КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-политическое развитие России в первой половине XIX века
Внешняя политика России в первой половине XIX века Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Социально-политическое развитие России в первой половине XIX века. Россия в первой половине XIX в. Все общество было разделено на пять основных сословий. По-прежнему дворянство было единственным сословием, «имевшим права гражданские, но не имевшее прав политических» (по выражению М.М. Сперанского). К привилегированным сословиям относились духовенство, которое еще Петр I освободил от воинской повинности и податей, и подразделявшееся на 3 гильдии купечество, также освобожденное от некоторых податей и рекрутчины. Мещанство, состоявшее из непривилегированного населения городов, по-прежнему оставалось податным сословием, поставлявшим рекрутов в армию и не освобождавшимся от телесных наказаний. Крепостные крестьяне — самое многочисленное и самое бесправное сословие — составляли, по имеющимся данным, к середине XIX в. более 30 млн. человек и несли основное бремя податей. Из них почти половина принадлежала к государственным крестьянам, имевшим больше личной свободы и земли. На севере России и в Сибири государственные крестьяне составляли большинство населения; в этот разряд были зачислены народы Поволжья (чуваши, мордва, мари, татары). Часть крестьян принадлежала царской фамилии (дворцовые крестьяне). В начале XIX в. Россия была громадной державой, территория которой, располагаясь на двух континентах, составляла тысячи квадратных верст (18 млн. кв. км) с населением 43,7 млн человек. В первой половине XIX в. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Главным явлением в сельском хозяйстве стало разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в деревню. В промышленности России в XIX в. происходит промышленный переворот. Он заключается в переходе от ручного труда к машинному производству, от мануфактуры к фабрике. Промышленный переворот в России происходит позднее, чем в Западной Европе; начавшись на рубеже 30-40-х годов, он заканчивается на рубеже 70-80-х годов Х!Хв. С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя - вольнонаемных рабочих. На основе применения вольнонаемного труда начали формироваться основные промышленные районы: Северо-Западный, Центральный, Южный. В середине XIX в. появляется новый вид транспорта для России - железнодорожный. На реках появились первые пароходы. Александр I (1801-1825) О личности Александра 1: Старший сын Павла I и внук Екатерины II, нареченный ею в честь Александра Невского, покровителя Петербурга, он воспитывался между враждующими дворами — отца и бабки, что выработало в нем характер сложный и противоречивый. Постоянное лавирование между их сторонниками научило его приспосабливаться к обстоятельствам, использовать людей в своих интересах. Екатерина II сама руководила его воспитанием и образованием, привлекая, для этого наиболее просвещенных людей своего времени. Именно от нее Александр унаследовал либеральные идеи, которые излагались и объяснялись ему, когда он был еще наследником престола. Не случайно наставником императора в те годы был швейцарец Ф.С. Лагарп, республиканец по своим убеждениям, приверженец идей Просвещения. Помимо прочего, Лагарп оказал несомненное нравственное воздействие на молодого Александра, который впоследствии говорил, что всем, что есть в нем хорошего, он обязан Лагарпу. Современники отмечали незаурядный ум молодого императора, Умевшего быстро схватывать любую мысль, в Европе заметили в нем свойство очаровывать, привлекать к себе людей, но Наполеон сумел разгадать характер своего соперника: «Это истинный византиец... тонкий притворный, хитрый». Либерал в первые годы своего царствования, он все больше становился консерватором, а в последние годы жизни—да^ реакционером. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма наложила отпечаток на характер внутренней и внешней политики России в 1815—1825гг. Александр 1 до 1815г. проводил политику просвещенного абсолютизма. Либеральные реформы Александра 1: Еще до восшествия на престол, в 1796 г., вокруг Александра сложился дружеский, «интимный» кружок молодых аристократов, близких ему по духу, среди которых были граф П.А. Строганов, его двоюродный брат Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей. Собираясь тайно, они вели беседы об отмене крепостного права, необходимости республики, составляя оппозицию Павлу. С 1801 г. основная работа по подготовке реформ в либеральном направлении проходила в созданном ими Негласном комитете — своего рода совещательном органе при императоре, на который Александр опирался в первые годы своего правления. Требовалось сменить коллегиальность на единоначалие, ввести прямую ответственность министров перед верховной властью, разграничить функции министерств. В 1802 г. старые петровские коллегии были заменены новой формой высшей исполнительной власти —министерствами. Вместо прежних 12 коллегий было создано 8 первых министерств: Военно-сухопутных сил, Морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. В 1810—1811 гг. число министерств увеличилось— были введены еще три: министерства полиции, путей сообщения и государственного контроля. В таком виде министерства просуществовали вплоть до 1917 г. Был реформирован Сенат. В 1810г. учрежден Государственный совет, которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. Наиболее активным сторонником реформирования системы государственного управления был М.М. Сперанский. Личность Сперанского М.М.: Благодаря исключительному уму и способностям, он, сын сельского священника, достиг самого высокого положения в обществе и получил чин действительного статского советника. Сперанский обладал универсальным знанием России — от крестьянской избы до кабинета императоров. Весь масштаб преобразований Сперанского свелся к учреждению в 1810 г. Государственного совета— законосовещательного органа при императоре. Прерогатива инициативы и окончательного утверждения законов оставалась за императором. Члены Государственного совета не избирались, а назначались императором из числа высших сановников. В таком виде Государственный совет просуществовал вплоть до 1906 г. Общественная борьба вокруг проектов закончилась победой противников Сперанского, который в 1812 г. был удален от дел и отправлен в ссылку. Его место занял А.А. Аракчеев. В практическом плане реакционную политику стал проводить граф А.А. Аракчеев. Близкий к Александру реакционер А. А. Аракчеев, впервые выдвинулся еще при Павле I и стремившийся к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Последнее десятилетие царствования Александра 1(1815—1825) стало эпохой отхода от либеральных принципов. По имени ее проводника она получила название "аракчеевщина". Эта политика была нацелена на упрочение абсолютизма и крепостного права. Наиболее ярким проявлением "аракчеевщины" стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. Учреждение в 1816г. военных поселений, в разряд которых были переведены целые районы страны (преимущественно на северо-западе и юге), населялись казенными крестьянами. Военные поселяне были крестьянами и солдатами одновременно. Ясно, что подобная мера вызывала жестокое сопротивление крестьян вплоть до восстаний. Дальнейшие меры консервативного курса: К 1822 году относится рескрипт о запрещении тайных обществ и масонских лож и взятие с военных и гражданских чинов подписки, что они не будут принадлежать к таким организациям. В 1821—1823 гг. вводится централизованная сеть тайной полиции в гвардии и в армии, «черные кабинеты» занимаются просмотром (перлюстрацией) всей частной переписки. В 1820—1825 гг. усиливаются гонения на просвещение и печать, на университеты. В царствование Николая I (1825-1855) консервативно-охранительная тенденция во внутренней политике еще более усилилась. Личность Николая I (1825—1855) неоднозначно оценивалась как современниками, так и последующими историками. Жестокий деспот и тиран, душитель декабристов, глубоко чуждый конституционному режиму и идеям либерализма, равнодушный к духовной стороне жизни в одних глазах, он в то же время вызывал восхищение многих своих приближенных выдающимися личными качествами — природным умом, необыкновенной работоспособностью, порядочностью, неприхотливостью в быту, но главное — чрезвычайно сильно развитым чувством долга, в понятие которого он вкладывал заботу о нравственном и материальном благополучии своих подданных. Николаю была чужда всякая мысль о каком-либо ограничении монаршей воли, направленной на заботу о подданных. Младший внук Екатерины II, Николай I воспитывался иначе, чем его старшие братья, и не готовился к управлению империей. В противоположность им, он вырос под непосредственным наблюдением своего отца Павла I, унаследовав от него наряду с любовью к дисциплине и политические симпатии. Николай взошел на престол в 1825 г. после смерти брата — бездетного Александра I и вынужденного отречения от престола (по причине морганатического брака, т.е. брака с лицом не царской крови) второго брата Константина. На протяжении всего царствования политический курс императора оставался последовательно консервативным — основные мероприятия сводились к усилению централизации и бюрократизации управления страной при сохранении незыблемости самодержавной власти. При Николае 1: Николай I начал реформы с создания свода законов. К концу 1832 г. закончилась подготовка всех 15 томов «Свода законов Российской империи». Сперанский был удостоен ордена Андрея Первозванного — высшего знака отличия Российской империи, который был снят с себя Николаем I и торжественно возложен на него на заседании Государственного совета. При Николае I Государственный совет утерял свое значение в решении государственных вопросов, а система министерств была фактически подменена органом, получившим огромное влияние, — Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Ее Первое отделение представляло личную канцелярию императора, Второе — занималось кодификацией законодательства, Третье — ведало политической полицией, Четвертое - управляло благотворительными заведениями. Объектами их регулирования становились самые различные сферы человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Видя свою главную опору в армии и чиновничестве, Николай счел необходимым создание налаженной бюрократической системы. С этой целью был значительно увеличен аппарат чиновников (с 15—16 тыс. в начале XIX в. до 61,5 тыс. в 1847 г. и 86 тыс. в 1857 г.). Началом для утверждения охранительной идеологии послужило создание в 1826 г. Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Функции Третьего отделения были всеобъемлющи, полномочия — безграничны: тайный и явный политический надзор, цензура, контроль всей государственной машины. Сведения поступали через сеть тайных агентов во всех слоях общества, а система просмотра частных писем стала неотъемлемой частью методов надзора. В 1827 г. Третьему отделению был придан корпус жандармов, а вся Россия поделена на несколько жандармских округов. Фактически это означало создание эффективной полицейской системы, направленной на подавление любого инакомыслия. Третье отделение возглавил А.X. Бенкендорф, человек, безгранично преданный императору, из рук которого он, по легенде, получил платок, чтобы «утирать слезы сирот и обиженных». Идеолог консервативного, или охранительного, направления С.С. Уваров сформулировал впервые в 1832 г. свою знаменитую триаду — «православие, самодержавие, народность». Как министр народного просвещения, Уваров видел необходимость «найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие, собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения». Эти три взаимосвязанных начала и легли в основу «теории официальной народности». В ходе финансовой реформы (1830—1844), инициатором и проводником которой был граф Е.Ф. Канкрин, в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, что укрепило финансовую систему России. Временно оказался достигнут бездефицитный государственный бюджет, значительный удар по которому позднее нанесла Крымская война. В сфере просвещения определяющим стал Устав 1828 г. для низших и средних учебных заведений. Он устанавливал замкнуто-сословную систему образования и строжайший правительственный контроль со стороны Министерства просвещения, утверждавшего все учебники и программы. Для «самых низших состояний» предназначались приходские школы, для горожан недворянского происхождения — уездные училища, для дворян и чиновников — гимназии. Переход от первых двух ступеней к гимназии был затруднен, чем нарушалась преемственность обучения. Новым университетским Уставом 1835 г. университеты страны лишались значительной части автономии и отдавались под власть высшей бюрократии. Внутренними делами теперь ведал не совет университета, а правление, всецело подчиненное попечителю. Университетский суд упразднялся, вся жизнь регламентировалась, плата за обучение повышалась, набор студентов сокращался. Министр просвещения мог назначать администрацию и профессоров по своему усмотрению. Цензурные уставы 1826 и 1828 гг. придавали цензуре полицейские функции, что породило настоящий цензурный террор. По словам современников, параграфы этих «чугунных» уставов предоставляли обществу «полную свободу молчания». Важнейшей проблемой внутренней политики России являлись взаимоотношения помещиков и крестьян. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от европейских государств. Крепостное право и не заинтересованность крестьян в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным, а отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Александр I и Николай I понимали необходимость изменения существующего положения. По их поручению государственные деятели и Секретные комитеты разрабатывали проекты освобождения или хотя бы улучшения положения крестьян. Опыт показывал, что освобождение крестьян, не сопровождаемое наделением землей, в значительной мере ухудшает их экономическое положение. Поэтому крестьян предполагалось освободить только в том случае, если освобождению будет сопутствовать наделение их частью земель, принадлежащих землевладельцу. Но для того чтобы это сделать, требовалось нарушить принцип, согласно которому земля являлась частной собственностью дворянства. Участники комитетов не осмеливались игнорировать права дворянства. На этом основании комитеты стремились не к отмене крепостного права, а к упорядочению отношений между крестьянами и помещиками в рамках крепостного строя. Правительство ограничилось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. Ряд принятых законов по крестьянскому вопросу привел к частичным изменениям, не менявшим сути крепостнических отношений в деревне. К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах, а самой острой проблемой в стране стал аграрно-крестьянский вопрос.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |