Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная культура, ее структура и виды

Социальной безопасности

Информационная культура как фактор

 

Представляя собой важнейший сегмент культуры современного общества, информационная культура, вместе с тем, как бы пронизывает все остальные культурные подсистемы, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры. По мнению А.И.Ракитова, вопрос об информационной культуре имеет фундаментальный характер, так как связан с основными проблемами информационно-индустриального общества и процессами создания принципиально новой технологической базы его духовной и социальной модернизации[1].

Многие авторы отмечают многогранность понятия «информационная культура», возможности его употребления в самых различных значениях. Связано это, прежде всего с тем, что понятия культуры и информации являются одними из наиболее абстрактных[2].

Слово «культура» (лат. cultura) появилось более двух тысяч лет тому назад. Первоначальное употребление термина «культура» связано с трудом, активной, преобразующей деятельностью людей. Этимологически оно обозначало – «возделывать», «обрабатывать», то есть «обрабатывать землю», «возделывать почву». Позже к этому добавилось «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». У В.И. Даля в «Толковом словаре» «культура - это обработка и уход, возделывание; это образование - умственное и нравственное». Можно сказать, что культура - это определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития, в котором воплощаются и физические, и духовные качества человека. Культура - это все то, что создано человеком в процессе творчества, а также сам процесс творческого созидания. Это - способ жизни человека, необходимая среда обитания.

В истории отечественных исследований феномена информационной культуры личности выделяют три периода: 1970-1980-е годы, 1980-1990-е годы, с 1990-х годов - до настоящего времени. Первый период отмечен активными творческими попытками теоретического и экспериментального изучения проблемы формирования информационной культуры личности. Термин «информационная культура», появившийся в первой половине 1970-х годов, стали использовать библиографоведы, библиотековеды, книговеды. В начале 1980-х годов была предпринята попытка описать область применения информационной культуры с педагогической точки зрения.
Для второго периода характерно расширение проблематики формирования информационной культуры. Следствием этого явилась активизация деятельности не только и не столько ученых педагогической науки, сколько представителей смежных наук: философии, обществоведения, информатики. Понятие «информационная культура» приобретает категориальный статус и используется в широком специально-научном и философском контексте. В этот период были сделаны попытки привлечь внимание научной общественности к феномену информационной культуры как к рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности личности, а также использование диагностики уровня сформированности информационной культуры личности.

Третий период характеризуется необходимостью осмысления и обобщения накопленных знаний по теории информационной культуры в рамках новой научной дисциплины - информационной культурологии. В 1990-е годы в ходе развития теории информационной культуры в круг принимающих участие в ее формировании специалистов вошли представители таких наук, как культурология, педагогика, социология, психология и др.

Следует отметить, что однозначного определения информационной культуры еще не существует. Она определяется как информационные качества личности (Вохрышев М.Г., Зубов Ю.С.), как информационная деятельность (Хангельдиева И.Г.), ее связывают с определенным уровнем знаний, (Медведева Е.А.)., с новым типом общения (Михайловский В.Н.), встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Соснина Т.Н.). Такой разнобой отражает как сложность и разноплановость этого феномена, так и то, что устойчивая традиция осмысления информационной культуры еще только формируется.

Большинство определений подразумевает под информационной культурой совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность. Более того, часть авторов сужает информационную культуру до рамок компьютерной грамотности. Такой подход является неверным и чрезмерно узким, не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. По мере информатизации общества эта сфера расширяется, процесс выступает в качестве объективно необходимого для развития общества. Поэтому более правильным является определение специалистов, считающих информационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой человеческой культуры в целом.

Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.

 

Понятие информационной культуры.Информационная культура – область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. Обычно это понятие употребляется в двух аспектах: 1) оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации; 2) качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации.

 

Информационная культура предполагает новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы. Однако, не ограничиваясь этим, информационная культура представляет собой качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Поэтому информационную культуру можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие культур и субкультур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

 

Социокультурная и технико-технологическая стороны информационной культуры.Информационная культура представляет собой органический синтез информации и культуры. Она, с одной стороны, предполагает определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Вместе с тем, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. Это дает право выделить два аспекта анализа информационной культуры: социокультурный и технико-технологический.

В технико-технологическом смысле информационная культура – это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. В таком понимании она является показателем не общей, а скорее профессиональной культуры. Информационная культура в таком аспекте вбирает в себя знания наук, использование достижений которых необходимы для успешной информационной деятельности, и умение применять эти знания на практике.

В социокультурном смысле информационная культура – это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей культуры человечества, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового информационного пространства. Она определяет уровень информационного общения – принципиально новые формы связей без личного присутствия индивидов в режиме диалога. В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в этом быстро изменяющемся мире. Как часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).

Необходимым элементом информационной культуры является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение включает в себя убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационное мировоззрение тесно связана с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.

Таким образом, информационная культура - это совокупность системных сведений об основных методах представления и добывания знаний, а также об умениях и навыках применять их на практике. Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий. Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете).

Информационную культуру можно классифицировать по субъекту, который выступает ее носителем. В этом случае ее можно рассматривать на трех уровнях: информационная культура личности; информационная культура отдельных групп сообщества; информационная культура общества в целом.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура личности проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Следует сказать, что в самом общем смысле информационная культура – это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, правил и навыков, позволяющих находить и использовать данные независимо от места их нахождения.

К числу информационных барьеров, обусловленных объективными причинами, можно отнести:

  • пространственные (связанные с неизвестностью местонахождения документа и необходимостью его поиска в больших документальных массивах);
  • количественные (отражающие невозможность для потребителя физически освоить все источники информации, соответствующие его потребностям);
  • географические (связанные с расстоянием между документом и потребителем);
  • языковые (незнание потребителем языка, на котором написан документ).

Существуют информационные барьеры, связанные с субъективными факторами. Это, например:

  • недооценка роли информации в профессиональной деятельности;
  • боязнь трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации
  • неумение выбрать правильную стратегию документального поиска;
  • отсутствие необходимых библиотечно-библиографических знаний и навыков работы с информационными системами;
  • недостаток средств для приобретения источников информации и оплаты услуг;
  • административные ограничения, затрудняющие получение информации;
  • режимный характер доступа к информации;
  • продолжительность сроков прохождения информационных материалов по издательским каналам;
  • искажение и потеря информации при ее обработке в информационных службах;
  • ограничения идеологического и политического характера и др.

Выделение двух сторон информационной культуры позволяет различать понятия «информационная культура» и «информационная грамотность». Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, концепция информационной культуры личности шире, чем концепция информационной грамотности. В отличие от информационной грамотности, она включает такой компонент, как информационное мировоззрение, предполагающее обязательную мотивацию личности на необходимость специальной информационной подготовки. Концепция информационной культуры позволяет отнести информационную подготовку личности к сфере культуры, что дает возможность обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационных культур, избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур – технократической и гуманитарной.

Информационная культура организаций (компаний), в зависимости от характеристики их деятельности, выступает в самых разнообразных формах – научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и т.д. По мнению И. А. Негодаева, сегодня в компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры, каждый из которых влияет на способ использования информации, информационное поведение и отражает приоритеты в использовании информации[3].

1. Функциональная культура. В данном случае информацию используют прежде всего для влияния на других. Эта культура в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.

2. Культура взаимодействия. В культуре взаимодействия менеджеры и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования процессов и роста эффективности. Прямой обмен информацией о возможных срывах и провалах необходим для устранения проблем и адаптации к изменениям.

3. Культура исследования. В культуре исследования менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу. Здесь господствующим информационным поведением является предвидение. Мёнеджеры и служащие ищут информацию, чтобы лучше понимать будущее и то, как изменить собственную деятельность и приспособиться к будущим тенденциям. Сегодня во многих компаниях существуют "зоны" исследовательской культуры в службах, связанных с обслуживанием клиентов, с исследованиями рынка, с технологическими исследованиями и разработками и со сбором информации.

4. Культура открытости. Здесь менеджеры и служащие открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен, ищут способы прорыва к конкурентоспособности. Эти компании сознательно отбрасывают старые подходы к бизнесу, чтобы освободиться для поиска новых перспектив и идей, обещающих создание новых продуктов и услуг, которые могли бы изменить условия конкуренции новых рынков и отраслей.

Информационная культура общества зависит как от государственной стратегии информатизации общества, так и от готовности гражданского общества вообще, и личности в частности, к ее восприятию и выполнению. Культура личности и культура социума – объекты коэвалюционно развивающиеся, творящие, обогащающие друг друга. Культура есть и условие, и поле реализации индивидуальности и неповторимости человека. Личностный уровень культуры зависит от культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой составляющих его человеческих индивидов. Безусловно, культура общества порождает некие общесистемные черты и качества, интересы и ценности, присущие всем входящим в него индивидуальностям. Но эти общие характеристики приобретают смысл, прочность и силу только в том случае, если они не подавляют уникальные особенности личностей, а выступают средством развития составляющих эту культуру личностей. Социальное взаимодействие обеспечивает актуализацию культуры, так как вне его культура выступает лишь потенциальной возможностью культурной деятельности. Фиксируя итоги общественной практики людей, культура отражает результаты человеческого развития. При этом важно отметить, что процесс творческого развития личности как процесс усвоения культуры обусловлен не усилиями отдельных интеллектуальных групп общества, а собственной общественно-преобразовательной деятельностью личности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аномалии, вызванные структурными изменениями хромосом | Функции информационной культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.