Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III Вселенский Собор

 

Сирийцы не поддержали реакцию Кирилла Александрийского на Нестория. В Сирии обратили внимание на неудачное выражение Кирилла: «единая природа Бога Слова». Сирийцы собрались до конца защищать Нестория, потому что первоначально в 427 году Несторий очень ретиво борясь с еретиками, говорил, что ему не нравиться, действительно это выражение «Богородица» и лучше его заменить на «Человекородица». Когда поднялся Египет, недовольный этим выражением Нестория, под давлением, Несторий заменил слово «Человекородица» на «Христородица», а через год согласился с термином «Богородица». В связи с этими столкновениями император Феодосий II предложил проведение Собора, который и состоялся летом 431 года в Эфесе (город в провинции Осия на побережье Эгейского моря). Собор проходил в храме Девы Марии. Этот собор был один из самых плохо подготовленных и плохо исполненных. Весьма и весьма некрасиво все получилось. Собор был открыт при многих отсутствующих (218 человек присутствовало). Из-за этого Несторий не явился. Мол, многие еще не приехали. На Соборе было решено, что Несторий учит нечестиво, т.е. он был осужден. Это уже не особо хорошо, потому что дело Собора не столько осуждать кого-то, а самим выработать вероучение. Никейский Собор – Никейский Символ Веры, Константинопольский Собор – Никео-Цареградский Символ Веры. А вот здесь не было выработано никакое вероучение, что очень и очень не хорошо. Опоздавшие представители Рима и Греции поддержали Кирилл Александрийского. А прибывшие сирийцы (их было 36 человек) уже помочь Несторию никак не могли. Вопреки указу императора, члены Собора начали разъезжаться. Через три месяца, осенью в конце 431 года началась переписка между Иоанном Антиохийским и Кириллом Александрийским. Постепенно они пришли к общему мнению в этой переписке. В 433 году Кирилл подписал письмо с вероизложением из Антиохии. В нем уже четко выражалась вера, что во Христе две природы (божественная и человеческая) соединяются в одно лицо и одну ипостась. Этот документ получил у историков наименование «Антиохийское согласие». Его автором считается Феодорит Киррский, кстати, родственник Нестория, личность тоже незаурядная, именно, не кто иной как он, называл Кирилла Александрийского фараоном. Вначале после Собора Несторий был сослан в родной монастырь под Антиохией, затем в конце 440-х готов в Петру (отчасти даже, чтобы спасти его от начавшихся беспорядков, это как раз время, когда жгли его книги), а затем на юг Египта, где и умер в начале 451 года. Правда всю оставшуюся жизнь он надеялся на то, что его правда восторжествует[37].

После смерти Кирилла Александрийского реакционные силы в Египте разбушевались. Уже к 445 году они громили несториан, сжигали несторианские книги. У них был такой звучный лозунг: «Несторий не один, Несториев много!» и другой «За Богородицу!». Везде им мерещилось, что Несторий оскорбил Богородицу, и несториане продолжают это делать. Из Египта это движение перешло в Константинополь, в Малую Азию и в Сирию (Почему Нестория в этот момент и переправляют в Петру).

В отличие от арианства несториане сегодня еще сохранилось. Это Сиро-Халдейская Церковь в Сирии, в Америке, в Австралии. В Ираке при режиме Саддама Хусейна несториане были в привилегированном положении. Ассирийцы, эмигрировавшие на наш Кавказ, в нашем городе ассирийцы раньше были представлены как сапожники.

 


[1] Большинство данных говорят об этом. У нас только один такой чисто римский источник, который говорит о том, что Константин крестился в 323 году от папы Сильвестра, понятное дело – в Риме. Источник этот, понятно, поздний, и, скорее, желающий подчеркнуть связь Константина с Римом, потому что, начиная с V века, Рим как духовный центр, как место епископа, будет играть особую роль на западе и в начале Римской Империи, а тем более с ее разрушением, и, конечно же, как будет подчеркиваться в Риме, это один из множества подобных фактов особого благословления римского епископа императору, в данном случае его крещение в Риме. Но это именно и только римский источник об этом говорит. Можно его допустить с тем лишь только доводом, что он действительно в 323 году заболел и мог креститься, но в 323 году он был уже в достойном таком возрасте, тем более в год своей смерти в 337 году. Широко известен тот факт, что многие люди христианского даже вероисповедания оттягивали крещение как можно дальше. Поэтому то, что и сам Константин оттягивал на последние дни своей жизни крещение – это вполне естественно для того времени. Но датировка, скорее всего, – 337 год. А 323 год – это, скорее, желание римлян, чтобы Константин крестился у них, в Риме, от папы. Это еще будет важно для VI – VII вв., когда императорской власти не будет на западе, все будет захвачено варварами, а римский епископ будет. Факт крещения Константина от папы будет еще одним таким аргументом в пользу легитимности значения христианства на западе. Но большинство свидетельств все-таки говорит о 337 годе. Что касается того, был ли он христианином по своей жизни, то он жил, скорее, армейской, военной, нежели христианской жизнью. Значение для Церкви он приобрел двумя такими мощными деяниями как Миланский Эдикт и I Вселенский Собор. Надо понимать, что именно из-за этих фактов Церковь его так возвеличила. При жизни его прекрасно понимали, что в жизни он не всегда ведет себя как настоящий христианин и упреки в его адрес были даже при его жизни.

[2] Арианство будет иметь поддержку у окружения Константина и будет известно своими интригами вокруг тех епископов, которые будут ему (арианству) сопротивляться. Это, кстати, будет одной из причин того, почему арианство проиграло исторически. Уж слишком много интриг они плели.

[3] Оснований предполагать, что Константин был скрытым арианином, нет никаких. Скорее легче предположить, что он вообще мало понимал в этих вопросах. Человек, с детства военный, патриций, задача которого - война, армия и т.д., наверно даже и не думал разбираться в этом богословии, но очень четко понимал, что в единой империи должна быть единая вера. Он надеялся, что в Церкви будут сохраняться мир и единство. Это для всей его деятельности мощный, серьезный лейтмотив.

[4] Иногда встречается название Собор 318 епископов. Пугаться не стоит. В данном случае, возможно, число 318 имеет символическое значение. В 14 главе кн. Бытия встречается это число. Именно столько было верных рабов у Авраама.

[5] Иногда встречается в современной литературе Хосе из Кордубы.

[6] Сохранился подлинный документ с I Вселенского Собора, считающийся наиболее полным. Сохранился не целиком. Список подписей обрывается толи на 103 толи на 123 имени, поэтому (увы!) подписи Николая Мирликийского или Спиридона Тримифундского там нет, потому что подписи ставились в порядке значимости кафедр: римская, александрийская, иерусалимская, антиохийская, а Миры Ликийские и Тримифунд – маленькие городки. Поэтому подписи Макария Иерусалимского и Александра Александрийского есть, а вот святителей Николая и Спиридона, к сожалению, нет.

[7] Он же Евсевий Памфил, автор первой церковной истории.

[8] Это слово тогда еще так широко не употреблялось в этом значении. Исторически это не точно. Здесь употребляется для отличения их от ариан.

[9] Еще задолго до I Вселенского Собора каждая Церковь мало-мальски стоящая на ногах и крепкая, такая как Кесарийская, Александрийская, Синопская, Коринфская и т.д. Вырабатывали свой Символ Веры. Причем чаще всего их было два: крещальный и общеевхаристический (богослужебный). Много споров было в конце XIX века о том, какой Символ Веры взял Евсевий Кесарийский – крещальный или общеупотребимый. Скорее всего, второй. Филологически анализируя текст никейского символа веры, исследователи склонялись ко второму варианту.

[10] Почему с подсказки? Потому что, ни до, ни после император больше в богословские споры не вмешивался.

[11] Христианский писатель начала III века. Его до сих пор любят цитировать. Ему принадлежат такие выражения как «Душа по природе христианка», «Верую, ибо абсурдно», «Мученики есть семя новых христиан» и т д. У Достоевского в слегка измененном виде встречается его мысль «Красота спасет мир». У самого Тертуллиана сказано, что истинная красота в богоявлении и в боговоплощении и именно поэтому она спасает мир.

[12] Кстати, именно поэтому первая реакция на Василия Великого на западе будет отрицательной. По той простой причине, что в круг друзей Афанасия он не входил. Такой уж был штамп на западе.

[13] Кстати, Александрийский Собор 362 года известен также еще и тем, а может и более тем, что он окончательно утвердил канон книг Священного Писания.

[14] Это поколение позднейшие историки еще назовут «младоникейцами».

[15] Кстати, впоследствии орден бенедиктинцев возьмет за основу как раз устав Василий Великого. Понятное дело речь идет о западе, где образование в то время, мягко говоря, серьезно хромало и там будут не столько занятия наукой, сколько переписывание книг – этакая письменная работа, которую даже будут критиковать за рутинность.

[16] В то время епископы часто подписывали до нескольких символов веры: три-четыре, а лучше пять. Может один из них правильный.

[17] Плотин учил о едином божественном как уме и душе. Оригенисты не любили слово ипостась в применении к Божественной сущности, а вот у философов уже что-то такое было. И вот Василий Великий это использует. Иногда даже говорят о неком таком синтезе Василия Великого, что он примирил Аристотеля с александрийцами, с александрийским богословием и философией. Взяв у Плотина его использование понятия трех ипостасей к обозначению божества. Здесь главное, что Василий использует философию. До него многие обходили философию стороной.

[18] Кстати, все эти понятия общего/частного в любом предмете, какой не возьми, в нашей школе идут именно от Василия Великого. Современная наука во многом выросла именно из Василия Великов тем, что обозначает относительно чего-либо общие или сущностные свойства, а в отношении частностей – ипостасные свойства. Например, в химии: если взять металлы, то, то, что они все металл – это их сущности, а отдельные свойства какого-нибудь молибдена или никеля – это его ипостасные качества. Или в биологии: если взять какое-нибудь семейство кошачьих – у него (у этого семейства, что у львов, что у домашних кошек) есть какие-то общие признаки, сущностные, а если мы возьмем какого-нибудь леопарда, у него будут какие-то свои особенности, свойственные только ему, как виду. И так далее. Мы к этому все привыкли, но забываем о том, что началось это все с Василия Великого именно по отношению к Пресвятой Троице.

[19] Разница у греков то есть. Например, икон – это очертания, то почему мы узнаем человека.

[20] Западная логика, которая будет после Василия Великого, но она будет идти обратно: от единства Бога к троичности. А когда мы идем таким путем, то дальше логично вытекает вопрос: а как же соотносятся эти ипостаси? И у бл. Августина, в отличие от Василия Великого, появится термин – «общение свойств» (лат. сommunicatio idiomatum) этих ипостасей. И тут еще никакого нет «филиокве» (лат. filioque), но уже на основании этого можно прилагать к троичности некие глаголы (отношения). Вот тогда-то, несколько позже бл. Августина, и возникнет это «филиокве», которое сыграет такую большую роль в отношениях востока и запада.

[21] Почему Милентий сразу не утвердил в Антиохии православие? Вроде бы он от ариан перешел на сторону Василия… Очень просто. Мы говори о том, все любили ссылаться на родственность или знакомство с Афанасием Великим. В Антиохии была подобная же ситуация. Вышел там некий Флавиан, яркий проходимец, который сказал, что он родственник Афанасия Великого. Его возвели в епископство. При этом, будучи сам «никейцем», творил всякие безобразия. И, конечно же, перешедший в православие Милентий Антиохийский, был заметно лучше. Но вот эта ситуация до смешного была в Антиохии – крупнейшем городе востока. Во главе православной партии стоял проходимец, а за тем, кто готов стать православным, и уже проповедует как Василий Великий, за ним стояли ариане.

[22] Подробнее Свт. Григорий Богослов «Стихотворение, в котором Святой Григорий пересказывает жизнь свою».

[23] Кстати, спустя несколько лет, на II Вселенском соборе, стремясь посильнее укусить Григория, вспомнят ему вот это бегство из Сасим.

[24] События осени 378 года имеют отношения не только к этим события, но и к нашему городу. Обличителем арианства императора Валента, шедшего на войну с готами был не кто иной, как столпник Исакий Долматский. Сошел со своего столпа и пошел обличать императора. Может, по сравнению с Симеоном Столпником, он и не настолько знаменит, но в отношении нашего города это интересный факт.

[25] Готы –восточногерманские племена.

[26] Когда люди константинопольского епископа приехали в ставку Феодосия на Балканах, а Феодосий, как человек военный очень не любил этих восточных шарканий ножкой, он все прекрасно понял, что ему хотят вручить взятку за этого епископа константинопольского, ну и конечно они получили совершенно обратную реакцию. Ему это все очень не понравилось. Он спросил только: вы придерживаетесь никейского Символа Веры? Когда ему в ответ полилась восточная демагогия… вот эта вся усия… ипостасис... Он вышел, расспросил советников, кто действительно достойный. Ему указали на Григория Богослова, друга Василия Великого. Его-то император одним росчерком пера и назначает епископом константинопольским.

[27] Обол – такая огромная монета. Ее никуда и не применить. Уж если только нужно дом купить. А так… за молоко, яйца ею не расплатиться. Нужно разменять.

[28] Сохранилась его проповедь перед Пасхой 380 года. О чем она? Она заканчивается словами: Христа с нами нет. Христос спит. Очень четкая характеристика этого времени. Что ж вы там обвиняете кого-то? Это мы распинали Христа. Мы наносили ему раны вот этими спорами и т.д. И получается, что мы живем где-то между пятницей и воскресением, как будто Христа с нами нет.

[29] Подробнее Свт. Григорий Богослов «Стихотворение, в котором Святой Григорий пересказывает жизнь свою».

[30] Кирилл Иерусалимский был в молодости великолепным катехизатором. Сохранились его знаменитые катехизаторские слова. По ним можно изучать эпоху, мировоззрение… Но потом в 340-х годах он вынужден был покинуть Иерусалим и практически около сорока лет был вынужден жить в разных монастырях востока. Просто потому что был изгнан вот этой арианской волной из Иерусалима. В 380 г. он только смог вернулся обратно в Иерусалим и оттуда уже поехал на Вселенский Собор.

[31] Скорее всего, их не подождали выполняя четко правило императора в мае 381 года. Те могли бы и поторопиться, можно было бы и заранее немного выехать. Кто знает? Может быть, они были уверены, что Собор их как раз подождет. Ну как же, александрийцев и не подождать?! Может быть, вот эта самоуверенность и сыграла такую роль. Почему так они были разъярены на Милентия и на всех членов Собора?

[32] Можно долго рассуждать о том, что такое Александрия и что это за народ такой - египтяне. Мало того, что они наследники великой греческой культуры и философии. Александрия сравнялась, а потом и затмила Афины. Христианство там выдержало страшные гонения и мучения. Христианство в Александрии через Оригена вышло на необъяснимо высокий уровень богословия. Мы мыслим до сих пор по-александрийски, т.е. образами. Мы обязаны многими вещами Александрии. Первенство на востоке – это, конечно же, не юридический акт, не спортивные состязания. Александрия была, и в принципе всеми признавалась, как самая значительная кафедра на востоке. Расчеты праздника Пасхи на востоке – это Александрия. Юлианский календарь вышел из Египта. Не говоря уже о богословии, выдержавшего эту атаку арианства Афанасия Великого. Наверное, то, что христианство не стало некой такой иудейской группой или сектой, то, что оно вышло на просторы греческого мира, сирийского, персидского, армянского, грузинского, германского, славянского мира – в первую очередь заслуга александрийцем. Почему? Потому что именно александрийцы говорили о том, что вера должна быть образной. Истинная вера – эта вера образов, метафор, символов. Это не есть просто, например, текст Св. Писания. Это есть обдумывание, символическое осмысление этого Писания. Оно и Священным-то называется, если в нем есть священные образы. Благодаря египтянам до нас дошел есть Ветхий Завет. Без них мы бы его выбросили. Зачем нам все эти еврейские истории? Египтяне переосмыслили их образно. Т.е. египтянин говорил на всечеловеческом языке образов. Нигде не доказано, что Египет – родина изображений христианских, но логично, зная мышление александрийцев, можно смело сказать, что, скорее всего, что вот эти изображения – иконы родились именно в Египте, потому что Египет мыслил образами. Где бы впервые не появилась иконопись, истоки, корни ее, логически, скорее всего, хотя, подчеркнем еще раз, это никем не доказано, в египетском образном мышлении. Например, образ богородицы он практически сразу понятен, потому что очень многие вещи мы воспринимаем через образ матери. И вот египтяне, говоря о Богородице, и, видимо, изображая Богородицу (мы не имеем археологических данных, но мы, зная философию египтян, понимаем, что они могли так говорить, потому что образ матери понятен любому: и греку, и египтянину, и персу, и римлянину) делали возможным восприятие христианской веры другими народами. И мы, русские, люди севера, воспринимая образ Богородицы, воспринимаем христианство. Это просто маленькие пример того, на каком языке говорил Египет. Конечно же, они загордились, что вот мол, мы во всем передовые и впереди планеты всей. Т.е. Александрии было, чем гордиться и, как говорили на востоке, «гордыня египтян превыше солнца». Гордость не хорошее для христианства чувство и александрийская гордость в истории, к сожалению, выливалась в подобные вещи. Дальше будет больше. И в V-VI веках остроумные на язык, как все семиты, сирийцы, (в связи с тем, что египтяне будут практически боготворить своего епископа в Александрии, он будет для них этакий свет в окошке) будут, хоть и, уважая, по-доброму, но остроумно будут за глаза называть александрийского епископа фараоном. В некоторых записях сирийских иногда проскальзывает, что вот опять фараон что-то такое сказал… как бы смеясь над египтянами, что вот ваш фараон что-то сказал, а мы уже тут должны повиноваться. Ну как же… великий сын Гора сказал! Подтрунивая еще и над этой языческой частью. Египтян это конечно задевало.

[33] Отсюда имена мучеников готских, которые, несмотря на то, что хоть и были арианскими, впоследствии вошли в состав общей Церкви: это Алла, Римма, Пинна и некоторые другие.

[34] Каталония – это как раз и есть Гот Алания (Готская Алания)

[35] Тут, видимо, сказалась еще и затаенная обида александрийцев на Константинополь еще со II Вселенского Собора.

[36] Интересно, что этот Феофил Александрийский приплыл с 27 епископами на 30 кораблях.

[37] Уже в XX веке был найден документ под названием «Записки Ипполита». Документ этот считают принадлежащим перу самого Нестория. В нем он спорит с неким египтянином. Понятное дело под египтянином подразумевается Кирилл Александрийский. Судя по этим записям Несторий и не был по своим взглядам таким уж несторианином, но все равно в этой книге говориться о том, что он не отказывается не от одного своего деяния, ни от одного своего слова. И только ждет и надеялся на справедливости. Во всяком случае, он дожил до созыва IV Вселенского Собора и он надеялся, что этот Собор его оправдает. Но и этот Собор его не оправдал, а только подтвердил осуждение несторианства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 6 от 14.11.2011 | Организационно-правовые формы малых предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.