Возрастной период
| Хронологические рамки
| Социальная ситуация развития
| Ведущая деятельность
| Общение
| Психологические новообразования
|
Кризис новорожденности
| От 0 до 2 месяцев
| Переход от внутриутробного к неутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого, социальная улыбка как начало индивидуально – психической жизни.
|
- это физическое отделение от матери, расширение пространства, доступного для ребенка, рост самостоятельности
| Кризис первого года жизни
|
Раннее детство
| От 1 года до 3 лет
| Ребенок и взрослый Познание мира человеческих предметов
| Орудийно- предметная (предметно - манипулятивная деятельность)
| Со взрослыми - ситуативно деловое;
Со сверстниками – характеризуется начальными формами и подражанием
| Овладение предметными действиями, символическое замещающее действие, предметная игра. Начальные этапы изобразительной и других видов продуктивной деятельности, Активная речь, наглядно- действенное мышление, сознание- «я сам», отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними.
|
Семизвездие симптомов кризиса:
Упрямство, негативизм, строптивость, протест, бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм
| Кризис 3 лет
Психологическое отделение от близкого взрослого, гордость за достижения.
|
Дошкольное детство
| От 3 до 7 лет.
| Ребенок и взрослый. (общественный и обобщенный); познание мира общественных отношений
| Сюжетно- ролевая игра
| Общение со взрослым, от 3 до 5 лет -внеситуативно – познавательное, от 5 до 7 – внеситуативно - личностная; общение со сверстниками в виде игрового сотрудничества и сопереживания.
| Воображение, наглядно - образно мышление. Начало понятийного мышления. Начинают формироваться картина мира. Соподчинение и иерархия мотивов, произвольность поведения. Появляются первичные этические комплексы, инстанции. В частности: стыд, самосознание, из образов представления родителей о ребенке, практическое овладение речью, развитие функций речи. Аффелиация, стремление быть принятым - ведущая социальная потребность.
|
Происходит потеря детской непосредственности, которая проявляется в манерничанье, кривлянии, обобщении переживаний и возникновение внутренней психической жизни..
| Кризис 7 лет
Это способность и потребность в социальном функционировании в занятии значимой социальной позиции
|
Младший школьный возраст
| 6-7 и до 10 лет
| Внутренняя позиция ученика
Как человека, совершенствующего самого себя
| Учебная деятельность
| Особенности учебного общения: особа роль учителя и роль сверстников, совместное обсуждение учебных проблем
| Умение учиться, понятийное мышление, формирование внутреннего плана действий, рефлексия интеллектуальная и личностная, новый уровень произвольности поведения, самоконтроль и самооценка, ориентация на группу сверстников, зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности
|
| Кризис Предподростковый
«Мотивационный вакуум», кризис самооценки, ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний и получается рефлексивный оборот на себя.
|
Подростковый (отроческий) возраст
| 10-11 лет, до 14,15 лет.
| Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества, проявление индивидуальности
| 1. Интимно- личностное общение со сверстниками
2. Общение, общественно-полезная деятельность
| Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников, подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований.
Подростки- взрослые. Амбивалентность отношений, стремление к независимости, потребность, потребность в защите и поддержке.
| Чувство взрослости, стремление к самоутверждению, возникновение внутренний жизни, большой интерес к чувствам и переживанием других людей. «Я концепция», формально- логическое мышление, формируется абстрактное мышление, рефлексия.
|
Юность:
| ранняя (с 15 до 18 лет)
Поздняя (17 – 21, 23)
| Поиск свое места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации, процесс самоопределения, как аффективный центр социальной ситуации развития.
| Учебно-профессиональная деятельность,
Профессиональное самоопределение.
| Потребность в неформальном доверительном общения со взрослыми, установление взаимоотношений с лицами противоположного пола, любовь
| Потребность самоопределения, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, жизненные планы как новообразование, устойчивое самосознание, идентичность, ценностные ориентации, мировоззрение
|
18-20 кризис перехода к взрослости.
| ОТРЫВ ОТ РОДИТЕЛЬСКИХ КОРНЕЙ
Осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, уточнение жизненных планов, начало их осуществление, выбор супруга и создание семьи- это специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.
|
Взрослость
Молодость
Зрелость
| Молодость (от 20 до 30 лет);
Взрослость (зрелость) от 30 до 60 лет
| Принятие на себя полноты ответственности
| Ведущая деятельность- труд.
| Круг общения связан с профессиональной деятельностью; освоение и реализация родительски- детских отношений
| Построение стратегии жизни, феномен акме, смысло - жизненные решения, новый уровень интеллектуального развития, т.е. способность формулировать проблему и диалектическое мышление; материнство/отцовство
|
| Кризис 30 лет.
Происходит коррекция планов жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности и в семье.
|
| Кризис 40 лет.
Кризис середины жизни. Происходит осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста.
|
| Кризис 50 лет.
Очередная переоценка жизни.
|
Поздняя взрослость: старение и старость
| Пожилой возраст (старение от 65 до 75).
Старость от 75 до 90;
Долгожительство свыше 90 лет
| Готовность выхода на пенсию, адаптация к новому социальному статусу, поиск новых форм занятости
| Ведущая деятельность- профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; хобби, прародительство, постепенный отказ от активности
| Сужение круга общения, взаимодействие со взрослыми детьми и внуками.
| Принятие своей жизни, жизненная мудрость, счастливая старость, интегрированность, цельность.
|
| Кризис индивидуального существования.
Смерть, как последнее критическое событие жизни и установки в отношении смерти.
|
| | | | | | |