Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9 : Нормативно-правовое обеспечение ресурсосберегающей деятельности, перечень важнейших законодательных и нормативно-правовых актов в США и в странах Западной Европы




Рассмотрим состояние энергосбережения в Соединенных Штатах Америки, федеральном государстве. Правовые вопросы энергосбережения в США решены на жесткой обязательной основе. Пользователю энергоресурсами не предоставляется право выбирать или не выбирать путь энергоэффективного хозяйствования. Энергосбережение входит в число стратегических интересов США, которые понимают энергосбережение как способ уменьшить энергозависимость страны, сократить количество ввозимых нефтепродуктов, перейти на альтернативные источники энергии. У потребителя есть два варианта правомерного поведения: 1) потребитель энергоресурсов выполняет требования федеральных органов и органов местного штата по энергосбережению, или 2) платит штрафы за невыполнение этих требований. В 1992 году был принят федеральный закон «Energy Policy Act of 1992» (Закон об энергетической политике 1992), в котором были определены основные направления работы по энергосбережению в Соединенных Штатах Америки. Согласно этому закону была создана структура федеральных и местных агентств по энергосбережению, разрабатываются программы финансирования и поощрения работ по внедрению энергоэффективных технологий. Любой потребитель энергоресурсов обязан разработать и согласовать с административными органами план использования предоставляемых ему энергоресурсов в соответствии с требованиями указанного закона.

Известно, что США достигли больших успехов в области энергосбережения: в целом за последние 10-15 лет за счет энергосберегающих мероприятий энергопотребление было снижено на 1/4. Такой эффект был получен в результате проведения многочисленных исследований, определивших направления энергосбережения, своевременного принятия соответствующих законодательных актов, а также внедрения на их основе новых строительных технологий.

За прошедшие два десятилетия в США было принято 42 федеральных закона, регулирующих деятельность в энергетическом секторе; среди них закон «О национальной энергетической политике» (1992 г.), содержащий 308 статей. Раздел «Здания» этого закона является в нем одним из важнейших. В этом разделе:

¾ предъявляются требования к каждому штату пересмотреть стандарты по энергоэффективности для зданий, с тем, чтобы привести их в соответствие с требованиями закона.

¾ предписывается федеральному правительству разработать и предоставить правительствам штатов и местным органам управления методику энергетической сертификации зданий и требование использования этих сертификатов в актах купли-продажи зданий.

¾ рекомендуется создание центров энергетически эффективного освещения в зданиях. При этом федеральное правительство берет на себя 50% затрат на создание таких центров и 25% - на их текущее содержание.

¾ выдвинута программа ипотечного кредитования энергетически эффективного жилья с соответствующими стимулами.

В соответствии с законом «О национальной энергетической политике» в 32 штатах были приняты так называемые «энергетические нормы» - строительные нормы по энергетическим характеристикам зданий. В основу норм положен так называемый «потребительский» подход, отражающий в первую очередь интересы потребителя, т.е. требование обеспечить жителям необходимую подачу энергии и комфортный микроклимат. С целью контроля все здания должны быть сертифицированы. Выборочные проверки выполняют федеральные агентства.

Для стимулирования внедрения энергетических норм существуют так называемые проекты поддержки норм. Группы, работающие по этим проектам, проводят исследования, готовят необходимую информацию, отвечают на широкий круг запросов, поддерживают базы данных и информацию через Интернет. Эти группы способствуют принятию энергетических норм на уровне штатов, в требуемых случаях привлекают экспертов для решения возникающих проблем, разрабатывают планы по обучению и осуществляют обучение, разрабатывают пособия, руководства и другие вспомогательные документы, участвуют в выставках и конференциях, находят нужные ресурсы. Работа групп финансируется частично федеральным правительством, частично правительствами штатов, но в основном финансовую поддержку предоставляют производители новых технологий, объединяющиеся в альянсы с целью содействия внедрению своей продукции, которые заинтересованы в продвижении энергетических норм.

Например, альянс «За сбережение энергии», созданный представителями отдельных отраслей промышленности и действующий уже 20 лет, образовал специальный фонд для инвестиций в энергосберегающие мероприятия и проекты. Он также устанавливает связи между потребителями и производителями, способствует преодолению возникающих барьеров по внедрению новых технологий, стимулирует разработку законодательства.

В состав этого альянса входят 3 сенатора, Комитет по защите природных ресурсов, компания Хоневелл, Федерация потребителей США, Окриджская национальная лаборатория, Группа по теплоизоляции, Газовая компания штата Вашингтон, компания Хайдро-Онтарио, Калифорнийская энергетическая комиссия, Эдисоновский Электрический институт, Американский институт архитекторов, Гарвардский университет.

Одним из ярких примеров деятельности альянса стала программа внедрения энергоэффективных окон, начатая в 1997 г. Эта программа объединяет более 40 компаний, производящих оконную продукцию, Лабораторию Лоренса в Беркли и Департамент энергетики США. Цель программы - резко увеличить рынок энергоэффективных окон.

Чтобы потребитель мог отличить энергоэффективные товары, введена система специальной маркировки – «энергетические звезды». Маркировку продукции осуществляют специальные сертификационные лаборатории. Например, Национальный совет по светопрозрачным конструкциям выдает специальную маркировку, в которой указаны основные потребительские свойства, такие, как коэффициент теплопроводности, светопроницаемость и другие. В последнее время стали выдавать сертификаты и на здание в целом. Разработаны специальные пособия для потребителей с советами о том, как приобретать более эффективное оборудование и изделия.

Возникли и получили быстрое распространение новые формы бизнеса: одна компания предлагает другой провести за свой счет энергосберегающие мероприятия, а возврат вложенных денег и прибыль получать только за счет сэкономленной энергии.

Пять способов государственного стимулирования энергосбережения в США

1-й способ. Государство может, прежде всего, влиять на ситуацию в государственных учреждениях. В США создана специальная комиссия по исследованию использования энергии и разработки стандартов, включая стандарты в области энергосбережения для строительства, которые впоследствии стали обязательными при строительстве всех зданий, находящихся в федеральной собственности. Эти стандарты содержат перечень различных типов энергосберегающего и другого оборудования, отвечающего целям энергосбережения. Правительство Российской Федерации может влиять на внедрение таких стандартов не прямо, а через предприятия энергетики, контролируемые государством, например, через РАО ЕЭС России и его дочерние предприятия.

2-й способ. Тарифная политика. В ряде штатов США введена многоступенчатая система тарифов для разных категорий потребителей. Государство устанавливает минимальный тариф для населения, если ежемесячное потребление энергии не превышает определенного уровня, а далее, чем больше энергии расходуется сверх установленного уровня, тем выше становится тарифы.

3-й способ. Смешанным видом первого и второго способов регулирования является политика государства по вопросам покупки товаров и услуг у предприятий частного сектора. Несмотря на то, что государство может не захотеть принудительно внедрять меры по энергосбережению на частных предприятиях, оно может регулировать этот процесс путем ужесточения или запрещения заключения договоров о государственных поставках с предприятиями частного сектора, не отвечающих определенным стандартам в области энергосбережения. Другим видом такого стимулирования является ограничение доступа к грантам, выделенным государством, и государственным субсидиям для организаций и граждан, которые не приняли соответствующие программы или другие меры в области энергосбережения.

4-й способ. Налоговая политика. Во-первых, это - отсрочки по налогам (средства, затраченные на приобретение и внедрение энергосберегающих программ или приобретение соответствующего оборудования, зачитываются в уплату налогов, причем коэффициент зачетов может быть или 1:1, или 1:2, или любым отвечающим конкретным условиям). Во-вторых, это - снижение сроков амортизации энергосберегающего оборудования.

5-й способ. Государственные гранты для дополнительного финансирования инвестиций в новое оборудование. Обычно эти государственные гранты предоставляются крупным промышленным потребителям там, где можно достичь значительной экономии энергии. В Российской Федерации, например, в Саратовской области, уже приняты подобные меры для создания фонда энергосбережения. Во многих странах мира такие гранты даются не на все 100% финансирования, а только на какую-то его часть, а потребитель должен обеспечить баланс необходимых капиталовложений за счет внутренних и внешних источников.

В целях увеличения эффективности использования энергии на уровне ЕвроСоюза были приняты многочисленные нормативные акты, регламентирующие энергосбережение. Рынок энергетических услуг законодательным путем обязали развиваться таким образом, чтобы меры по энергосбережению стали его неотъемлемой частью. Энергосбережение вменяется в обязанности сетевым компаниям поставщикам энергоуслуг: электрическим сетям, поставщикам газа, угля, компаниям, работающим с отходами древесины и органическими отходами сельскохозяйственной деятельности, поставщикам транспортного топлива. Принятое в ЕвроСоюзе законодательство по внутреннему рынку энергии решает вопросы энергосбережения в основном по поставкам и транспортировке энергоносителей (так называемая «Зеленая книга» - Европейская стратегия экономической безопасности, принята Комиссией ЕвроСоюза 29 ноября 2000г.). Директивы ЕвроСоюза, такие как «Директива европейского парламента и совета по эффективности использования энергии и энергетическим услугам (Брюссель, 10.12.2003 СОМ, 739)» дополняют и развивают энергосберегающие инициативы. Принимаемые по энергосбережению меры, уменьшают энергетическую зависимость государств - членов ЕвроСоюза от внешних поставщиков энергии, и кроме того, служат на благо экологии. Стимулированное законодательными актами соперничество энергосберегающих технологий должно существенно повысить результативность реформ внутреннего рынка энергоресурсов членов ЕвроСоюза. При невыполнении потребителем требования о работе по согласованному плану энергоэффективного использования предоставляемых ему энергоресурсов к потребителю применяются санкции.

Если общий план использования энергоресурса любого клиента не представлен в течение 12 месяцев после того, как основные принципы согласованы с требованиями, или, если план не принят уполномоченным органом, и пересмотренный план не представлен повторно в течение 9 месяцев после даты такого отклонения, то уполномоченный орган должен наложить дополнительный налог 10% от стоимости энергоресурса на все количество энергии, полученное этим клиентом. Дополнительный налог должен оставаться в силе, пока план потребления энергоресурсов не будет одобрен для этого клиента. Если план не представлен в течение больше чем одного года после требуемой даты, дополнительный налог увеличивается до 20 процентов в течение второго года (или пропорционально сроку до одобрения плана) и до 30процентов после второго года, или расторгается контракт такого клиента на закупку энергии.

После одобрения приемлемого интегрированного плана потребления ресурса клиента, уполномоченный орган должна наложить 10-процентный дополнительный налог на весь ресурс, приобретаемый таким клиентом, если уполномоченный орган решает, что действия такого клиента не совместимы с утвержденным планом. Дополнительный налог должен остаться в силе, пока уполномоченный орган не решит, что действия клиента совместимы с утвержденным планом.

Постоянный рост цен на газ и другие энергоносители, а также зависимость Германии от стран-экспортеров, которая дала о себе знать и во время конфликта между Россией и Украиной, послужил поводом для нового витка дебатов о немецкой энергетической политике. Краеугольными темами дискуссии являются поддержание стабильности системы смешанного энергообеспечения, стимулирование внутригерманского производства энергии за счет использования угля и альтернативных источников энергии, а также регулирование и демонополизация немецкой газотранспортной системы.

Доля экспортируемых Германией энергоносителей составляет на сегодняшний день около 80%. Никакой другой энергоноситель не делает ее такой зависимой от иностранных экспортеров, как газ. Только 16% потребляемого газа добываются в Германии, оставшиеся 84% поставляются из Норвегии, Голландии и, прежде всего, России.

Дилемму энергетической безопасности Германия пытается решить путем энергосбережения и поддержания стабильной системы смешанного энергообеспечения. В том числе, государственными дотациями стимулируются экологичные альтернативные виды энергии и добыча бурого и каменного угля. Как один из вариантов рассматривается импорт сжиженного газа, поставки которого могут осуществляться в танкерах, минуя газопроводы.

16 ноября 2001 года в Германии введено в действие постановление «Об энергосберегающей тепловой защите и энергосберегающих отопительных установках». Новым постановлением закрепляется уровень энергетических требований к зданию по отопительным параметрам и по параметрам горячего водоснабжения.

С начала 2006 г. вступила в действие директива «Энергетические характеристики зданий», положения которой нашли свое отражение в национальном законодательстве стран - членов Евросоюза. Согласно этой директиве, разработанной Европейским парламентом и Советом Евросоюза, общая энергоэффективность здания - это количество энергии, потребляемое им, помимо прочего, на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию, кондиционирование воздуха и освещение. Поскольку здания становятся энергетическими системами, очень важно наладить взаимодействие различных отраслей. Что касается Германии, то положения директивы ЕС введены в существующий национальный закон (нормы), относящийся к энергосбережению.

Важно отметить, что внедрение энергосбережения в Германии финансируют банки и крупные корпорации, а не государство. Германия является страной, которая наиболее активно использует современные технологии энергосбережения и альтернативные источники энергии. Сегодня уже треть всей электроэнергии здесь получают от ветроустановок.

По новым энергосберегающим проектам все бассейны в городе Берлине будут оснащены солнечными батареями. В этой стране действует и федеральная программа «100 000 солнечных крыш», которая направлена на широкомасштабное использование тепла небесного светила. Таким образом, современная Германия выбирает альтернативные источники в качестве одного из основных эффективных средств энергосбережения.

В конце 70-х годов Правительство Дании ввело строгие стандарты на эффективность бытовых приборов, потребление электроэнергии этими приборами существенно сократилось (более, чем на 30 %). Но, отчасти потому, что некоторые бытовые приборы стали более экономичными, и следовательно, их эксплуатация обходилась дешевле, увеличились продажи других бытовых приборов. Общий результат: совокупное внутреннее потребление электроэнергии в Дании возросло на 20 %. В самом деле, согласно одному из официальных показателей на квадратный фут жилья потребляется меньше электроэнергии, но так как люди теперь живут в более просторных домах, чем раньше, следовательно, они потребляют больше энергии. Несмотря на более экономичные автомобили, объем потребления автомобильного топлива средним домашним хозяйством растет. Ездить на автомобиле стало дешевле.

Но правильное сочетание законодательной политики и экономических рычагов - налогообложение, государственные субсидии, оптимизация структуры тарифов на энергоносители - помогло Дании стать примером для всего мира в области эффективного использования энергии.

Первый Энергетический план был разработан в Дании и начал действовать в 1976 году. Основной его целью являлось достижение высоких и надежных показателей энергоснабжения. В частности, был предусмотрен комплекс мер по сокращению зависимости энергетики страны от импортируемой нефти. Кроме того, была создана законодательно-правовая база энергоснабжения. В течение 10 лет после вступления в силу первого Энергетического плана были запущены второй и третий планы, дополняющие уже действующие проекты.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные положения закона об энергетической политике США (Energy Policy Act of 1992).

2. Каково снижение энергопотребления США за последние 10-15 лет?

3. Перечислите основные положения раздела «Здания» закона «О национальной энергетической политике» США.

4. Перечислите основные преимущества строительства при использовании энергетического нормирования.

5. Какие институты участвуют в финансировании проектов поддержки энергетических норм?

6. Назовите яркий пример деятельности альянса «За сбережение энергии», программу, начатую в 1997 г. и объединяющую более 40 компаний, в т. ч. Лабораторию Лоренса и Беркли.

7. Назовите один из способов государственного стимулирования энергосбережения в США, который нашел свое отражение в Российской Федерации для создания фонда энергосбережения.

8. Какова величина дополнительного налога, применяемого в Евросоюзе при несвоевременном предоставлении плана (не более 12 месяцев просрочки) использования энергоресурса?

9. Какова доля экспортируемых энергоносителей в Германии?

10. Какая страна стала примером для всего мира в области эффективного использования энергии с помощью наиболее правильного сочетания законодательной политики и экономических рычагов?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.