Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетическая функция дизайна

Экологическая функция дизайна

Знаковая функция дизайна

Утопическая функция дизайна

В современном мире человек стремится уйти от реальности в новые миры, переместиться на другие планеты, вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира, дизайнер способен воплотить прогноз в вещь. Любая гипотеза требует своего предметного воплощения для того, чтобы быть всесторонне воспринятой и оцененной. Утопическая функция дизайна материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях и т.д.

Функция связана с возможностью создать предметную среду, свидетельствующую о вкусе, образованности, эстетической развитости вещей, но изменяет его у вещей более раннего происхождения.

Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть. В ней могут быть учтены обстоятельства и механизмы утилизации, «возвращения» к природно-вещественному состоянию. В отличие от объектов инженерной деятельности, функционирующих как самодостаточные, продукты дизайна ответственны за гармоничное отношение человека с природой. Кроме того, экология включает в себя сохранение человека, не только как телесного, но и как духовного существа. В сложившейся ситуации социальная роль ландшафтных предприятий - предотвращение последствий разрушительной деятельности человека - становится весьма значимой. Появление зелёных аллей, парков и скверов в городе, зелёных садов частных усадеб повлечет за собой восстановление многих экологических факторов, благотворно влияющих на жизнь и здоровье человека.

Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть.

Дизайн сознательно творит красоту. Он позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла». Она неразрывна со всеми функциями. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь души человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения.

Автор предлагает рассмотреть более подробно эстетическую функцию дизайна. Что же такое эстетика? По мнению автора, эстетика – это красота и гармония во всем: в предметах, в архитектурных сооружениях, в дизайнерских вещах и т.д.

Эстетика – это гармония внутреннего мира человека (души), тела и окружающего мира. Вещь, которую наблюдает зритель, должна быть красивой, удобной, грамотно и гармонично оформленной.

Дадим определение эстетики, обратившись к толковому словарю Ожегова и Даля:

  • Эстетика - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии
  • Эстетика - система чьих-нибудь взглядов на искусство.Некоторые авторы (А.Спиркин) относят появление эстетического отношения к стадии формирование человека. Другие говорят о том, что эстетика связана с развитием любых живых организмов. Третьи же связывают эстетическое отношение с магическим.

Согласно утверждению Т.Ю. Быстрвой, субстратом эстетического является отношение между человеком и объектом. Можно сказать, что эстетические качества предметного мира являются производными от этого отношения, диктуются состоянием духовной гармонии и свободы, переживаемым человеком. Эстетическое отношение позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла» (А.Ф. Еремеев) предметов, явлений действительности и проявлений человека. Утилитарное отношение неизбежно односторонне и в свою очередь приводит к односторонности человеческих проявлений в нем, к зависимости от него. Преодоление этой зависимости связано с достижением целостности и полноты путем выделения и концентрации положительных значений мира и их чувственного переживания в эстетическом отношении, когда объект перестает быть средством удовлетворения утилитарной потребности, превращаясь в самоцель.

Дизайн целенаправленно творит красоту, установка на создание которой до него была прерогативой исключительно искусства, но при этом утилитарное приходит к диалектическому единству с эстетическим. Это происходит благодаря формированию собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции. Переживание эстетических ценностей ведет к духовной свободе. Поэтому «орудия труда древнего человека таят в себе следы не только утилитарного совершенствования, но и постепенного стремления людей к усилению выразительности формы. Форма предмета подтверждает позитивные проявления его создателя».

Дизайн был практически всегда. Сторонники этой точки зрения [Н.П. Гарин] отождествляют любую деятельность по созданию предметов с дизайном и используют такие выражения как «первобытный дизайн», «средневековый дизайн» и т.п. Начиная с древности, люди стремились к красоте, к пониманию окружающего мира через формы. Изобретая какие-либо орудия труда, предметы быта, люди задумывались не только о том, как ими пользоваться, но и как они будут выглядеть. Форма предмета «приноравливается» к тому, кто им пользуется, являясь как бы продолжением не только тела, но и психики, и души, т.е. всего человека в целом.

В настоящее время появляется большое количество новых форм, различных элементов. Дизайнеры пытаются сделать свои творения более оригинальными, но в то же время удобными, красивыми и эстетичными, отвечающими требованиям потребителей.

В качестве примера хотелось бы рассмотреть предмет, который не отвечает, по мнению автора, требованиям эстетики. Это мягкая игрушка Филиппа Старка. Основным модулем данной игрушки является медведь, на каждой лапе которого головы различных животных. Автор считает, что данная игрушка отрицательно воздействует на человека, а тем более на ребенка. Ребенок не сможет играть с этой игрушкой, так как у него есть определенной представление о том, как должно выглядеть то или иное животное. А если ребенок увидит, что у медведя, который должен ходить на четырех лапах, вместо этих самых лап головы других животных, это вызовет только страх и нанесет психологическую травму. Ребенок – ранимое существо, поэтому игрушка, которую приобретает для него родитель, должна быть веселой, доброй, красочной, смешной и вызывать положительные эмоции. Даже, если только рассматривать голову игрушки, можно сказать, что она не привлекает внимание (недобрый взгляд, без улыбки и т.д.). А представление ребенка об игрушке складывается из первого впечатления. То, какой игрушку ребенок увидел в первые минуты, такой она и сформировалась в его сознании. Возможно, что данная игрушка будет интересна очень маленькому ребенку, у которого еще не сформировалось представление об окружающем его мире, и которому будет интересно играть сразу же с четырьмя «зверьками». Но для детей постарше она неприемлема.

Чтобы понять роль эстетической функции дизайна, можно привести простой пример: обустройство своего дома или рабочего пространства. Каждая вещь в доме должна быть не только удобной, качественной, но и красивой, гармоничной и она должна вписываться в интерьер. Подчеркнуть индивидуальность своего дома, а также воплотить в жизнь любые дизайнерские идеи, можно с помощью окружающих предметов, каких – либо декоративных элементов.
Очень важно, какие предметы, вещи окружают человека большую часть его времени. Даже в обоях, которыми основная часть населения покрывает стены своего дома, можно увидеть эстетическую функцию дизайна. Очень часто дизайнеры придумывают различные рисунки, рельефы на обоях, имитируют разнообразные материалы (камень, дерево и т.д.) для того, чтобы человек смог почувствовать атмосферу, которая ему необходима.

В отличие от своих далеких предшественников, действовавших интуитивно и спонтанно, дизайнеры исходят из осознанной установки на гармонизацию предметной среды. В работе происходит не только усвоение опыта предшественников, но и формирование собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции, включающей определенное представление о человеке, его потребностях, нормах вкуса, образе жизни и т.д.

Необходимо учитывать аспект, за который отвечает дизайн: внешний вид изделия, его формы, линии, пропорции, а также цвет. То есть все то, что формирует у потребителя образ продукта. Работу с внешним видом изделия осуществляет промышленный дизайнер. С точки зрения эстетики при разработке изделия нужно учитывать насколько важно созданному предмету отличаться от других. В настоящее время эстетические характеристики являются самыми основными при выборе изделия.

Работу с внешним видом изделия осуществляет промышленный дизайнер.

Также предмет должен соответствовать тенденциям моды. При разработке изделия, необходимо учитывать его целевую аудиторию. Чем шире аудитория предполагаемых потребителей, тем более усредненной и менее самобытной становится форма, тем более безликой - вещь. Какие-то вещи предназначены для молодежи и должны быть модными, яркими и современными, а какие-то изделия, предназначенные для людей постарше, пожилого возраста, должны быть наиболее классические и консервативные.

Смысл дизайна – «возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира». Эстетическая функция дизайна незаменимая. Именно она позволяет достичь гармонии между окружающим пространством и человеком.

Дизайн – это особая отрасль жизнедеятельности людей, которая также, как и другие влияет на жизнь человека.

«Дизайн - творческая деятельность, а творчество, как высший уровень познания, не мыслимо без предварительного накопления и освоения самой разносторонней информации…»

Дизайн — это профессиональный поиск нового образа мира и разработка его концепции.Человеку необходима красота и гармония. Влияние эстетики на жизнь человека очень велико. Оно неразрывно связано с его деятельностью. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь души человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения. Вся жизнь современного человека наполнена продуктами дизайна. Дизайн окружает человека повсюду – в быту, на работе, отдыхе и т.д. И с течением времени значение дизайна в жизни человека возрастает. Вещи, становятся показателями уровня жизни, определенного статуса, благополучия и социальной защищенности человека. Форма постоянно эволюционирует, приспосабливаясь к новому в жизни человеческого общества.

«Дизайн - это профессиональный поиск нового образа мира и разработка его концепции на основе эстетической рефлексии дизайнера. Только человеку присуща способность моделировать социально-культурный мир как единство объективной реальности и субъективно переживаемых человеком ценностей. В этом, по существу, и состоит смысл и метод дизайна».

Цель дизайна - стать уникальным, мощным и эффективным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества, функции дизайна должны быть направлены на возвышение личности, самосовершенствование себя и окружающего социального и природного мира

Рекомендуемая литература

  1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001
  2. В.В.Бычков «2000 лет христианской культуры» том 1 Раннее христианство. Византия. Том 2 Славянский мир. Древняя Русь. Россия.
  3. Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, 2004

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сигнификативная функция дизайна | Предметно - пространственная среда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.