Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса




В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.

Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы может:

1) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать по договору ведение бухгалтерского учета специализированной организации (бухгалтеру-специалисту);

4) вести бухгалтерский учет лично.

Бухгалтерский учет на малом предприятии должен вестись согласно общим принципам учета, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету:

- ФЗ «О бухгалтерском учете»,

- Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ,

- ПБУ, регулирующими порядок учета различных объектов;

- План счетов и инструкция по его применению,

- Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности и другие.

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства существуют специальные нормативные документы:

- Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»;

- Информация Минфина РФ от 11.06.2009 г. «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Этими документами предусмотрены упрощения по ведению учета по сравнению с другими предприятиями.

 

 

Примечание. Малым предприятиям предоставлено право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке, отказавшись от применения ряда ПБУ, а также выбрав и закрепив в учетной политике упрощенные варианты учета отдельных видов хозяйственных операций.

 

Ниже в таблице 1.1 приведена информация о тех ПБУ, которые не являются обязательными для малых предприятий. При формировании учетной политики малого предприятия в ней можно прописать отказ от применения этих ПБУ.

 

Таблица 1.1

 

ПБУ, от применения которых можно отказаться

 

Название ПБУ Какие организации могут отказаться от его применения Комментарий
     
ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" Разрешено не применять субъектам малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 2.1 ПБУ 2/2008) Если в учетной политике прописан отказ от применения ПБУ 2/2008, то организация признает доходы и расходы по договорам строительного подряда в общем порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" Разрешено не применять субъектам малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010) Если в учетной политике прописан отказ от применения ПБУ 8/2010, то организация не создает никаких резервов (оценочных обязательств), а все фактически понесенные расходы учитывает в составе расходов по мере возникновения
ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" Разрешено не применять субъектам малого предпринимательства, за исключением субъектов, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе (п. 3 ПБУ 11/2008)  
ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" Разрешено не применять всем организациям (не только малым), за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 2 ПБУ 12/2010)  
ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" Разрешено не применять субъектам малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 3.1 ПБУ 16/02)  
ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" Разрешено не применять всем субъектам малого предпринимательства (п. 2 ПБУ 18/02) Если организация закрепила в учетной политике отказ от применения ПБУ 18/02, то она не ведет учет разниц, возникающих между бухгалтерским и налоговым учетом. Налог на прибыль считается по данным налогового учета. В бухгалтерской отчетности отражается сумма налога, исчисленная в соответствии с гл. 25 НК РФ и указанная в декларации по налогу на прибыль

 

В отдельных ПБУ, которые обязательны к применению для всех организаций, включая малые, для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные способы учета тех или иных операций.

Организация при формировании учетной политики может закрепить в ней выбор тех или иных упрощенных способов учета (см. таблицу 1.2).

 

Таблица 1.2

 

Упрощенные способы ведения учета, предусмотренные

для малых предприятий

 

Элемент учетной политики Общие правила учета Упрощенный вариант для малых предприятий
     
Учетная политика
Отражение последствий изменения учетной политики По общему правилу последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключением из общего правила является ситуация, когда изменение учетной политики вызвано изменением законодательства и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и в соответствующем нормативном акте установлены специальные правила отражения последствий изменения учетной политики (п. п. 14 и 15 ПБУ 1/2008) Субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 15.1 ПБУ 1/2008) <1>
Учет финансовых вложений
Последующая оценка финансовых вложений Финансовые вложения делятся на рыночные и нерыночные. Нерыночные финансовые вложения отражаются в учете по первоначальной стоимости, которая в общем случае определяется как сумма фактических затрат организации на их приобретение. Рыночные финансовые вложения отражаются в отчетности по текущей рыночной стоимости, т.е. организация обязана ежемесячно или ежеквартально производить их переоценку (п. п. 19 - 21 ПБУ 19/02) Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (п. 19 ПБУ 19/02). Закрепив такой порядок в учетной политике, малое предприятие учитывает все свои финансовые вложения, как рыночные, так и нерыночные, по первоначальной стоимости <2>
Учет расходов по займам и кредитам
Учет процентов по привлеченным займам и кредитам По общему правилу проценты по займам и кредитам признаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов. Однако если заемные средства используются для приобретения (создания) инвестиционного актива, то проценты по ним включаются в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) <3> Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами (п. 7 ПБУ 15/2008) <4>
Учет доходов и расходов
Признание выручки и расходов По общему правилу выручка признается в бухгалтерском учете по начислению (по мере отгрузки товаров (работ, услуг)), независимо от фактического получения денежных средств от покупателей и заказчиков (п. 12 ПБУ 9/99) Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать выручку кассовым методом (т.е. выручка признается не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты) (п. 12 ПБУ 9/99). Если организацией в учетной политике принят кассовый метод признания выручки, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (п. 18 ПБУ 10/99) <5>
Исправление ошибок прошлых лет Существенные ошибки прошлых лет исправляются записями в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Кроме того, требуется ретроспективный пересчет сравнительных показателей отчетности прошлых лет (п. 9 ПБУ 22/2010) <6> Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета (п. 9 ПБУ 22/2010) <7>

 

--------------------------------

<1> Отказ от ретроспективного пересчета показателей бухгалтерской отчетности прошлых лет, конечно же, снижает достоверность бухгалтерской отчетности, но существенно упрощает жизнь бухгалтера. Соответственно, если пользователи отчетности (руководство, учредители и т.д.) не возражают против такого "упрощения", то никаких причин отказываться от предоставленной п. 15.1 ПБУ 1/2008 возможности и продолжать "мучиться" с ретроспективным пересчетом, на наш взгляд, нет.

<2> На наш взгляд, малому предприятию имеет смысл закрепить такой порядок в учетной политике. Во-первых, это существенно снизит трудоемкость ведения бухгалтерского учета финансовых вложений. Во-вторых, такой порядок ведения бухгалтерского учета финансовых вложений сблизит бухгалтерский и налоговый учет, поскольку в налоговом учете переоценка финансовых вложений по рыночной цене не предусмотрена.

<3> Подробно этот вопрос рассмотрен на с. 35.

<4> Включение соответствующего положения в приказ об учетной политике позволяет, во-первых, легально снизить первоначальную стоимость инвестиционного актива (а значит, и налоговую базу по налогу на имущество) и, во-вторых, сблизить данные бухгалтерского и налогового учета, поскольку в целях исчисления налога на прибыль проценты по любым заемным обязательствам признаются в составе внереализационных расходов.

<5> Если малое предприятие является плательщиком налога на прибыль, то признание выручки и расходов кассовым методом приведет к сильному расхождению данных бухгалтерского и налогового учета. Поэтому закрепление кассового метода в учетной политике для целей бухгалтерского учета представляется нам неразумным. В то же время организациям, применяющим упрощенную систему, кассовый метод признания доходов и расходов, наоборот, позволит сблизить данные, отражаемые в бухгалтерской отчетности и в книге учета доходов и расходов. Поэтому организациям-"упрощенцам" имеет смысл подумать о применении в целях бухгалтерского учета именно кассового метода. Но в любом случае решение, конечно же, принимается вами самостоятельно.

<6> Порядок исправления ошибок прошлых лет подробно рассмотрен на с. 220.

<7> Закрепив этот порядок в учетной политике, бухгалтер на законном основании сможет исправлять любые выявленные ошибки, независимо от существенности, текущими проводками в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" без пересчета показателей отчетности прошлых лет.

 

В зависимости от вида деятельности, объема реализации, объема документооборота, количества учетных работников и требований собственника, малые предприятия могут использовать:

1 вариант - рабочий план счетов, построенный на основе типового плана счетов;

2 вариант - упрощенный рабочий план счетов, предлагаемый Типовыми рекомендациями. Субъект малого предпринимательства может открыть счета для обобщения информации: (в таблице)

1) о производственных запасах — сч. 10 «Материалы» (вместо сч.07 «Оборудование к установке», 10, 11 «Животные на выращивании и откорме»);

2) о затратах, связанных с производством и продажей продукции — сч.20 «Основное производство» и сч.44 «Расходы на продажу» (вместо сч.20, 21, 23 «Вспомогательное производства», сч.25 «Общепроизводственные расходы», сч.26 «Общехозяйственные расходы», сч.28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», сч.44);

3) о дебиторской и кредиторской задолжностях - сч.76 (вместо счетов 62, 71, 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75, 76, 79 «Внутрихозяйственные расчеты»);

4) о готовой продукции и товарах — сч.41 «Товары» (вместо сч.41, сч.43 «Готовая продукция»);

5) о денежных средствах в банке — сч.51 «Расчетный счет» (вместо счетов 51, 52, 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);

6) о собственном капитале — сч. 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80, 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);

7) о финансовых результатах — сч. 99 «Прибыль и убытки» (вместо сч.90 «Продажи», сч.91 «Прочие доходы и расходы»,99).

 

Форму ведения бухгалтерского учета (т.е. систему регистров) выбирает гл.бухгалтер в зависимости от количества операций, объема документооборота, наличия программного обеспечения, опыта и квалификации: бухгалтерский учет может быть организован по мемориально-ордерной, журнально-ордерной, автоматизированной и других формах учета.

Малым предприятиям с простым технологическим процессом и совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 в месяц) рекомендуется применять упрощенную форму бухгалтерского учета, которая включает 2 вида:

1) простая форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия;

2) форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.