнаруживается тонкий изысканный орнамент из агата, малахита, янтаря, изумруда, кораллов, яхонтов и других драгоценных пород камня, искусно инкрустированных в мрамор. Тадж-Махал - последнее истинно художест­венное произведение могольской архитектуры, в котором нашел опыт многих поко­лений зодчих Индии, средней Азии и Ирана.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средневековая архитектура | Средневековая архитектура. Мечеть строилась халифом ал-мансуром одновременно с Мединой, по- видимому,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.